Не в телескоп, а в микроскоп. «Сотворение мира» в музее Андрея Рублёва

На прошлой неделе в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва открылась выставка «Сотворение мира». Её экспонаты связаны не только с сотворением мира, но и с другими сюжетами, о которых рассказывает Дарья Иванова.

img 2517

«Сотворение мира» — выставка, созданная совместно музеями и частными собраниями древнерусского искусства. Она посвящена первым главам Книги Бытия — созданию мира Господом. В небольшую экспозицию вошли также образы первых людей, Адама и Евы, и праотцев — предков Христа по плоти. Важную часть экспонатов составили другие иконы, связанные с Богом и Его Ипостасями.

В музее имени Рублёва последние крупные выставки создавались так, чтобы показать какое-либо явление в узком фокусе. В «Сотворении мира» сохранился сходный с экспозициями «Святые жены» и «Иконографические редкости» принцип «смотреть не в телескоп, а в микроскоп».

img 2498

И вот иконы, некоторые из которых уже были показаны в прошлых экспозициях, встретились в пространстве новой. Напротив входа в драгоценных окладах и стеклянных витринах посетителей встречают образы разного времени и с разными сюжетами, объединённые ало-жёлтым колоритом. Пламенным цветом они вырываются из окрашенных в серый стен, обретая облик перед зрителем с ещё большей ясностью.

img 2542
«И почил Бог в день седьмой», икона конца XVI в.

Смысловая ось экспозиционного замысла делит зал на правую и левую стороны. Справа расположились образы Адама, слева — Евы. В последнем зале эти иконы стоят парно: они происходят из Ферапонтова монастыря и представляют собой копии знаменитых фресок Дионисия. Первые люди словно заново творят пространство между собой, одновременно задавая его границы.

img 2544
«Сотворение Мира с врезной иконой «Богоматерь Знамение»», конец XVIII в.

Во втором и последнем зале стены уже не серые, а кричаще-оранжевые. На этом ярком фоне расположились эскизы к фрескам Владимирского собора в Киеве, выполненные в конце XIX века художниками Вильгельмом Котарбинским и Павлом Сведомским. Они посвящены дням Творения.

img 2500

Эклектичные образы во всю стену с грозным седовласым Творцом, изображаемым из раза в раз в одной позе, вдохновлены западноевропейскими гравюрами, которые можно увидеть в первом зале. Фрески окружают три лицевые рукописи — так на Руси называли книги с миниатюрами. Конкретно здесь представлены поздние старообрядческие рукописи книги Бытия, которые становятся ещё более выразительными на контрасте с салонно-академической живописью Сведомского и работами в стиле модерн Котарбинского.

img 2524 1
«Сотворение животных», старообрядческий лицевой сборник, XIX в.

Так становится понятно, что вечные библейские сюжеты, проходя сквозь столетия, не меняют смысла, но лишь обретают новое звучание. А зритель может ещё раз восхититься сложностью и красотой сотворенного Богом мира.

Выставка будет открыта до 2 июня. В её рамках проходят экскурсии и лектории, о которых подробнее можно прочитать на сайте музея.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии