Сигналы Оттепели в Третьяковской галерее
26 марта в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Юрий Злотников. Сигнальная Система». Какие сигналы посылает эта экспозиция, рассказывает студентка истфака МГУ Дарья Иванова.
Юрий Злотников (1930–2016) — художник-абстракционист, чье творчество корнями уходит в эпоху Оттепели. Тогда, спустя годы доминирования соцреализма, русское искусство вновь обратилось к художественному языку авангарда, сформированному в начале XX века. Картины, в которых на первое место выходят цвет и чистая геометрия форм, стали основой экспозиции «Сигнальной системы».
Самому художнику такое распределение работ точно бы не понравилось, подчёркивают кураторы выставки. Свои абстрактные картины он никогда не показывал без более привычных зрителю «предметных» — пейзажей, портретов и полотен на религиозные сюжеты.
Поэтому выставка стала в некотором роде лабораторией, а посетители, входя в белое, стерильное пространство зала, видят как бы мастерскую Злотникова. На столах лежат теоретические обоснования художественных замыслов мастера, машинописные документы и черно-белые «протосигналы» — предшественники цветной «Сигнальной системы», размещенной по периметру стен.
Внуки Юрия Савельевича проделали огромную работу, разбирая бумаги художника, где тот описывал, какие методы легли в основу его абстрактных композиций и как они должны работать. Незадолго до открытия выставки была представлена книга «Сигнальная система» — сборник ранее не издававшихся теоретических трудов мастера.
В отличие от Казимира Малевича, Злотников не работал со строгими геометрическими формами. Его круг не обязательно круглый, а фигуры не полностью залиты одним цветом. Неслучайно многие годы любимым художником мастера был Поль Сезанн. Легкая манера постимпрессионистов, пытавшихся поймать мгновение, соединилась у Злотникова со строгим подходом первопроходцев беспредметного искусства, и это делает его стиль уникальным и узнаваемым.
В пятидесятые годы советская наука переживала бурное развитие. Из недавней опалы вышли такие дисциплины, как психология и кибернетика, тогда же началось освоение космоса. Стремительный научно-технический прогресс, суливший скорые полёты к звёздам и чуть ли не построение коммунизма, не мог не повлиять и на искусство. Как ранее Малевич и Василий Кандинский, Злотников стремился подвести под абстрактное творчество фундаментальные теоретические построения. Но в отличие от них, он не писал многотомных трудов, а приоткрывал завесу таинственного мира своих работ в интервью журналистам.
Название «Сигнальная система» отсылает к трудам великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова. Именно он ввел это понятие в медицину, назвав так совокупность сигналов в головном мозге, обеспечивающую адекватное приспособление к окружающей среде. Первая из двух сигнальных систем — сенсорная, которая есть и у человека, и у животных. В её основе лежат сигналы органов чувств (звуки, цвета, запахи, прикосновения, зрительные образы). Вторая система, понятийная, основана на слове и речи, и она резко выделяет нас из животного мира.
Вот и Злотников детально изучает ощущения, возникающие у зрителя в художественном музее. Недаром одним картины вызывают у нас яркие психологические и даже физиологические реакции, а другие не цепляют взгляда, зато подталкивают к серьёзному интеллектуальному диалогу.
Экспозиция выставки тоже состоит из двух «систем». Ранние черно-белые работы как будто прощупывают почву и становятся основой для «второй сигнальной системы», которая влияет на зрителя не только формой и ритмом, но и цветом. Мерные прямые формы туши по бумаге сменяются яркими пятнами гуаши по картону. Глядя на них, мы задумываемся, почему художник создал именно такую композицию, использовал именно такие цвета, подобрал именно такое их сочетание.
Те же самые вопросы вызывает и фигуративная живопись, но в ней на первый план выходит сюжет картины, за которым зритель часто забывает о линиях и красках. А у Злотникова этот нерв оказывается оголён. Как тут не вспомнить о Павлове и открытых им рефлексах?
Выставка работ Юрия Злотникова будет открыла до 14 июля в здании «Новой Третьяковки» на Крымском валу. Билеты можно приобрести в кассе и на сайте музея.
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments