Вера, надежда, любовь, искусство. Второй фестиваль «Видеть и слышать»: впечатления студентки МГУ
Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» — это больше чем выставка. Это живой диалог, где традиция дышит, развивается и ищет новые пути, приглашая каждого — от искушенного искусствоведа до ребенка, впервые взявшего в руки кусочек смальты, — найти что-то свое.

Фестиваль, проходящий в Москве во второй раз, стал настоящим открытием. Вера, надежда, любовь — три христианские добродетели как отражение идеала, к которому должна стремиться душа, — воплощены командой фестиваля в едином пространстве.
Экспозиция в Московском Доме художника на Кузнецком мосту собрала под одной крышей около 200 мастеров: иконописцев, архитекторов, графиков, монументалистов, мастеров шитья и мозаики. А всего — более 300 работ, включая произведения авторов из Сербии, Грузии, Армении, Греции, Белоруссии и Эфиопии.
В этом году фестиваль посвящен особо животрепещущей теме — образам святых воинов Церкви Русской. И не случайно — 2025-й объявлен Годом защитника Отечества.

Входная композиция как будто охватывает зрителя, показывая, как изображались воины в иконописи в V веке в Византии и в XVI веке на Руси. Получилась своеобразная ретроспектива. Но вопрос — а что дальше?
А дальше через небольшой проход мы попадаем «на широкий двор», а точнее в Большой зал, где сосредоточена основная экспозиция. Именно здесь, почти под самым потолком, на импровизированной колокольне стоит каждый час и радует посетителей перезвонами звонарь. Да, внутри выставочного пространства удалось создать не бутафорскую, а настоящую колокольню! Звон колоколов органично вплетался в музыкальную канву фестиваля, которую создавали выступления Московского Синодального хора, хора Сретенского монастыря, ансамбля старинной музыки Ex Libris и других коллективов.
«Современный художник каждый раз должен думать и делать выбор», — говорит генеральный продюсер фестиваля «Видеть и слышать», художественный руководитель творческой мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов. Оставаться в рамках традиций или на их основе создавать новое — вот в чём вопрос. И по экспозиции видно, что всё зависит от решения мастера. Можно, как Наталья Самолыго, выполнить в технике энкаустики икону Христа Пантократора, скопировав знаменитый синайский образ VI века. А можно, как монахиня Феодосия (Васютина), создать совершенно непривычный, но пронзительный образ Матроны Московской.

Поражает и разнообразие представленных техник. Мастера Азбухановы создали иконописные образы Флора и Лавра, воплотив их в резьбе. А в зале, посвященном витражной технике, керамике и стеклу, выделяется портрет схимника, сделанный из стекла королевского синего цвета в технике литья. Его взгляд, скрытый под схимническими одеждами, будто смотрит сквозь тебя, и ты кожей ощущаешь на себе этот печальный, но добрый взор.
В экспозиции представлены художники трех поколений: от мэтров, основателей направления, до молодых иконописцев, учащихся в профессиональных церковных учебных заведениях. Эту мысль подчеркивает и вице-президент Российской академии художеств Татьяна Кочемасова: «Потрясающие работы, которые создают наши художники в последние годы, показывают, что современное церковное искусство имеет мощнейший мировой фундамент. Но вместе с тем они демонстрируют попытки нового самостоятельного пути, поиска визуальных возможностей, которые диктует современность».
Чтобы зритель не «потонул» в бездне искусствоведческих тонкостей, организованы экскурсии (включая инновационные VR-туры в храм новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове), лекции и творческие встречи с мастерами.

Но фестиваль — не только то, что можно увидеть и услышать. Это и то, что можно обсудить. Каждый день в лекционных залах кипят настоящие интеллектуальные баталии — круглые столы на острые темы: «Канон и традиции — где граница новаторства», «Как писать новомучеников?», «Как соединить стиль архитектуры храма и его роспись?».
Пока шли дискуссии, в Большом зале, под звон колоколов, почти сотня человек — детей и взрослых — создавали первые в своей жизни мозаичные картины под руководством специалистов из «Московского мозаичного цеха». Видя улыбки людей, их искреннее желание сделать что-то стоящее, трудно не присоединиться. В первые несколько минут — сложно, однако чем ближе к концу, тем больше появляется ощущение единения с пространством, и какая-то неведомая сила помогает доводить дело до конца. И это лишь один из многих мастер-классов (все они, кстати, совершенно бесплатны).
Размышляя о целях и перспективах проекта, Дмитрий Трофимов подчеркивает, что фестиваль рассчитан на годы. Помимо фундаментальных вопросов на этой площадке обсуждаются и насущные прикладные: насколько важно, чтобы зритель мог прочесть тексты в росписях и какой шрифт для этого выбрать? Как передать протографную основу живописных образов? По каким принципам составлять житийные циклы? Как изображать новомучеников и как сочетать роспись с архитектурой храма?

Организаторы фестиваля не ждут быстрых ответов — их задача видится гораздо шире. «Мы надеемся, что наш фестиваль станет одним из инструментов, с помощью которого каменистые места будут превращаться в добрую землю», — подчеркивает Трофимов.
И этот подход уже приносит плоды. Если в прошлом году фестиваль собрал более 25 тысяч гостей, то в этом году число тех, кто захотел прикоснуться к нему, стало кратно выше.
Пока ходишь по выставке, участвуешь в мастер-классах, слушаешь лекции, приходит понимание: нас объединяет нечто масштабное, сформировавшее богатейшую русскую церковную культуру. Но в этом масштабном пространстве, под звон колоколов, под древние распевы и вдумчивые беседы, ты чувствуешь себя как дома. А значит — фестиваль удался!
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments
















