«Партенопа»: Соррентино в поисках чуда

Январский кинопрокат не изобилует неожиданными новинками: детские сказки, редкое аниме прошлых лет, ничтожное количество авторских фильмов. На этом фоне особенно ярко выделяется «Партенопа» – новая работа итальянского режиссёра Паоло Соррентино («Молодость», «Молодой папа», «Рука Бога»). Солнечная драма о неаполитанской красавице разбавила хмурую слякоть московской зимы.

Фильм рассказывает о Партенопе – девушке из обеспеченной неаполитанской семьи. Партенопа растёт в большом доме на берегу моря, много читает и к 18 годам превращается в красавицу-интеллектуалку, у которой найдётся ответ на любой вопрос. Свободное время девушка проводит со своим старшим братом Раймондо и общим другом Сандри. Дружеский треугольник со временем превращается в подобие любовного, что в конечном счёте приводит к трагедии. Обычно на этом подобные истории заканчиваются, но «Партенопа» – другой случай. Фильм выходит за рамки стандартной драмы о несчастной любви.

Фактически это история целой жизни. Путь от беззаботной юности Партенопы до её же заслуженной старости. Первые 50 минут фильма посвящены как раз «беззаботной юности». Партенопа наслаждается жизнью в кругу семьи, купается в море, охотно флиртует с мужчинами. Под её чары попадают как Раймондо с Сандри, так и малознакомые люди, например, стареющий писатель-алкоголик Джон Чивер (реальный американский писатель, роль которого исполнил Гэри Олдман). Где-то здесь в голову начинает закрадываться мысль, что Паоло Соррентино ступил на территорию Бернардо Бертолуччи и пытается сделать свою версию «Ускользающей красоты» (1995) и «Мечтателей» (2003). Однако если сравнивать Соррентино и Бертолуччи, то сравнения будут не в пользу первого.

Соррентино проигрывает Бертолуччи как в плане актёров/персонажей, так и в плане цельности истории. Если Люси (Лив Тайлер) в «Ускользающей красоте» – олицетворение нежности и невинности, то Партенопа (Челесте Далла Порта) – персонаж более противоречивый и временами даже раздражающий. Это почти что «коварная обольстительница», которая при этом не имеет каких-либо внятных целей. Она манит мужчин за собой, но зачем – почти никогда не ясно, так что её заигрывания превращаются в мучительно-бессмысленные блуждания как для её «жертв», так и, пожалуй, для зрителя. Оправдывает всё это разве что эпиграф к фильму, взятый из французского классика Луи-Фердинанда Селина: «Конечно, жизнь бескрайняя. В ней теряешься повсюду». Неплохое описание юности-молодости.

В «Мечтателях» героев любовного треугольника связывало не только влечение друг к другу, их также объединяло общее увлечение – кино и связанные с ним интеллектуальные игры. Кроме того, та любовь протекала на фоне важных исторических событий – французских протестов 1968 года (трагическая история Партенопы, Раймондо и Сандри начинается как раз в 1968-м). Реальность врывалась в жизнь героев «Мечтателей» в самом прямом смысле – в виде протестного булыжника, разбивающего окно квартиры. В «Партенопе» герои живут в совсем другом пространстве и времени.

С самого начала Соррентино добавляет в фильм капельку сюра. Главной героине в её первый день рождения дарят настоящую версальскую карету. Её привозят в Неаполь на судне и ставят посреди комнаты. А начальные титры режиссёр превращает в эдакую фешен-съёмку: хорошо одетые парни и девушки в замедленном движении под красивую музыку скользят по городу. Этот приём с замедленной съёмкой под красивую музыку повторится и позже, словно режиссёр пытается изобразить мгновение, которое само жаждет остановиться. Да, «мгновение» в кадре замедляется, как будто осознавая свою невозможную томительную прекрасность… И с этим не поспоришь: фильм действительно очень красив, а его герои (в первой половине) живут, словно в раю. Такое пространство сильно отличается от пронзительно-политичной реальности «Мечтателей»…

Но проблема «Партенопы» не в этом. Дело в том, что она увязает в собственных приёмах. Соррентино навязчиво повторяет многозначительные фразы и красивые жесты. Аккуратно выстраивает кадр, так что его «совершенная выстроенность» слишком бросается в глаза. Использует знакомые приёмы, смешивает жанры и вообще – старается так, будто к его горлу приставили нож и заставляют сделать бесспорный шедевр. Разумеется, «шедевр» при таком раскладе может получиться только спорным и в кавычках. Там, где Бертолуччи ощущается гением, Соррентино кажется очень хорошим режиссёром, который изо всех сил пытается быть гениальным. И иногда эти попытки слишком бросаются в глаза. Впрочем, это относится только к последнему фильму Соррентино – принижать его прошлые заслуги не стоит.

Однако временами режиссёра настигают своеобразные озарения. Первое происходит в эпизоде с похоронной процессией. Здесь люди идут за гробом, как вдруг та самая версальская карета, везущая покойника, останавливается перед странным зрелищем. Путь преграждает автомобиль с многочисленными металлическими «щупальцами», установленными на крыше. Автомобиль, похожий на механического паука, гудит и трясётся. В этом образе чудится неявная угроза, но затем выясняется, что это просто машина, распыляющая жидкость против холеры. А её «щупальца» – лишь краны-распылители.

Второе озарение происходит в эпизоде, где Партенопа знакомится со странным мужчиной, который уводит её в трущобы Неаполя. Там его, словно помощника или спасителя, приветствуют местные бедняки, а затем он затаскивает девушку на странное подпольное представление. Две влиятельные городские семьи заключают союз, в рамках которого их представители – юные парень и девушка – должны зачать ребёнка на глазах у всех родственников. Всё это превращается в болезненное шоу, карикатуру на Ромео и Джульетту, чуть сдвигая фильм в сторону триллера. Весь же эпизод в целом скользит на грани триллера и сновидения.

Третье озарение происходит в конце картины. Его спойлерить не буду, скажу лишь, что оно внезапно сближает «Партенопу» с фэнтези. Всё это вызывает определённую досаду, ведь режиссёр мог выйти за привычные рамки и сделать полноценный сюрреалистический фэнтези-триллер, однако делать этого не стал. Лучше бы он не ступал на территорию Бернардо Бертолуччи, а «заглянул в гости» к Жан-Пьеру Жёне и Стэнли Кубрику!

Почему Соррентино не докрутил историю с фэнтези-триллером – вопрос хороший. Самый простой ответ: это не его жанр. Но возможно, дело в том, что режиссёр – сам неаполитанец. И в какой-то момент во время просмотра начинает казаться, что фильм вовсе не о девушке Партенопе, а о Неаполе. Тем более что режиссёр недавно признавался в интервью, что в молодости покинул родной город, а теперь пытается заново обрести его при помощи кинематографа. Отсюда и имя главной героини: Партенопа – сирена из мифов об основании Неаполя.

В фильме Соррентино то критикует родной город устами своего персонажа – великой актрисы, когда-то сбежавшей из Неаполя, то, наоборот, показывает, что Неаполь – место, которое сложно покинуть (по сюжету Партенопа вопреки карьерным соображениям не уезжает из родного города). Окончательно же всё проясняется в эпизоде из финальных титров. Этот фрагмент не связан с основным сюжетом, так что его можно не считать спойлером. Здесь мы видим постаревшую героиню на тёмной улице. В руках у неё дорожный чемодан, кажется, она всё-таки решила покинуть город, но вдруг откуда-то из-за угла появляется движущаяся конструкция в цветах футбольного клуба «Наполи». На ней шумно ликуют то ли болельщики, то ли футболисты, шумно отмечая титул любимой команды.

Тут надо сказать, что футбол в Неаполе невероятно популярен: город живёт этим видом спорта и любимым клубом. Да и реальный «Наполи» совсем недавно был чемпионом – в сезоне 2022–2023. Так что показ чемпионской процессии «Наполи» в финале – более явное признание в любви городу. Интересно, что Партенопа, чьи спортивные пристрастия в картине никак не обозначены, смотрит на ночное ликование с нескрываемым восторгом. Пожалуй, это единственный эпизод, в котором главная героиня испытывает именно восторг! Её завораживает счастье любимого города, она смотрит на него со смесью радости, восхищения, благодарности и, быть может, лёгкой грусти. Именно такие чувства и вызывают родные места. А для отыгрыша этой сложной гаммы режиссёр выбрал интересную актрису. Пожилую Партенопу играет Стефания Сандрелли, снимавшаяся у Бертолуччи в разные периоды (особенно стоит отметить её роль в великом «Конформисте» 1970 года).

Увлечение Соррентино различными приёмами приводит к неожиданному результату в финальных титрах. Здесь режиссёр делает ход, который может сработать только в кинотеатре. В какой-то момент во время титров экран темнеет, зрители встают со своих мест, тянутся к выходу, как вдруг слышат закадровый голос. Люди останавливаются, чтобы послушать реплику, летящую над залом: «И хотя Бог не любит море, помните, что Бог не любит зла». И тут же закадровый голос прибавляет: «Теперь – идите». Получается забавная попытка управления зрительским потоком. Конечно, после этого «Теперь – идите» люди продолжили свой путь на выход.

Подводя итог, можно сказать, что «Партенопа» – один из самых спорных фильмов режиссёра. Он слишком лоскутный и неуёмный в своей «жадности» – попытке вместить в себя всё и вся. Порой он напоминает ту самую карету, которую подарили главной героине, – красивый, пышный, неподвижный, но вдруг срывающийся с места, чтобы отправиться на «похороны».

Некоторые критики обвиняли Соррентино в излишней сексуализации главной героини и объективации женщин, но, строго говоря, это верно лишь для первой половины фильма. Во второй Партенопа меняет купальник на деловую одежду и занимается научной деятельностью. Любопытно название её дипломной работы в университете – «Культурные границы понятия чуда». Кажется, что это название говорит и о творческих исканиях самого режиссёра. В «Партенопе» он с переменным успехом нащупывает эти границы, о чём свидетельствует один из финальных эпизодов (то самое озарение №3).

Итоги этих поисков нельзя назвать однозначно неудачными. Соррентино – действительно большой режиссёр, и даже его не лучшая работа будет весомее большинства картин из текущего проката. Да и к тому же: что может быть интереснее поисков чуда?

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии