Не в телескоп, а в микроскоп. «Сотворение мира» в музее Андрея Рублёва
На прошлой неделе в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва открылась выставка «Сотворение мира». Её экспонаты связаны не только с сотворением мира, но и с другими сюжетами, о которых рассказывает Дарья Иванова.
«Сотворение мира» — выставка, созданная совместно музеями и частными собраниями древнерусского искусства. Она посвящена первым главам Книги Бытия — созданию мира Господом. В небольшую экспозицию вошли также образы первых людей, Адама и Евы, и праотцев — предков Христа по плоти. Важную часть экспонатов составили другие иконы, связанные с Богом и Его Ипостасями.
В музее имени Рублёва последние крупные выставки создавались так, чтобы показать какое-либо явление в узком фокусе. В «Сотворении мира» сохранился сходный с экспозициями «Святые жены» и «Иконографические редкости» принцип «смотреть не в телескоп, а в микроскоп».
И вот иконы, некоторые из которых уже были показаны в прошлых экспозициях, встретились в пространстве новой. Напротив входа в драгоценных окладах и стеклянных витринах посетителей встречают образы разного времени и с разными сюжетами, объединённые ало-жёлтым колоритом. Пламенным цветом они вырываются из окрашенных в серый стен, обретая облик перед зрителем с ещё большей ясностью.
Смысловая ось экспозиционного замысла делит зал на правую и левую стороны. Справа расположились образы Адама, слева — Евы. В последнем зале эти иконы стоят парно: они происходят из Ферапонтова монастыря и представляют собой копии знаменитых фресок Дионисия. Первые люди словно заново творят пространство между собой, одновременно задавая его границы.
Во втором и последнем зале стены уже не серые, а кричаще-оранжевые. На этом ярком фоне расположились эскизы к фрескам Владимирского собора в Киеве, выполненные в конце XIX века художниками Вильгельмом Котарбинским и Павлом Сведомским. Они посвящены дням Творения.
Эклектичные образы во всю стену с грозным седовласым Творцом, изображаемым из раза в раз в одной позе, вдохновлены западноевропейскими гравюрами, которые можно увидеть в первом зале. Фрески окружают три лицевые рукописи — так на Руси называли книги с миниатюрами. Конкретно здесь представлены поздние старообрядческие рукописи книги Бытия, которые становятся ещё более выразительными на контрасте с салонно-академической живописью Сведомского и работами в стиле модерн Котарбинского.
Так становится понятно, что вечные библейские сюжеты, проходя сквозь столетия, не меняют смысла, но лишь обретают новое звучание. А зритель может ещё раз восхититься сложностью и красотой сотворенного Богом мира.
Выставка будет открыта до 2 июня. В её рамках проходят экскурсии и лектории, о которых подробнее можно прочитать на сайте музея.
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments