«Свояси»: что нам стоит дом построить?

Уже третий раз в Москве проходит выставка «Свояси», масштабы которой только растут. В этом году площадкой экспозиции стал Государственный исторический музей, расположенный в самом сердце столицы. «Свояси» собрали работы 79 художников, которые по-разному рассказывают о переосмыслении традиций и поиске национальной идентичности.

Заявленная в этом году тема — дом как пространство бытия — делит выставочную площадку на «крыльцо», «сени», «горницу», «сусеки», «бабий кут» и «красный угол». Но это тематическое разграничение слабо считывается в архитектуре экспозиции. Зритель идет скорее туда, куда глаза глядят, а они пытаются выцепить самое яркое и интересное.

Первый же экспонат, встречающий посетителей — «Лицо дома», текстильный триптих из двери и окон в наличниках, расшитых красным кружевом и украшенных вязью в древнерусском стиле. Перед «лицом» стоит большой ларь — «сусеки». В старину они предназначались для хранения муки и зерна (помните сказку «Колобок»?), а в современной интерпретации там расположились яркие петушки на палочках и деревянные шкатулки-сумки в виде кадок для воды и бабушкиных шкафов.

Соседствуют сусеки с реконструкцией боярских одежд XVII века, сшитых из драгоценной парчи и украшенных по рукавам жемчугами. Самоцветы пришиты в традиционной технике к орнаменту, выложенному двумя шнурами.

Самая чарующая часть выставки, она же самая дальняя — экспозиция головных уборов, которая напоминает скорее таинственное болото или гладь реки. Все уборы исполнены в старинных техниках, а для их создания использован натуральный жемчуг, латунные пайетки и винтажные бусины. Авторы венцов и кокошников либо повторяют забытые образцы, либо на их основе создают новые, более современные интерпретации. Среди этого многообразия затесалась пара расшитых изысканным узором пара красных бархатных сапог, как из сказки.

В аналогичной технике исполнено огромное полотно Алины Чистяковой, созданное специально к выставке. В соцсетях она рассказывает, что работа заняла у нее колоссальное количество времени и усилий: от поиска и заказа нужных материалов из Индии до создания оригинального рисунка и сборки рабочего места.

Другие материалы, использованные мастерами, — конечно, дерево и глина. Обыденные для прошлых столетий вещи обретают новую форму. В глинах Софьи Андреевой матрешки становятся безликими и нерасписанными, но их красота — в деталях. Художница выкладывает слой прозрачной глазури так, что та образовывает еле заметный узор, который можно сравнить с морозными орнаментами на стеклах.

Дерево вдохновляет художников не меньше: здесь и наличники зеркал с солярными мотивами, и чудесный кот, чьим «предком», видимо, был лев с древнерусского белокаменного собора. Особенно трогательны работы Алены Вальковой, в которых ощущается тепло древесины, будь то морское чудовище с лемехом, как на крышах старых храмов, или «Большуха» — огромная девица, стоящая за спинами своего рода.

Деревянная основа и у панно «Четыре доски», на которой из металла и керамики выложен образ, напоминающий святого с житием в клеймах. Красный угол на выставке стал скорее красной нитью: в каждом из разделов есть работы, связанные с христианской тематикой, и они, как вся экспозиция, очень неоднородны.

На круглых холстах соседствуют Благовещение, о котором напоминает лишь цветок лилии, и «христоцентрическая» композиция, где в крест вписан древнейший символ христиан — рыба. Есть и ветхозаветные сюжеты: Адам и Ева выползают из раковин к третьей части композиции — яблоку. Диптих Богоматери с Христом напоминает работы Кузьмы Петрова-Водкина — выдающегося модерниста, который сто лет назад тоже обращался к древнерусским мотивам.

Одна из самых запоминающихся работ — «Утраченное Богословие» Дмитрий Рытяева. Три деревянные руки держат крест, Евангелие и храм, а две другие сложены в благословляющем жесте. Но утрачено ли это богословие навсегда, или каждый день возрождается в нашей жизни?

«Свояси» этого года смело можно назвать модным проектом, задающим тренд на отечественную культуру. Даже в будние дни здесь много посетителей, а в выходные к некоторым экспонатам трудно подойти, чтобы их рассмотреть. Место для отдыха оформлено как сень с деревянными узорами, а во многих экспонатах использованы зеркала, в которых посетители ловят интересные ракурсы для фотографий.

Выставка будет открыта до 11 августа. К ней также подготовлена программа с кураторской экскурсией и лекциями художников и творцов, чьи работы представлены на «Свояси». Посетители с детьми могут посетить мастер-классы и экскурсии о сказочной стороне выставки. Актуальная информация — на сайте Исторического музея.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии