Зачем Спасителю тиара? Редкие иконы в Музее Андрея Рублёва
Выставка «Иконографические редкости» открылась 7 декабря в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. На ней представлены иконы с нетипичными сюжетами и уникальными изводами, охватывающие период с XVII по начало XX веков и происходящие с территорий от Бессарабии до Прибалтики.
Многие типы изображения святых, а также сюжетов из Библии или житийных циклов сложились в первые века христианства и остаются неизменными до сих пор. Но одновременно на протяжении столетий появлялись и продолжают появляться новые иконографические изводы. Некоторые из них не получили большого распространения.
Посетителей встречает икона «Спас Нерукотворный» XVIII века, в которой изображение убруса (плата с отпечатавшимся ликом Иисуса Христа) соединено с деисусом (предстоящими перед Христом Божией Матерью и Иоанном Предтечей), а также иконографией Богородицы «Моление о народе».
Это редкий пример, когда в одном образе соединено несколько иконографических типов. К подобным иконам также можно отнести «Святую Троицу (Отечество)» с Силами Небесными, где отразились апокалиптические мотивы, или «Доброчадие», на которой к часто изображаемым иконографиям Рождества Христова, Богородицы и Иоанна Крестителя добавлено редкое изображение Рождества святителя Николая.
Другой вид редких икон — испытавшие влияние западноевропейского искусства. Современники нередко считали их неканоничными, что затрудняло распространение подобных изображений. Например, на иконе «Царь Царем», известной в православном искусстве с XIV века, Христос изображен в тиаре, как Папа Римский. Немудрено, что такой иконографический тип не прижился. А на иконе Божией Матери «Небо и Храм Божества» Дева Мария предстаёт перед нами босой на облаке — подобный образ был очень распространен в католицизме.
Начиная с XVII века в Россию стало поступать много западноевропейских гравюр и картин, которые стали использоваться иконописцами в качестве образцов. Самая знаменитая «настольная книга иконописца XVII века» — Библия Пискатора. Её использовали не только в иконах, но и в монументальных росписях. На выставке же представлена икона, восходящая к гравюре другого автора — Иеронима Вирикса, где изображены деяния Ангела Хранителя.
Редкие конографии могут быть не только заимствованными, но и вполне православными, однако распространенными локально. К ним относятся множественные Богородичные образы с выставки — скажем, «Богоматерь “Умиление” Псково-Печерская», список с почитаемой иконы «Богоматерь Печерская» и «Богоматерь Сучавская (Процветшая)».
К подобному типу локально распространенных икон можно отнести и образы преподобных Макария Калязинского и Стилиана Пафлагонского.
Словом, перед нами всё иконографическое разнообразие, проявившееся в эпоху Нового Времени. В экспозиции, включающей образы из коллекции Музея Андрея Рублёва и частного собрания Сысолятина, представлены не только редкие иконы, но и разные стили. Например, на иконах XVII века наблюдается сильное влияние школы Оружейной Палаты, а в образах последующих эпох — воздействие европейского классицизма и модерна.
Выставка открыта до 25 февраля. В рамках культурно-просветительной программы вас ждут:
онлайн-экскурсии в группе музея во “ВКонтакте” — по четвергам в 17:00;
лекция «О старом по-новому. Традиционные сюжеты в русской иконописи Нового времени». Лекция вторая (лектор — заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева А. Л. Гульманов) — 8 февраля в 19:00;
онлайн-лекция «Западноевропейские иконографические источники русской иконы Нового времени» (лектор – главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева Н.И. Комашко) — 13 февраля в 19:00;
встреча с куратором в экспозиции выставки — 15 февраля в 19:00;
концерт «Музыкальное воплощение красоты» — 25 февраля в 16:00.
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments