«У Церкви и Университета общее дело — воспитание порядочных людей, любящих Родину». 7 ярких мыслей Виктора Антоновича Садовничего
Виктору Садовничему — 85! Вспоминаем яркие цитаты ректора из интервью «Татьянину дню» разных лет
Виктору Садовничему — 85! Вспоминаем яркие цитаты ректора Московского государственного университета из его интервью «Татьянину дню» разных лет.
О храме святой мученицы Татианы
— Я считаю, что возрождение храма было большим событием. Когда я принимал это решение, мною двигало то соображение, что по традиции в Московском университете всегда была домовая церковь. Первые два-три года робко, а потом все увереннее и увереннее, храм участвует в духовной жизни Университета. Сейчас община очень интересная, в храме венчается много студентов. И храм, как ему и подобает, стал очень красивым. На душе хорошо даже тем, кто особо верующим не является. В этом, по-моему, и есть значение Церкви — приютить каждого: тех кто верит, и тех, кто, может быть, только еще хочет верить, и тех, кто просто зашел ознакомиться с памятником архитектуры. Мы делаем одно и то же дело воспитания: Университет светскими способами, а Церковь — духовными, верой.
О переименовании институтов в университеты
— Лишь немногие вузы способны перейти на новую — университетскую — ступень развития. «Университетом» нельзя стать вдруг, внезапно — для этого нужны история, традиции, наконец, прочная научная база. И потом, проблема не только в стихийном переименовании вузов, но и в том, что, когда на базе частного сектора стремительно плодятся разные «московские» и прочие «университеты», этот процесс выходит из-под контроля государства.
Сегодня во множестве создаются, в прямом смысле, «липовые» университеты и всякого рода академии, выдающие своим выпускникам такие документы об образовании, аналога которым, как они утверждают, по высоте уровняв мире вообще нет. Однако рано или поздно, но такое потворство коррумпированного образовательного чиновничества, раздающего направо и налево лицензии, обернется мощным социальным протестом, сходным с жалобами обманутых вкладчиков.
О сектах
— Сектантство в России всегда было связано с разрушением устоев государства, и мне кажется, что секты сами по себе не возникают. Они всегда действуют по заказу: будь то заказ отдельных людей, заказ каких-то других сил. Секты наносят большой вред образованию. Попадая в их узкий, я бы сказал, темный круг, студенты теряют интерес к учебе, становятся ограниченными. Секты — очевидное зло. Иногда они бывают жестокими, бесчеловечными. Очень важно, чтобы молодежь четко себе это представляла.
Об отношении к вере
— Я был воспитан в уважении к вере, к Православной Церкви. В деревне, где я вырос, центральным местом был храм — помню, отец даже ремонтировал его крышу. В детстве я там часто бывал, мы всегда ходили на Пасху, мать меня причащала… Для меня связь с Православием не пустой звук. Я всегда придавал особое значение нашим контактам с Православной Церковью, ведь у нас общее дело — воспитание порядочных людей, любящих Родину. Мы благодарны Святейшему Патриарху за его внимательное отношение к судьбе Московского университета.
О своем пути в Московский университет
— О Московском университете я узнал в седьмом классе, когда в нашу сельскую школу попала информация об окончании строительства нового здания МГУ. Я очень хотел учиться после школы, но сделать это в те годы было непросто. Паспортов у колхозников не было — а без документов не устроишься. Поэтому я уехал на Донбасс, где меня взяли работать забойщиком на шахту. Там я проработал два года. О поступлении в Московский университет я и не мечтал: сама мысль о храме науки вызывала у меня трепет. Однако начальник участка, где я работал, уговорил меня попробовать свои силы и поступить на мехмат МГУ. С тех пор на протяжении уже почти сорока лет моя жизнь связана с Университетом.
Поступил я на мехмат без проблем, хотя учиться было сложно… Первый семестр, уверен был, не выдержу. Даже планировал «отступление». Потом как-то втянулся и дело пошло. Учился все годы на «отлично» и диплом получил с отличием. Но работать приходилось много. В читалке с ребятами сидели обычно до закрытия, то есть до 10 часов вечера, потом шли в аудиторию и там еще до часа ночи, потом с трудом добирались до общежития — едва успевали перехватить несколько часов сна. Это создало определенный заряд, дальше уже все было легко: аспирантура, докторская — все благодаря привычке работать, приобретенной в студенчестве.
О принципах национального образования
— Это прежде всего единство школы и фундаментальной науки как основы для подготовки специалистов. И гуманитарной культуры как основы единства народов, населявших нашу страну. В этом историческая специфика развития как России, так и ее вузов. Сейчас идет расчленение школы, науки, сферы художественного творчества, которым предписано существовать самим по себе. Идет противостояние между этими частями за долю государственной поддержки. От этого не выиграет никто: все превратятся исключительно в коммерческие приложения, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому вектор дальнейший преобразований должен быть направлен в противоположную сторону. МГУ считает, что должна существовать государственная защита национальной культуры в целях безопасности России.
О будущем России
— Мне хотелось бы видеть Россию, бесспорно, образованным государством. Сильной страной, где главным приоритетом будет развитие образования. Только образованные люди могут сделать нашу страну еще богаче. Хотел бы ее видеть богатой. Но главное, чтобы в ней жили люди, которые бы беззаветно любили землю, где они родились — свою Родину, Отчизну. Ведь это естественно, чтобы люди оберегали свою землю для будущих поколений. Так что мне бы хотелось видеть Россию образованной, спокойной, бесконфликтной. Россией, чьи граждане были бы патриотами.
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments