«Вспыльчивый священник»: христианство по-корейски

Когда я увидела описание этой дорамы, снятой режиссерами Ли Мён-у и Пак По-рамом, сразу поняла, что буду ее смотреть. Она явно на христианскую тему – значит, надо делать эфир на нашей передаче «Гик Zona». Сериал довольно длинный (первый сезон вышел в 2019 г., второй – в 2024 г.), но я посмотрела его быстро и с большим удовольствием. Если дорама о школьном насилии «Игра в пирамиду» стала для меня вдохновением, как бороться со злом, то «Вспыльчивый священник» показал, что никогда нельзя отчаиваться и отказываться от веры в людей. Довольна не только я: у сериала высокий рейтинг (8,2 на Кинопоиске, 8,1 – на IMDb) и восторженные отзывы зрителей и критиков. О чем там речь?

В первом сезоне бывший спецназовец Ким (Ким Нам Гиль) после того, как в результате его действий погибли дети, уходит из армии и начинает пить. Его подбирает католический священник отец Ли (Чон Дон Хван), под влиянием которого военный становится священником. Необычный священник, выходящий из себя из-за любой мелочи, неудобен начальству, и его ссылают к отцу Ли в округ Кудам. Отец Ли загадочно погибает, его гибель пытаются представить как самоубийство из-за якобы совершенных им преступлений. Отец Ким начинает самостоятельное расследование и вынужден сотрудничать с никудышным детективом Ку (Ким Сон Гён). Собрав целую команду, отец Ким раскрывает преступление и разоблачает местных коррупционеров.

Между событиями первого и второго сезона проходит пять лет. Отец Ким болен рассеянным склерозом и тщательно это скрывает. Его команда отправляется в город Пусан, чтобы расследовать дело о наркотрафике вместе с местным детективом Ку Джа-ён (Биби).

Как обычно это бывает в ярких кинопродуктах, у дорамы отличный актерский состав – прежде всего главная звезда сериала, мастер боевых искусств и священник отец Ким. Актер Ким Нам Гиль вложил в своего героя и душу, и подлинность – большую часть боевых трюков выполнил сам. Хороша и его команда: детектив-неумеха Ку, с которым связана большая часть комических ситуаций в сериале, его напарница Со (Кэм Сэ-рок), тайно влюбленная в отца Кима, внешне добропорядочная монахиня сестра Ким (Пэк Чи-вон), прячущая скелет в шкафу, темпераментная, умная и внешне эгоистичная прокурорша Пак (Ли Ха Ни), неразлучная парочка – курьер китайского ресторана Сон Сак (Ан Чхан-хван) и его друг, вечно что-то жующий продавец круглосуточного магазина Е-хан (Ко Гю-пхиль). Колоритными вышли и их оппоненты: замкнутый и загадочный ганстер Хван (Ко Джун), безжалостный наркобарон Ким (Сон Джун), глава русской (!) мафии Владимир Гожаев (Ким Вон Хэ).

Дораму любят также за динамичный и увлекательный сюжет, за которым только успевай следить, впечатляющие экшен-сцены, легкую и непринужденную буффонаду, которая сочетается с черным юмором в духе Тарантино (недаром один из критиков назвал дораму «»Криминальным чтивом» в рясе»). Отдельное произведение искусства – «комиксовая» заставка, которая сразу передает и легкость, и налет безумия, характерный для «Вспыльчивого священника».

Мне же как религиоведу были интересны прежде всего религиозные мотивы. Христианство в Корее существует как минимум с XVIII в.; около трети южных корейцев – христиане. Мало кто знает, что самый крупный христианский приход мира (пятидесятническая церковь Йоидо) находится в Корее, а корейские миссионеры занимают второе место по численности после американских. Крупнейшая христианская группа в Корее – протестанты, но католиков, о которых снята дорама, довольно много – 11% населения, то есть каждый третий христианин в Южной Корее – католик. Католичество встречается в ряде дорам: например, в дораме «Король: вечный монарх» показано альтернативное королевство Корея, где король посещает католический храм.

В сериале «Вспыльчивый священник» продемонстрированы устройство корейского прихода, семинарии и епархии. Это фон для сюжета, но фон любопытный. С юмором показан шаманизм: дорама начинается с того, что отец Ким разоблачает мошенника-шамана, а во втором сезоне псевдошаманский обряд помогает команде отца Кима отвлечь преступников. С явным сарказмом представлено новое религиозное движение «Мэгак» во главе с ее лидером Ки Ён-муном (Ли Мун-щик), очень похожее на «Церковь объединения» Сан Мен Муна. Во втором сезоне показаны благожелательные отношения между буддистами и католиками – в начале первой серии отец Ким спасает буддийский храм от нападок местных бандитов.

Какие проблемы и темы поднимает сериал? Он ясно и правдиво, хотя и намеренно выпукло и пародийно, показывает несправедливость в обществе – как социальную, так и личную, слабость обычных людей, которые оправдывают зло и к нему приспосабливаются. Хотя преступность в Корее в целом довольно низкая (0,6 убийств на 100 тыс. населения) и уровень коррупции не самый высокий, взяточничество – довольно острая проблема, которая особенно бросается в глаза на фоне растущего социального неравенства. Принятая в Корее иерархичность, тесные семейные и неформальные связи создают для коррупции благоприятную среду. С коррупцией борются: обвинения во взяточничестве – это публичный скандал и конец карьеры, а в 2016 году был принят закон с жесткими правилами относительно подарков, которые могут получать государственные служащие.

Кроме чисто социальных тем, в сериале много просто человеческого – например, доброты. Отец Ли, настоятель прихода, которого убивают в начале сериала – добрый ангел всей дорамы. Он уверен, что зло нужно побеждать добром, а не насилием, что не нужно никого прогонять из церкви – кого Бог нам посылает, тех нам и нужно любить. Отец Ли – человек, всю жизнь положивший на служение другим и заботу о них. И дело не только в том, что он многое сделал (например, спас будущего отца Кима от полного отчаяния), сколько в том, что он светлый и добрый человек, рядом с которым людям хочется быть хорошими. При этом отец Ли – вовсе не благодушный болтун; он погибает за то, что собирает доказательства о преступной деятельности «хозяев» города. Он противостоит злу так же твердо и мужественно, как и его духовный сын – просто отец Ли глубже верит в то, что до любого человека можно достучаться – или, по крайней мере, нужно пробовать это делать.

Любовь к отцу Ли – главный мотив отца Кима, которому нужно во что бы то ни стало восстановить репутацию покойного. Фотография убитого священника стоит у прокурорши Пак – и именно привязанность к нему, в которой строптивой и гордой девушке трудно признаться, в конечном итоге возвращает ее на правильный путь. Отношение к отцу Ли – это обычная реакция на праведника: он вызывает ненависть у людей бесчестных и желание быть лучше у всех остальных. Он как солнце, которое, по евангельскому слову, светит на добрых и на злых (Мф. 5:45), и воплощение кроткой и прощающей любви, которой так не хватает людям, измученным злобой и жестокостью.

Дорама хороша искренней и по-настоящему христианской верой в людей, стремлением увидеть в них хорошее и разглядеть неочевидное. Затравленный курьер-таец, чувствуя, что должен защитить друзей, вспоминает боевые навыки королевского телохранителя. Нелепый толстяк, продавец в магазинчике, оказывается увлеченным астрономом, а молодой отец Хан (Чон Сон-у) – талантливым актером. Людям очень важно, чтобы в них поверили – и чтобы они перестали сами думать о себе так, как о них думают окружающие. Давно уже ничего не делающие и не желающие связываться с преступниками полицейские, впечатленные изменениями в своем товарище, детективе Ку, храбро вступают в бой. Смешная и неуклюжая глава полицейского участка Хо (Ко Марта) из второго сезона, большая любительница игрушек, опираясь на поддержку группы отца Кима, становится настоящим начальником. Даже бандит – совсем не обязательно трафаретный злодей: он может быть преданным и по-своему порядочным человеком. Очень часто на путь зла встают не сознательные негодяи, а люди запутавшиеся и закомплексованные; к таким персонажам дорама особенно благоволит, показывая их с юмором, но без зла или сарказма. Путь покаяния открыт – человек может измениться и будет принят.

Самую же впечатляющую трансформацию переживают два главных персонажа – детектив Ку и прокурорша Пак. Ку проходит путь от самого плохого и профнепригодного полицейского до настоящего профессионала и начальника отдела. Отцу Киму удается пробудить в нем привязанность к погибшему благородному напарнику, так что детектив вспоминает и долг, и боевые навыки. Прокурорша Пак, всячески препятствовавшая расследованию, переходит на сторону отца Кима – и невольно вспомнив о привязанности к отцу Ли, и питая невольную благодарность отцу Киму за свое спасение. Но начинается все с того, что отец Ким отказывается дать прокурорше отпущение грехов: выслушав, как она срывается на подчиненных, отец Ким требует, чтобы она перед ними и извинилась, и наталкивается на недоумение. «Сестра Анджела» (христианское имя прокурорши) приходит на исповедь как на релаксацию и возможность сбросить негатив, а вовсе не затем, чтобы жизнь менять. Категоричный отец Ким ставит условие: без плодов покаяния никакого отпущения грехов не будет. Жесткость священника поначалу приводит прокуроршу в ярость – но в конечном итоге заставляет задуматься.

В дораме часто противопоставляются отец Ли и отец Ким: один за любовь, другой – за справедливость, один за мягкость, другой – за жесткость. Но похоже, что они все равно одна команда (их христианские имена, Гавриил и Михаил, очевидно говорят, что и кроткий, и грозный архангелы одинаково служат Всевышнему). Отец Ли совершенно не намерен смиряться с несправедливостью, за что его и убивают, а отец Ким, при всей внешней суровости и эксцентричности, – любящий и преданный прихожанам пастырь. Без хука слева в сериале, увы, не всегда можно обойтись, но сила может быть только инструментом, а никак не стратегией взаимодействия с людьми. Брутальный подход отца Кима в конечном итоге принимает добрый и мягкий отец Хан, к которому тот питает искреннюю привязанность, и благословляет сам Папа Римский, посетивший приход в Кудаме.

Гнев и агрессия – не то, что нужно в себе задавить, а то, чем нужно научиться управлять и использовать для защиты слабых, если необходимо. Интересно, какое развитие тема получает во втором сезоне: отец Ким становится членом сообщества боевых священников и воспитывает в семинарии, куда его направляют, юношу, у которого с гневом все примерно так же, как у отца Кима до встречи с отцом Ли. Подлинно добрые люди настроены на принятие даже чуждого им темперамента и стараются направить его в мирное русло. Здесь и отец Ли, и отец Хан похожи на позитивного тренера Теда Лассо из одноименного сериала.

Прошлое персонажей, которое отравляет им жизнь, перестает их мучить, когда они сталкиваются не с давлением или манипуляцией, а с принятием и пониманием. Отец Ким сохраняет спецназовскую выучку, и это неоднократно спасает жизнь его друзьям, а сестра Ким, в прошлом картежница по прозвищу Десятихвостая Лиса, помогает команде отца Кима победить бандитов благодаря своим специфическим навыкам.

Очень важно, что отец Ким, как и большая часть положительных персонажей в дорамах, собирает команду, будучи изначально одиночкой. Команда выглядит странно: священник-супергерой, самый бестолковый во всем участке детектив, агрессивная полицейская, выглядящая как рэпер, коррумпированная прокурорша, наивный юноша-священник, бывшая картежница – и вдобавок еще курьер-мигрант и толстяк-продавец. Тема, которая часто поднимается в западном кинематографе (хоть Отряд Дамблдора в «Гарри Поттере», хоть отряд Джона Сноу в «Игре престолов», хоть команда подростков-викингов в «Как приручить дракона» или группа в «Райе и последнем драконе»): если мы готовы отнестись к ближним без предубеждения, поверить в них, воспринимать их как друзей – то, как сказала бы Туве Янссон, даже самые странные люди могут пригодиться. Из команды маргиналов-неудачников вырастает мощная сила. А вот команды злодеев рассыпаются – там нет ни любви, ни преданности, ни эмпатии, а только страх и корысть, которые, как и любой порок, всегда проигрывают в долгосрочной перспективе.

А еще дорама хорошо показывает, что такое общество, в котором ценности есть по-настоящему и всерьез. Их наличие вовсе не означает, что все стройными рядами идут к светлому будущему и никаких проблем нет. Нет, такое общество может быть в кризисе и тяжело болеть. Но оно не боится открыто и честно об этом сказать – именно потому, что всерьез стремится к идеалу. Не только «Вспыльчивый священник» – многие другие дорамы, в частности, самый известный корейский сериал «Игра в кальмара», откровенно рассказывают и о грубом насилии, о колоссальном разрыве между социальными стратами. Говоря о проблемах, мастера искусства не скатываются в «чернуху». Даже в самой безнадежной обстановке правильное и доброе медленно и с трудом, но начинает проявляться благодаря тому, кто искренне привержен добродетели. Его примеру начинают следовать, и постепенно добро побеждает зло – пусть и не окончательно и бесповоротно. Личный выбор человека не лечит одним махом все социальные проблемы и склонность человека ко злу, но спасает конкретных людей и оздоравливает общую атмосферу.

Сериал – о католическом священнике и о католиках, но он корейский, а это значит, не может не быть конфуцианским. Конфуцианство – этико-философское учение, во главе угла ставящее социальную гармонию и порядок, – основа общественных норм в Восточной Азии. И в дораме это хорошо видно. Нравственное пробуждение героев связано с тем, что они вспоминают, что обязаны служить обществу. Спасти доброе имя отца Ли от ложных обвинений важно потому, что репутация в конфуцианской культуре и корейском обществе играет исключительную роль, и нет ничего хуже пятна на чести. Прокурорша Пак, в конце первого сезона пришедшая с повинной к начальству, поступает в рамках конфуцианских норм – она нарушила долг прокурора, участвуя в коррупции, и обязана получить наказание.

У конфуцианства есть точки пересечения с христианством, и это делает диалог двух мировоззрений возможным. Среди них – вера в благую природу человека и готовность дать второй шанс, идеал лидера, который всем служит, человеколюбие (в конфуцианской культуре – скорее «товарищество», умение отнестись к человеку, с которым связан общими обстоятельствами, с лояльностью и эмпатией).

Христиане во «Вспыльчивом священнике» – стопроцентные корейцы. Национальная культура и приверженность ее нормам не мешают тому же отцу Киму быть искренним христианином, а нам, зрителям, показывает, каким разным может быть христианство, как оно может преломляться в разных культурах.

И безусловно, христианскому сердцу должно быть приятно, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5): любящим и добрым человеком можно быть даже в самой тяжелой и мрачной обстановке.

Тем, кто хотел бы более подробно познакомиться с сериалом, рекомендуем передачу «Гик Zonы».

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии