Сериал «Тед Лассо»: кто ты, добрый человек?

Комедийно-драматический сериал «Тед Лассо» вышел летом пандемийного 2020 года на Apple TV+ и имел ошеломляющий успех. Его дружно хвалят и зрители, и кинокритики – Джейсон Судейкис получил за главную роль в «Теде Лассо» «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров, сериал номинирован на 20 кинопремий «Эмми», имеет высокие рейтинги (8,8 на IMDb, 8,5 на Кинопоиске). Летом 2023 года вышел третий, финальный сезон полюбившегося многим сериала. В чем же секрет этой истории про улыбчивого тренера-американца, покорившего холодную Великобританию?

Образ Теда Лассо возник еще в 2013 году из пародийных скетчей на NBC Sports, а через семь лет Джейсон Судейкис, Билл Лоуренс, Брендан Хант и Джо Келли сделали сериал. Как говорил Судейкис, ему, уставшему от озлобленности и стресса, захотелось создать что-то доброе и уютное – и вышел «Тед Лассо».

Первый сезон рассказывает о том, как богатая англичанка Ребекка Уэнтон (Ханна Уодингем), переживающая развод с мужем-изменником, решает ему отомстить: футбольный клуб «Ричмонд», доставшийся Ребекке после развода – это единственное, как она считает, что любит бывший супруг; и разрушить этот клуб, унизить его в череде бесконечных поражений – это то, что точно причинит боль изменнику. Для этого коварная Ребекка нанимает тренера по американскому футболу Теда Лассо, который ничего об английском футболе не знает и, соответственно, должен развалить клуб, которому с таким тренером ничего не светит. Тед Лассо выглядит как типичный янки, кажется глупым и нелепым, и поначалу кажется, что план Ребекки работает. Но Лассо оказывается не так прост – его обаяние постепенно покоряет англичан, команда сплачивается вокруг тренера и у нее появляются первые успехи. Второй и третий сезоны рассказывают о поражениях и победах «Ричмонда» и о том, как тренеру Лассо, добившемуся всеобщего признания, удается довести команду до достойного финала. 

Сериал хорошо сделан технически, покоряет своей веселой и легкой атмосферой, которую критики считают одной из главных удач сценария; даже не всегда уместные вкрапления современной повестки (экология и права меньшинств) не портят сериал и не уводят от фабулы – взаимодействия главного героя и команды. Как и многие удачные комедийные продукты вроде «Теории большого взрыва» или «Рика и Морти», «Тед Лассо» содержит много отсылок к известным песням и фильмам. По общему признанию, великолепен Джейсон Судейкис в роли Теда Лассо; яркими персонажами благодаря отличной актерской игре получились хозяйка «Ричмонда» Ребекка, ее бывший муж Руперт (Энтони Хэд), жизнерадостная Кили Джонс (Джуно Темпл), менеджер «Ричмонда», мрачный капитан «Ричмонда» Рой Кент (Бретт Голдстин), его соперник Джейми Тартт (Фил Данстер), друг Теда, немногословный тренер Бирд «Борода» (Брендан Хант), закомплексованный Нейт (Ник Мохаммед)… 

Цепляет сериал и затронутыми темами: и как найти свое место после разрыва значимых отношений и потери работы, и как трудно совмещать рабочие и личные отношения, и почему неуверенность в себе – это главная причина попыток унизить других.

Но самая большая удача сериала – это главный герой, Тед Лассо, чье основное  достоинство – доброта. Персонажи, которые отличаются прежде всего добротой и способностью любить, появляются в массовой культуре все чаще и чаще, и это не только Гарри Поттер и Джон Сноу из «Игры престолов»; добрый персонаж, покоряющий людские сердца, встречается и в мультфильмах Disney («Райя и последний дракон»), и в аниме («Шаман Кинг»), и даже в мрачном корейском «выживаче» – «Игре в кальмара». «Тед Лассо» интересен тем, что не просто показывает доброго персонажа, но еще и честно, без прикрас, рассказывает нам, какой он – добрый человек, и как «работает» доброта. 

Американец Тед попадает в английский городок, где живут не утонченные леди и джентльмены, а простые и грубые люди, для которых прямая агрессия – самый естественный способ взаимодействия с миром, а оскорбления – это первое, что приходит на ум, если вам человек не нравится (да и нравится – тоже). Нелепого американца, который ничего не смыслит в английском футболе, фанаты осыпают самой непарламентской руганью. Футбольная команда – тоже явно не институт благородных девиц; мордобой там обычное дело, маскулинность  – предельно токсичная, и на тренера со смешными усиками явно не смотрят как на мужчину. У более воспитанной публики ситуация не лучше: и хозяйка клуба Ребекка, и репортер Independent Трент Кримм (Джеймс Лэнс) смотрят на «деревенщину» Теда с почти нескрываемым презрением, считая его полным дураком. И футболисты, и «сливки» общества одинаково уверены: хороший человек – не профессия, слабакам и простофилям не место среди уважаемых людей.

Любопытно, как ведет себя Тед в этой ситуации. Он уверен, спокоен и доброжелателен, ни подколки прессы, ни грубые издевательства фанатов не могут вывести его из душевного равновесия. Тед продолжает быть тем, кто он есть – добрым человеком, который продолжает раз за разом протягивать руку людям озлобленным и скептичным. Впрочем, тут важно заметить, что вряд ли бы это само по себе сразу оценили – важно, что Тед очень ясно показывает: доброта – это не слабость. И можно быть мужчиной – и быть добрым. Так, Тед вызывает на поединок в «Дартс» бывшего мужа Ребекки и легко побеждает его – оказывается, что у Лассо твердая рука и хорошая практика; он быстро находит выход в критической ситуации; несмотря на внешнее давление, тренер заменяет заносчивого игрока Джейми, потому что команда должна добыть результат, а не быть только декорациями для звезды; если надо объединить команду, а другого способа, как найти общего врага нет, Тед без колебания превращается в «Леда Тассо» – свою противоположность, придирчивого и грубого тренера – пусть ребята ненавидят его, только оставят свои разногласия. «А у вас есть яйца», – с невольным уважением говорит ему капитан команды Рой Кент, типичный и даже гротескный брутал. «Яйца – это все, что у нас есть», – шутливо отвечает ему Тед – и постоянно и ненавязчиво показывает команде, что он способен быть ее настоящим «хозяином».

Тед держится уверенно – поскольку убежден в своих ценностях, в своем позитивном взгляде на мир, и потому еще, что не считает такой уж важной фигурой самого себя. Это помогает ему спокойно и доброжелательно отнестись к любой критике в своей адрес. Очень показателен эпизод, когда предавший Теда и команду Нейт, перешедший в клуб Руперта, на пресс-конференции издевается над бывшим тренером, а тот на ответном мероприятии для прессы так добродушно смеется сам над собой, что СМИ становятся на сторону Теда –к крайней досаде Нейта, у которого для самоиронии слишком мало внутренних сил. Уверенность Теда в итоге покоряет даже скептичного репортера Трента Кримма, который проникается к чудаковатому тренеру искренней симпатией и уважением. Так и вышло, что поначалу всеми презираемый янки признается всеми не просто достойным человеком – а достойным мужчиной.

Переосмысление гендера и его роли  –  это тренд постхристианской цивилизации; чаще всего говорят о феминизме и женственности (и недавно вышедший фильм о Барби это показывает), но поиски «новой мужественности» не менее важны (отечественные сериалы «Черная весна»  и «Мир! Дружба! Жвачка!» – отражение этой тенденции). Эта «новая мужественность» в случае Теда – добрая и эмпатичная, но она остается мужественностью – твердой и где надо – агрессивной. Кстати, близкий друг Теда тренер Бирд – молчаливый, спокойный и «классически» мужественный человек; Лассо создает мужской клуб «Алмазных псов», где мужчины открыто обсуждают свои проблемы и получают прямые и не особо лицеприятные рекомендации. Тед не боится агрессии, учитывает и принимает ее. Он дает возможность Нейту прямо и жестко описать игрокам их слабости; Нейт требует от Роя проявить свой гнев на поле – и Рой, последовав этому совету, добивается победы для команды. Тед приглашает в команду добродушного мексиканца Дани Рохаса (Кристо Фернандес), чтобы создать здоровую конкуренцию в команде; он понимает, что агрессия может пойти на пользу делу.

Но все же главное в Теде – не это. Он показывает силу доброты – увидеть в человеке самое ценное, особенно тогда, когда он сам в себе этого не видит. Так, Тед открывает в скромном уборщике Нейте талант футбольного тактика; Теду решительно все равно на статусную разницу, он спрашивает у Нейта совет, четко показывает ему, что отличает его от стенки – и постепенно укрепляет его веру в себя, добивается того, чтобы Нейта тоже сделали тренером. Тренер видит в Рое Кенте, мрачном и озлобленном человеке, того, кто может сочувствовать чужой боли – и Рой, пусть и неохотно, прекращает издевательства над Нейтом в команде. «Believe» (верить) – вот главная установка Лассо (и плакат с этой надписью он сразу же вешает в раздевалке), которой тот в отношении людей неуклонно следует.

Как эмпатичный и добрый человек, Тед пытается понять, что нужно каждому из тех, с кем он встречается – и Ребекка, для которой Тед поначалу – только инструмент разрушения команды, не может устоять против его потрясающих бисквитов. Эмпатия Теда делает его изобретательным: он с помощью хитрости примиряет вечных соперников, Роя и заносчивого Джейми, делает вечеринку в честь тоскующего по родине футболиста-нигерийца Сэма (Тохиб Джимо); когда команда боится мистического проклятия, которое с Первой Мировой войны тяготеет над тренировочным залом, Тед предлагает футболистам принести в зал что-то ценное, чтобы такой жертвой «отвести» проклятие – и в итоге объединяет команду, которая наконец-то почувствовала себе единым целым. 

Не менее важно, что Тед искренен и этой искренностью заражает людей, которые уже давно отвыкли прямо выражать свои чувства. Он настаивает: открытость не может быть с одной стороны, искренность должна быть взаимной, и сподвигает психотерапевта своей команды, отстраненную и холодноватую Шерон Филдстоун (Сара Найлз), на то, чтобы и она открыто сказала о своих переживаниях, показала, что она живой человек, а не машина.

Доброму человеку нужны люди, он, как правило, видит себя не как самостоятельную единицу, а как часть команды, сообщества. Тед постоянно и настойчиво доносит до своих игроков эту мысль: не звезды решают исход футбольного сражения, а командная работа; когда именитый и крайне высокомерный футболист Зава (Максимилиан Осински) уходит из команды, Тед говорит, что это только на пользу – футболисты должны поверить в себя как в группу. Когда Трент Кримм показывает Теду книгу, которую репортер назвал «Путь Лассо», тренер искренне возражает – книга не должна быть персонально о нем, это история команды.

А еще добрый человек умеет прощать – и потому, что верит в лучшее в людях, и потому, что не слишком высокого мнения о себе и своих добродетелях. Когда Тед узнает от Ребекки правду, почему она его пригласила, он прощает ее, говоря, что во время развода люди часто ведут себя неразумно. Более того, он прощает Нейта и разрешает ему вернуться в команду; суровый тренер Бирд, противящийся возвращению предателя, вспоминает, как Тед принял его, совсем разбитого и несчастного, и идет навстречу Нейту, давая ему второй шанс. Тед учит этому прощению и других: Джейми набирается сил простить вечно придирающегося и унижавшего его отца, поскольку его тронули слова доброго и прощающего тренера.  

Идеален ли в таком случае добрый гений «Ричмонда»? Зрители и критики единодушно указывают, что у лучезарного Теда Лассо все не гладко как минимум с первого сезона: в Великобританию он уезжает потому, что у него проблемы с женой, с которой он в итоге разводится – оптимизм и доброта сами по себе не в состоянии сохранить брак. Тед страдает паническими атаками, ему крайне нелегко признаться, что он страдает; открытый и честный разговор о самом себе ему дается непросто; нам явно показывают, что оптимизм и вечный позитив – вполне себе психологические защиты. Когда у команды появляется квалифицированный психотерапевт Шерон, который отлично справляется с проблемами игроков, Лассо очевидно ревнует к ее успеху и завидует врачу; попытка найти с ней контакт продиктована не столько общим дружелюбием тренера, сколько желанием подобрать к ней ключик и подчинить ее своему обаянию. Когда привычные методы Лассо не работают, он явно расстроен и ищет возможности найти «кнопку» влияния.

Особо бдительные граждане-зрители уже обвинили Теда во всех смертных грехах: его доброта обманчива, она проистекает от слабости и комплексов; желающий любви окружающих Тед манипулирует людьми, а еще он полностью игнорирует реальность! На это хочется заметить: и святой-то человек – всего лишь человек, что там говорить про просто доброго. И дело не только в том, что у всех свои слабости и недостатки, а недостойные чувства время от времени посещают всех представителей человеческого рода. Доброта, то есть желание активно и жертвенно служить другим (по-христиански – любовь),  – это особый дар и тяжелое испытание. Развить природную доброту до любви, в которой нет неврозов, страхов, комплексов – это задача на всю жизнь. Христианские подвижники недаром указывали на любовь как на венец, а не на начало добродетелей: слишком много в чувствах обычных людей гордыни, тщеславия, внутренней опустошенности и прочего, что отравляет и портит любовь, делает ее служением себе, а не другому. Обычному человеку, который не подвижник благочестия, с даром доброты трудно: неисправленное и невылеченное тянет в одну сторону, доброе сердце – в другую; отсюда острое переживание именно добрыми людьми внутреннего бардака, отсюда – перепады от теплоты и сердечности до холодности и безразличия. Вряд ли стоит строго судить человека за то, что он не великий святой. Важно не то, какие внутри доброго человека демоны – важно то, что он с ними делает и что выбирает. 

Если мы внимательно посмотрим на поведение Теда, то увидим, что он чаще всего делает достойный выбор, преодолевая свои искушения. Он с трудом, но отказывается от контроля за бывшей женой; пусть далеко не сразу, но он честно признает свои проблемы перед психотерапевтом, готов прорабатывать свои травмы; он принимает суровую, отстраненную и педантичную Шерон такой, какая она есть, отказывается от манипуляций и влияния – и они становятся добрыми друзьями. Как бы Теду ни хотелось, чтобы его любили – он никогда не опускается до демагогии нигерийского богача Акуфо (Сэм Ричардсон), который пытается в прямом смысле купить любовь и симпатию; обаяние тренера Лассо – это обаяние истинно доброго человека, а не обманчивая харизма Руперта, ловкого манипулятора, глубоко равнодушного к людям. Оптимизм Теда – искренен и исходит из его умения видеть лучшее в людях, его вечный позитив – это не резиновая и набившая оскомину голливудская улыбка, это желание видеть свет там, где его не видит никто, это своеобразная сила, которая помогает справиться и со своими, и с чужими бедами. Главный плод, который приносит Тед, – это «заражение» людей любовью и радостью; само его присутствие делает многих людей счастливыми, объединяет их и делает друзьями. 

Христианам будет радостно и приятно посмотреть сериал, который весь – о ценности и нужности любви и о том, каково быть добрым человеком, а зрители любых убеждений получат удовольствие от доброй и очень смешной спортивной драмы-комедии. 

Тем, кто хотел бы еще более основательно познакомиться с сериалом, рекомендуем передачу «Гик Zonы».

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии