«Зона интересов» – лучший фильм «Оскара-2024»

Миф об ослаблении «Оскара» больше не кажется убедительным. В прошлом году у премии было немало отличных номинантов: «Банши Инишерина», «Бардо», «Вавилон», «Кит», «Солнце моё», «Тар» и не только. В 2024-м количество интересных номинантов не уменьшилось, но один из них кажется более важным, чем остальные. И это вовсе не хитовый «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. «Зона интересов» британского режиссёра Джонатана Глейзера впечатляет ещё сильнее – это особенный взгляд на холокост.

zona interesov 05

Фильмы о холокосте нередко номинируются на «Оскар». Лучшие из них – получают призы. С ходу можно назвать несколько ярких лауреатов:

1960 год: «Дневник Анны Франк» Джорджа Стивенса получил 3 «Оскара».

1983 год: «Выбор Софи» Алана Пакулы забрал «Оскара» лишь за главную женскую роль, но и это дорогого стоит, ведь её сыграла великая актриса Мерил Стрип.

1994 год: «Список Шиндлера» Стивена Спилберга взял аж 7 статуэток, включая главную за лучший фильм года.

1999 год: «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи победила в 3 номинациях, в том числе как «Лучший фильм на иностранном языке».

2003 год: «Пианист» Романа Полански мог рассчитывать на большее, но 3 статуэтки в важных номинациях – тоже неплохо.

2016 год: «Сын Саула» венгерского режиссёра Ласло Немеша был признан лучшим фильмом на иностранном языке.

В 2024 году «Зона интересов» Джонатана Глейзера может пополнить этот оскароносный ряд. Вместе с тем фильм Глейзера выбивается из этого ряда даже сильнее, чем «Сын Саула». Напомню: «Сын Саула» – история о том, как узник Освенцима выкрал тело своего сына, убитого в газовой камере, чтобы втайне от немцев похоронить его по всем обрядам. Фильм отличает реалистичная манера съёмки с обилием крупных планов и камерой, неотступно следующей за главным героем, что создаёт особую тревожно-напряжённую атмосферу.

Но главная особенность «Зоны интересов» – не манера съёмки. Все фильмы о холокосте так или иначе концентрируются на страданиях жертв. «Зона интересов» почти полностью отказывается от демонстрации страданий и лишений. Вместо этого она акцентирует внимание на сытой жизни коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса и его семьи. Как ни странно, этот ход оказывает ошеломляющее воздействие.

zona interesov 01

Сразу скажу, что картина в какой-то мере основана на одноимённом романе британского писателя Мартина Эмиса, изданном в 2014 году. На русском книга выходила в 2016-м в издательстве «Фантом Пресс», но сравнивать её с фильмом нет смысла. Ниже я объясню, почему.

«Зона интересов» – почти бессюжетное кино о жизни семьи Рудольфа Хёсса. Комендант концлагеря живёт в уютном доме неподалёку от «работы». Вместе с женой Хедвигой он растит пятерых детей в своём «райском уголке»: садик, цветы, теплица, бассейн… Здесь надо отметить, что этот фильм стоит смотреть в наилучшем качестве, чтобы оценить ухоженность владений Хёссов. При высоком качестве картинки это особенно бросается в глаза: идеальные газоны, чистейшие дорожки, аккуратность, возведённая в абсолют. Эдакий «стерильный рай».

zona interesov 07 1

Хёсс думает, как повысить эффективность уничтожения людей, его жена думает о светлом будущем в прекрасном доме. На выходе мы видим в основном идиллический быт семьи: вот Хёсс с родными на природе, вот он катает детей на каноэ, а вот Хедвига со своей мамой шутит в саду:

Руди зовёт меня королевой Освенцима.

Ха-ха-ха…

Всё хорошо, иногда даже птички поют. И казалось бы, эти картины идеального быта не должны пугать зрителя, но расчёт Глейзера понятен. Он ориентируется на зрителя с бэкграундом. Не на тех, кто знает только, что холокост – это плохо, а на тех, например, кто читал Тадеуша Боровского – польского писателя и узника концлагерей. Вот как тот писал о вагонах, в которых привозили людей на убой: «Мы вскакиваем в вагоны. Раскиданные по углам среди человеческого кала и потерянных в толчее часов лежат задушенные, затоптанные грудные младенцы, голые уродики с огромными головами и вздутыми животами. Выносишь их как цыплят, держа в каждой руке по паре».

Или итальянского писателя Примо Леви, также прошедшего через концлагерь: «Эсэсовцы у подножья виселицы безучастно смотрят, как мы движемся мимо них. Они сделали своё дело, сделали хорошо. Пусть теперь приходят русские: здесь больше не осталось ни одного сильного человека, последний болтается на верёвке у нас над головами, а из нас самих можно верёвки вить. Пусть русские приходят, они найдут здесь только безвольных, безучастных существ, которых и убивать нет смысла – они сами подохнут».

zona interesov 02

Смотреть «Зону интересов» нужно, держа в уме какой-никакой пласт фильмов и книг о концлагерях и холокосте. Тогда картина работает как надо. Тогда лучше понимаешь, с чем контрастирует эта сияющая чистота. И понимаешь необычную работу режиссёра со звуком. В фильме постоянно звучит какой-то приглушённый гул, который слышен даже в самых светлых эпизодах. Например, в том, где Хедвига показывает своему младенцу садовые цветы и божью коровку. Что это за гул: шум работающих печей или звуковая метафора копошения/роения зла? Дом Хёссов расположен в непосредственной близости от лагеря – у лагеря и домашнего участка общая стена. На обычную стену накладывается и стена чёрного мёртвого звука. Напоминает трагические стихи Георгия Иванова:

Музыка мне больше не нужна.

Музыка мне больше не слышна.

Пусть себе, как чёрная стена,

К звёздам подымается она…

Странный звук вносит в происходящее едва уловимый диссонанс. Он не даёт забыть: где-то неподалёку творятся ужасные вещи.

zona interesov 04

В книжном первоисточнике было больше персонажей, страстей, локаций. Глейзер вырезает всё «лишнее», чтобы лучше показать «банальность зла». Это пример экранизации, которой отдаление от первоисточника идёт лишь на пользу. Итог вызывает в памяти стихотворение Владимира Бурича:

Дуешь в волосы своего ребёнка

Читаешь названия речных пароходов

Помогаешь высвободиться пчеле из варенья

«Каким предательством ты купил всё это?»

Предыдущий фильм Глейзера «Побудь в моей шкуре» (2013) рассказывал об инопланетянке, которая невозмутимо и холодно охотилась на людей (точнее – мужчин). Это был монстр в миловидном человечьем облике (главную роль исполнила Скарлетт Йоханссон). В «Зоне интересов» спокойная задумчивая фигура Рудольфа Хёсса кажется похожим персонажем. Это простая и наивная мысль: не может же обычный человек быть таким чудовищем! Глейзер разрушает и этот образ Хёсса (человека не от мира сего), показывая, как тот между делом, приземлённо, изменяет жене. Без сальных подробностей. В «Зоне интересов» вообще нет чрезмерных эпизодов или деталей. Режиссёр работает как хороший хирург. Банальное сравнение? Но это подтверждает и стерильная чистота в кадре.

zona interesov 03

В «Зоне интересов» жена коменданта является персонажем более важным, чем её муж. Немудрено, ведь на территорию концлагеря камера почти не заглядывает, а в доме коменданта хозяйничает Хедвига. Именно в эпизодах с ней ярче всего раскрывается вся чудовищность этой семейки. Когда над Рудольфом нависает угроза перевода из Освенцима, Хедвига отказывается ехать с ним: «Сейчас мы живём так, как мечтали всегда… <…> Наши дети здесь здоровы и счастливы». Для полной иронии тут не хватает только пассажа про чистый воздух. Но она есть в эпизоде, в котором Рудольф читает детям сказку на ночь. Неудивительно, что в качестве сказки звучит именно «Гензель и Гретель» братьев Гримм. Там, напомню, старая ведьма поймала детей, чтобы заживо зажарить их в печи, но в итоге сама была зажарена. Реальный Хёсс, к слову, тоже кончил бесславно – его повесили после суда в 1947 году.

Джонатан Глейзер не собирался снимать исключительно кино о прошлом, эдакий кинопамятник холокосту. Именно поэтому «Зона интересов» не выглядит как типичное историческое или биографическое кино. В нём даже есть короткий эпизод из наших дней с кадрами из современного Освенцима (к слову: переход от 1940-х к 2020-м выполнен виртуозно). Чёткая связь тех времён с нынешними подчёркнута специально: режиссёр явно хотел снять фильм о современности. Видимо, это тоже работает на пугающий эффект картины: всегда найдутся люди, готовые сделать вид, что зла не существует, даже если оно творится совсем рядом, за ближайшей стенкой.

zona interesov 06

Впрочем, Глейзер не даёт своим героям слишком уж забываться в идиллии. Показательным тут является эпизод, когда Рудольф вывозит детей на природу, где решает порыбачить, пока те плещутся в воде. Во время рыбалки мужчина вдруг замечает что-то в воде и, опустив в неё руку, находит чью-то челюсть. Поняв, что вода осквернена «отходами» из концлагеря, Хёсс, как ошпаренный, выскакивает из воды и выгоняет из неё детей. Как писал ещё один большой поэт Борис Поплавский: «Никуда не уйти от страданья / Нету выхода выхода нет».

Режиссёр наглядно показывает, что зла не утаить, а всё скрытое когда-нибудь станет явным. Убедительное предупреждение негодяям не только прошлого, но и настоящего, хотя они вряд ли смотрят такое кино.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии