«Бриджертоны»: альтернативная Англия
«Бриджертонов» я не хотела смотреть категорически. Я слышала, что есть такой квазиисторический сериал, где исключительно из соображений политкорректности играют темнокожие актёры — и упорно проходила мимо. В этом году вышел третий сезон шоу, и, посмотрев на высокие рейтинги (7,7 на Кинопоиске, 7,4 на IMDb), я поняла, что мне стоит его посмотреть, чтобы сделать передачу, обречённо включила ноутбук… и — влюбилась в этот сериал.
Итак, о чём речь? «Бриджертоны» — это американский сериал на платформе Netflix, основанный на серии романов Джулии Куинн и созданный режиссёром Крисом Ван Дьюсеном. События сериала происходят в альтернативном Лондоне начала XIX века и связаны с «сезоном» высшего общества, когда молодые люди присматривают себе подходящую партию, а королева Шарлотта (Голда Рошевель) при этом оценивает девушек, впервые вышедших в свет, и даёт самой понравившейся титул «бриллианта сезона». Все события высшего света комментирует загадочная леди Уислдаун (голос Джули Эндрюс), чьи фельетоны читает всё общество, включая королеву. В центре повествования — знатная семья Бриджертонов, состоящая из матери, четырёх братьев и четырёх сестёр.
Первый сезон (вышел в 2020 году и поставил рекорд по просмотрам на Netfliх) рассказывает о выходе в свет старшей из сестер Бриджертонов, Дафны (Фиби Дайневор), и ее отношениях с герцогом Саймоном Гастингсом (Реге-Жан Пейдж), а также о драматичной судьбе Марины Томпсон (Руби Баркер). Марина — родственница Фезерингтонов, еще одной знатной семьи. Она беременна, ее возлюбленный погиб, а девушке необходимо устроить свою жизнь.
Во втором сезоне в свет выходит вторая из сестер Бриджертонов, Элоиза (Клаудия Джесси), которая больше интересуется книгами и правами женщин, чем замужеством. Глава семьи, виконт Энтони Бриджертон (Джонатан Бейли), ищет себе подходящую партию и сталкивается с двумя сестрами Шарма, приехавшими из Индии, — кроткой Эдвиной (Чаритра Чандран) и ее старшей волевой сестрой Кейт (Симон Эшли).
В третьем сезоне второй сын в семье Бриджертонов, вольный художник Бенедикт (Люк Томпсон), ищет себя, Франческа Бриджертон (Ханна Додд), третья дочь, выходит в свет и получает признание королевы, Колин Бриджертон (Люк Ньютон) вступает в отношения с Пенелопой Фезерингтон (Никола Кохлан), близкой подругой Элоизы Бриджертон, а леди Уислдаун раскрывает свою личность.
Чем цепляет сериал? Прежде всего — красивой картинкой, однозначно рассчитанной на массовую аудиторию (недаром продюсер сериала — Шонда Раймс, выпустившая популярный сериал «Анатомия страсти»). Красивая картинка создается, во-первых, за счет исторического антуража. Мода на эпоху «Гордости и предубеждения» не проходит, как и спрос на прошлое, в декорациях которого можно пофантазировать о прекрасной любви. Недаром так популярны любовные романы, действие которых переносится в XIX век (это литературная первооснова сериала).
Пользуется спросом и жанр альтернативной истории — вопреки известной поговорке, что у истории нет сослагательного наклонения, многим хочется помечтать: а что было бы, если бы? И, опять же, поместить свои мечты в красивые декорации. Подчеркну последний момент — перед нами действительно альтернативный, а не реальный Лондон, поэтому все упреки сериалу в исторической недостоверности летят мимо кассы. В сериале «развилка» с реальной историей четко указана. Благодаря тому, что избранница короля Шарлотта — африканского происхождения (есть версия, что это могло иметь место и в реальности), темнокожие люди получили равные права с белыми, а некоторые — даже аристократические титулы. Поэтому присутствие «небелых» актеров вполне логично и оправдано.
Во-вторых, красивая картинка — результат работы художника по костюмам, призера «Эмми» Эллен Мирожник, и дизайнера по макияжу и прическам Марка Пилчера. Мирожник брала за основу костюмы эпохи Регентства, в частности, узнаваемые женские платья с завышенной талией, однако экспериментировала с цветами (малиновые, зеленые, желтые оттенки – это скорее мода 1950-х годов) и материалами — так «вялый», хотя и аутентичный муслин был отвергнут в пользу тюля и органзы. Сделано это не потому, что создатели не знали эпоху, а потому, что им важно было решить художественные задачи. Это и передача национального колорита — например, в платьях Кейт Шармы можно увидеть индийские узоры. Это и отражение характеров семей: костюмы внешне строгих и сдержанных Бриджертонов, как и интерьеры их дома, выдержаны в холодной гамме, а у гораздо более эмоциональных Фезерингтонов преобладают теплые цвета. Изменение позиции Пенелопы, желающей отделиться от своей семьи, сразу бросается в глаза, когда она отказывается от желтых платьев и надевает изумрудное. Эксцентричность и африканское происхождение королевы переданы через ее костюмы эпохи барокко: пышные юбки, кружева и совершенно невообразимые парики, сплетенные из дредов, — фантазия Марка Пилчера.
В-третьих, образ создает работа оператора: это не только впечатляющие съемки антуража, но и подчеркнуто эстетизированные эротические сцены. К «визуалу» добавляются музыкальный ряд, который также не обошелся без экспериментов (можно услышать каверы песен Арианы Гранде, Тейлор Свифт, Билли Айлиш), занимательный и сразу затягивающий сюжет, легкий характер повествования и юмор.
Как отмечали кинокритики, отсутствие глубокомысленности сериалу лишь на пользу — с него как будто заранее взятки гладки. «Бриджертоны» спокойно берут предсказуемые сюжетные клише (всем же понятно, что Дафна и герцог Гастингс, заключившие сделку, что будут изображать влюбленных, влюбятся, а отношения Энтони и Кейт, начавшиеся с конфликта, явно перетекут в бурную страсть) и, не придумывая каких-то сложных ходов, погружаются в душевный мир персонажей и делают предсказуемость зрелищной и интересной. Сериал, как уже отмечалось, никак не претендует на историчность, но, вместе с тем, у внешней «клюквы» есть границы — в альтернативном мире «Бриджертонов» есть своя логика.
Альтернативный мир (там, где это угодно создателям) может нарушить правила традиционного общества, однако при этом не дает разгуляться современной «повестке». Например, разврат показан там, где он по правилам XIX века и был, — в публичных домах и среди богемы. А Элоиза, озвучивающая идеи феминизма, держится строго в рамках первой его волны.
Как обычно, половина успеха сериала — это его актерский состав и харизматичные персонажи. Хорошо запоминаются «идеальная» Дафна, ее ироничный супруг Саймон Гастингс, нервный и властный Энтони Бриджертон, страстная и независимая Кейт Шарма, эмпатичный Бенедикт, добрый Колин, умная, наблюдательная и ранимая Пенелопа, а также яркие представители старшего поколения: непредсказуемая королева Шарлотта, главная светская львица леди Данбери (Аджоа Андо) и заботливые матери семейства — Вайолет Бриджертон (Рут Геммелл) и Порша Фезерингтон (Полли Уокер). Отдельная удача сериала — это пары, между которыми есть дружеская или любовная «химия», сразу захватывающая внимание: вечно друг другу противостоящие Энтони и Кейт, обожающие общество друг друга королева Шарлотта и леди Данбери, понимающие друг друга с полуслова бунтарка Элоиза и ее брат Бенедикт.
Как это нередко бывает, успешные массовые кинопродукты, которые внешне не претендуют на какие-то глубинные смыслы, затрагивают важные и серьезные темы — и этим тоже привлекают аудиторию.
Первая тема, которую хотелось бы выделить – это традиционное общество с его плюсами и минусами. Да, жанр сериала — альтернативная история, там вполне допустима ситуация, когда бывший боксер входит в высший свет, но очень многое кажется вполне аутентичным. Я очень отчетливо поняла, наконец, почему мамаша Беннет из «Гордости и предубеждения» так активно пристраивает дочерей замуж — это вопрос выживания. В правилах игры, где мужчины и женщины — выгодный товар, чернокожие персонажи практически ничего не меняют, они живут по тем же самым правилам и подвержены тем же предрассудкам. «Культура отмены», быстрое отмежевание от человека, о котором пущен слух — и правда появилась явно не сейчас.
Мир строгих правил требует отдушины для тех, кто ищет себя и не готов быть манекеном: искусство, как у Бенедикта, отказ выходить замуж и активное соперничество с мужчинами, как у Кейт, книги и радикальные идеи, как у Элоизы, наконец, возможность анонимно писать, как у Пенелопы. Эксцентричность королевы, кстати, выглядит вполне «по-английски» – диккенсовские чудаки еще и не так могли чудить. Поиск себя требует мужества и готовности противостоять мейнстриму; готовность на такой риск, готовность заявить миру, что ты такой, какой ты есть, и не хочешь вписываться в трафарет, показывает, что герой «созрел», и это тоже важная тема сериала. Недаром одна из самых впечатляющих сцен — это признание застенчивой Пенелопы перед всем обществом и королевой в том, что она — та самая леди Уислдаун (сделанное с подлинно аристократическим достоинством). Надо отдать должное королеве Шарлотте, она это оценила!
Важная часть идентичности — это сексуальность, и этому в «Бриджертонах» уделяется большое внимание. Показаны и последствия того, что сексуальные вопросы в «приличных» семьях не обсуждаются, и радость от того, что рядом — бережный и любящий партнер (между прочим, подчеркнуто красивые эротические сцены происходят обычно между супругами). Сексуальность — это не только собственно секс, это влечение персонажей друг ко другу. Один из самых красивых эпизодов — танец Энтони с Кейт, который передает их страстную любовь друг ко другу выразительнее, чем любая постельная сцена.
Вообще то, что любовь бывает разная, тоже показано: она может вырасти из деловых отношений, как у Дафны с Гастингсом, из резкого противостояния, как у Энтони с Кейт, из детской дружбы, как у Колина с Пенелопой, наконец, просто из комфортного молчания, как у Франчески с графом Килмартином (Виктор Алли). Важно еще и то, что любовь может сохраниться, несмотря на объективные проблемы и невозможность нормально общаться — как у королевы Шарлотты и безумного короля Георга.
В заслугу сериалу хочется поставить то, что там показаны отношения в любящей паре уже после брака. Любовь — это прекрасно, но для счастливого брака нужно научиться честно и искренне общаться со своей половинкой. И в «Бриджертонах» это пусть не сразу, но получается: Саймон Гастингс находит в себе силы преодолеть обиду на не любившего его отца и выбрать счастье с любимой женой, Энтони преодолевает страх перед эмоциональной близостью, Пенелопа раскрывается Колину как леди Уислдаун. Вообще отношения героев — удивительно здоровые. Люди ссорятся, не понимают друг друга, у всех куча тараканов в голове — но так или иначе договариваются, приходят к пониманию и принятию — и нет третирования и унижения.
Доверие и принятие — это вообще несущая конструкция в любых отношениях. Конечно, это особенно важно в отношениях старших и младших: Энтони может посоветоваться с матерью, а вот Пенелопе посоветоваться не с кем; Элоиза, которую мать и старший брат постоянно осуждают, всегда находит понимание у Бенедикта; наконец, леди Данбери, опытная и мудрая женщина — это «значимый взрослый» для очень многих персонажей. Стремление во что бы то ни стало оградить «младшенького» от бед и потрясений приводит к невольному обману, как у Кейт, которая искренне стремилась устроить счастье сестры и усиленно обманывала себя по поводу чувств к Энтони, посватавшегося к Эдвине — и отношения восстанавливаются тогда, когда младшая сестра призывает Кейт стать, наконец, друг для друга настоящими. Доверие критично важно для дружбы — и одна из самых драматических «веток» сюжета рассказывает нам о том, как Пенелопа из-за своей двойной жизни потеряла Элоизу, свою близкую подругу, и с каким трудом девушки восстанавливали отношения.
В целом сериал «Бриджертоны», раз за разом разыгрывающий шоу в исторических декорациях, производит удивительно светлое впечатление. Так или иначе, любовь, доверие и уважение побеждают раз за разом всех внутренних демонов, все горести и невзгоды. В конце концов, Голливуд — это фабрика грёз, так пусть грёзы будут хотя бы добрыми.
Для всех, кто заинтересован в еще более подробном разборе сериала, рекомендуем передачу «Гик Zonы».
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments