Три Васнецова на Крымском валу: сказки о богатырях, средневековая Москва и мир сурового советского человека

Весной в Третьяковской галерее открылась выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», где представлены работы трех выдающихся художников из династии
Васнецовых. Здесь можно вспомнить детство среди книг с картинками богатырей и Бабы-Яги, переместиться в Москву времени Ивана Грозного и увидеть мир глазами сурового советского человека.

В рамках одной выставки можно познакомиться с работами братьев Виктора Михайловича (1848-1926) и Аполлинария Михайловича Васнецовых (1856-1933), а также Андрея Владимировича Васнецова (1924-2009). Художественные династии в истории русского искусства встречаются редко, и тем примечательнее династия Васнецовых.

Эта выставка — нить, связывающая искусство XIX и XX веков. Виктор Васнецов прославился своими эпическими полотнами на темы русской мифологии и истории. Его брат, Аполлинарий Михайлович, уделял большое внимание образам средневековой Москвы и иллюстрации книг. А внук Виктора Васнецова Андрей Васнецов стал одним из основоположников “сурового стиля”, запечатлевшего брутализм советской реальности.

Виктор Васнецов прославился работами в созданным им «неорусском стиле» на темы истории и русского фольклора. Обращение к старине в своих работах сделало его переходной фигурой между «передвижничеством» и подступающей эпохой модерна. Однако им же было выполнено и множество росписей православных храмов (немногие знают, что художник происходил из священнического рода, учился в духовном училище, а затем и в семинарии).

Росписи Свято-Владимирского собора в Киеве стали самой большой работой художника. Он руководил ими 10 лет. Именно стиль старшего Васнецова стал определяющим для этой масштабной работы, несмотря на то, что над масляной живописью собора трудились многие именитые художники — например, Михаил Врубель и Михаил Нестеров. На выставке представлены эскизы к этой работе — «Бог Саваоф» и «Апокалипсис».

Тесно связан Васнецов и с самой Третьяковской галереей, ведь именно ему в начале XX века было поручено создать эскизы для фасада здания в Лаврушинском переулке. В них отразилась вся любовь Виктора Михайловича к русской истории и архитектуре.

Поскольку Замоскворечье — район в котором находится здание Третьяковки, — издавна был купеческим, Васнецов украсил здание высокими перекрытиями, которые были присущи теремам и обрамил окна белокаменными наличниками, отсылавшими к декору старинных храмов.

Над входом появилось изображение святого Георгия — защитника и символа Москвы, выполненного в технике резьбы по камню. Так же в домонгольское время украшались храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Историческими обликами Москвы был знаменит младший брат Виктора, Аполлиинарий Васнецов. Также окончив духовное училище, он отказался поступать в Академию художеств вслед за братом, решив работать сельским учителем в Вятке. Однако позднее все же переехал к Виктору Михайловичу в Москву и связал свою жизнь с творчеством.

Зал, в котором вывешены работы Аполлинария, назван «метафизика пространства». Это название как нельзя точно относится к работам художника, ведь в них он ищет образ старой Москвы. Это роднит его с метафизиками, которые пытаются понять первоначальную природу реальности. Некоторые из работ Аполлинария хранятся в Историческом музее как передающие дух тех времен «реконструкции» средневековой Руси.

У Виктора и Аполлинария были семьи, дети, но никто из них не избрал профессию художника. По стопам деда пошел внук Виктора Михайловича, Андрей Владимирович Васнецов. После Великой отечественной войны он поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства, где выучился на художника-монументалиста.

Андрей Васнецов работал в техники монументальной живописи и мозаики, создавал огромные панно в суровом стиле. Одна из самых больших и знаменитых работ — мозаика «Покорители» музея Истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге.

Работы трех художников очень разные, в них не найти фамильного сходство. Но роднит их отношение к семье, любовь к родине. Династия могла бы быть продолжена — но в 1996 году трагически погиб Федор, сын Андрея Васнецова, молодой талантливый художник. Его отец тогда надолго оставил живопись, а в 2007-м (за два года до смерти) написал первый и единственный
автопортрет. «Я мазнул, и оно само намазалось. Не очень похож, ну и ладно», — самокритично написал художник на обороте.

Как знать, может быть, через несколько поколений среди потомков Васнецовых снова будут живописцы?

Выставка продлится до 4 ноября.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии