«В этот день свежели, молодели чувства…» Татьянин день в Русском зарубежье

В советское время Татьянин день как праздник студенчества был позабыт, хотя многие все равно продолжали его отмечать. Зато в русской эмиграции он оставался одним из самых ярких, шумных, веселых дней в году. Об этом — в статье кандидата исторических наук, доцента Татьяны Симоновой.

«Татьяна» в эмиграции первой волны

Здание в Варшаве, где располагалась Первая русская мужская гимназия с домовой церковью святой Татианы

Русская эмиграция первой волны преимущественно состояла из образованных людей разного возраста и профессий. Студенческие традиции бесшабашного удалого веселья переместились вместе с их носителями не только в Европу, но и во все регионы русского рассеяния.

«… Прости-прощай, камрад — француз,
Заявит эмигрант,
И на шоферский свой картуз
Нацепит синий кант.
И с поседевшей головой,
Но с шапкой набекрень,
Напьется он со всей Москвой
Опять в Татьянин день! …»1

В Советском Союзе обычай праздника студентов, дня основания Московского университета, тщательно вымарывался. Его религиозный аспект был категорически неприемлем, последователи этой традиции преследовались. В газете «Возрождение» (Париж, 1931) в преддверии Татьянина дня разместили статью со ссылкой на советскую газету «Безбожник», в которой «с возмущением» сообщалось о наличии в Московском университете «верующих профессоров и студентов». Перечислены были и их основные «грехи»: профессоров Кретович «еще недавно был председателем церковного совета», профессор Кожевников «выступал против закрытия университетской церкви», а профессор Кузнецов, уезжая в командировку, «берет с собой евангелие…»2.

Фотокопия заметки: Возрождение. Париж. 1931. № 2062. 24 января. С. 2.

Изгнанные носители традиций Российской империи — профессора и студенты (литераторы, ученые, инженеры, врачи), выпускники университетов и других учебных заведений с особой тщательностью и трепетом сохраняли традицию празднования «Татьяны». Традиция не прерывалась даже в первые, самые трудные годы изгнания. Ежегодно 12/25 января они вспоминали родные пенаты, после обязательного молебна в церквах проводили торжественные заседания и, по мере финансовых возможностей, соблюдали обычай бесшабашного студенческого праздника.

К этому дню в жизни русской эмиграции на всей территории рассеяния были приурочены Зарубежные молодежные съезды, балы, публичные диспуты Объединений русской молодежи, встречи с теми, кто смог уехать из СССР, специальные выпуски журналов. Сборы поступали в пользу нуждающихся членов Союза русских студентов.

Питомец Московского университета Иван Сергеевич Шмелёв (1973-1950) приглашал на праздник Московского землячества в Париже такими словами: «Праздник Московского университета, праздник родной культуры — прекрасная Татьяна. В этот день ученая Москва гуляла, шумела, пела. «Gaudeamus» разливался, спотыкался. Спорили, дрались и обнимались, и всех сливало светлое — вперед! В этот день свежели, молодели чувства; устраивали смотр заветы, идеалы. Светлый лик Татьяны — оживлял. Вспомним этот день, как славу…»3.

Борис Константинович Зайцев (1881-1972) умудрился побывать студентом трех высших учебных заведений, включая юридический факультет Московского университета. Журналист, писатель, переводчик, один из тех, кто завершал Серебряный век русской культуры, в самом праздновании Татьянина дня он видел духовную опору. В одном из приглашений на благотворительный вечер от «Московского землячества» в Париже накануне Татьяниного дня в 1928 г. Зайцев разместил Объявление о праздничном вечере в салоне на авеню Ош, 9 с коротким и лаконичным, понятным всему русскому Парижу заглавием: «Татьяна». На «бал-концерт» в день праздника Московского университета, который устраивало Московское землячество, приглашали «всю парижскую Москву», а также «Киев, Петербург, Одессу», чтобы «почтить образ московской (а значит, всероссийской) культуры».

«Вспомнить Москву, молодость, шумную и беззаботную Татьяну мирных лет, когда московские златоусты ораторствовали в ресторанах, а студенты заваливались чуть ли не всем городом, вспомнить Родину праздником изгнанническим, сойтись на один вечер всем москвичам вместе — старым и знаменитым, средним, молодым, студентам и барышням, послушать пение, музыку, молодежи потанцевать — все под прекрасным знаком Татианы, имени для нас символического, женского образа, как бы краеугольного, как бы материнского …»4, — призывал Борис Зайцев.

«Татьяну» почитали и праздновали во всех регионах русского рассеяния. Особенно глубоки они были в бывшей русской части Польской республики. В российской Варшаве до 1918 г. действовала церковь святой Татианы при бывшей Первой мужской гимназии, которая располагалась во дворце Сташица, где ныне размещается Отдел социологии и политологии Польской Академии наук.

Фотокопия начала статьи о праздновании «Татьяны» в Варшаве в 1925 г., газета «За свободу», 27 января

Здесь празднование «Татьяны» проходило особенно широко и многолюдно: на торжественных заседаниях присутствовали не только русские профессора, но и поляки-профессора высших учебных заведений республики, в разные годы получившие дипломы вузов Российской империи, включая Варшавский университет. Зал «Русского дома» едва вмещал всех желающих принять участие в этом торжестве в честь «великого рассадника родной культуры — Московского университета».

Деятель русской эмиграции, выдающийся русский и польский радиотехник профессор Дмитрий Максимилианович Сокольцов5, в 1925 году, когда еще не угасли надежды на перемены в СССР, на торжественном собрании по случаю «Татьяны» утверждал, что «для возрождения России нужны не только строители материального, не только инженеры и практики, но и строители идеалов, творцы духовного, и эмигрантская молодежь… не должна забывать, что будущая Россия потребует от них и широкого идейного размаха, и подготовленности в смысле идеалов»6.

В Латвии Татьянинские балы, как правило, старались совместить с Пушкинскими днями в Риге.

Объявление в журнале «Для вас», Рига. 9 января 1937 г.

Не обходилось и без критических заметок после разгульных празднований. Так, в одной из харбинских газет в довольно ядовитом анонимном фельетоне «Татьяна по-харбински» было расписано празднование «Татьяны» в большом зале добровольного пожарного общества. Публики там собралось «видимо-невидимо», началось «самое бесшабашное и разгульное пьянство», «сверкали рюмки и стаканчики», «не менее пяти драк произошло в этот приснопамятный вечер», в одной из них невинно пострадал брандмейстер добровольцев-пожарников гражданин Эпштейн, дежуривший в эту ночь. «Но лучше всего был финал»: «унесено было три дамских шляпки и несколько мужских шапок», «только одна, неизвестно чья, старая фуражка военного образца осталась на всех обокраденных…»7.

Татьянин день как часть национальной идентичности

Петр Бернгардович Струве (1870-1944), выпускник Санкт-Петербургского университета, связывал праздник Татьянина дня с памятью Михаила Васильевича Ломоносова — «русского гражданина, который верил в Россию и указывал ей великие и достойные пути». Обращаясь к читателю парижской газеты «Возрождение» в 1927 году, он подчеркивал, что в это «скорбное время нестерпимого гнета и ужасной лжи, тяготеющей над Россией, и обрекших ее университеты на унижение и бездействие», необходимо обратиться к прежнему университету, к «образам Ломоносова, Карамзина, Бутлерова, Сергея Соловьева и всего легиона славных питомцев этой первой настоящей русской высшей школы»8.

Председатель Союза русских писателей и журналистов в Париже, выпускник Московского университета историк Павел Николаевич Милюков (1859-1943) видел в «Татьяне» «нить, связывающую многие поколения». «Каждое приходило к Татьяне со своим особым содержанием», но «была одна черта, которая объединяла все поколения… — все клялись перед Татьяной в готовности жизнь свою положить за то, чтобы свое понимание блага народного сделать реальностью»9.

Особыми событиями, получившими широкий резонанс в Русском зарубежье, стали «дни русского просвещения»: празднование 175-летия и 180-летия Московского университета (1930 и 1935 годы) и 30-летия архиерейского служения митрополита Евлогия (Георгиевского), которое выпало на Татьянин день 1933 года.

Участвовать в благотворительных балах и концертах по поводу празднования «Татьяны» было почетно. Выдающиеся деятели культуры русского рассеяния не отказывались предложения и предоставляли на благотворительные распродажи («лотерея-аллегри») картины, книги, ценные вещи. Наиболее щедро это происходило в местах сосредоточения эмигрантов — например, в Париже. На страницах газет в специальных отчетах о проведении «Татьяны» мы встречаем имена актеров ведущих театров и трупп; руководителей студий, школ, оркестров, представителей Союза русских адвокатов и других профессиональных объединений.

В числе жертвователей был один из самых известных и модных художников Парижа 1920-х японец Леонард Фудзита (Цугахара Фуджита), который уже в 1925 году был удостоен Ордена Почетного легиона. Свои работы на благотворительные аукционы предоставляли русские художники Константин Малявин, Константин Коровин, а также менее известные в наши дни, но ценимые в русской эмиграции Борис Безсонов, М. Виноградов, Иосиф Бабаджан, Маргарита Бенуа (Новинская) и другие.

В вечерах участвовали актеры и солисты ведущих театров и трупп: основательница Театра Русской драмы в Риге Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова; солистка Мариинского, затем — Стокгольмского и Копенгагенского оперных театров, основательница Русской частной оперы в Париже Мария Николаевна Кузнецова-Массне; солистка Большого театра и Русского балета Сергея Дягилева Софья Васильевна Федорова 2-я и многие другие. В числе участников благотворительных концертов были уникальный оперный бас Александр Ильич Мозжухин, его коллеги Константин Евгеньевич Кайданов и Георгий Митрофанович Юренев, любимая певица русской эмиграции Надежда Плевицкая; исполнительницы цыганских романсов и танцев А. Свежинская и Шура Теплова; любимец публики актер, режиссер, конферансье Никита Федорович Балиев; ученицы студии Матильды Феликсовны Кшесинской…

Объявление в газете «Возрождение». Париж, 24 января 1931 г.

Иван Сергеевич Шмелев в очерке «Мученица Татьяна» (1930) высказался так: «…Татьяна…? Обе во мне объединяются: Мученица, память которой ныне, и другая Татьяна, Таня, пушкинская Таня, образ утраченной России… «Мировые обшмыги», «русские европейцы», мы не сумели понять, познать… утратили — и теперь рвемся к Ней, горько томимся и страдаем …. ».

Праздник студентов Московского университета объединял всех русских эмигрантов первой волны независимо от возраста, наличия диплома о высшем образовании или его отсутствия — тем более, что не во всех странах рассеяния эти дипломы признавались. «Татьяна Крещенская» становилась для русских людей выразителем единства культурных и национальных связей, воспринятых с молоком матери, символом потерянной Родины.


1 Стихотворение «Татьяна» бывшего московского студента, а в Париже — таксиста, под псевдонимом «Лери» было опубликовано в газете «Возрождение» в 1926 г. Опубликовано автором в «Татьянином дне» в 2008 году.

2 Возрождение. Париж. 1931. № 2062. 24 января. С. 2.

3 Шмелев И. «День Татьяны» // «Возрождение», 1926. № 235. 23 января. С.3.

4 Зайцев Б. «Татьяна» // «Возрождение». 1928. № 967. 25 января. С. 3.

5 Подробнее о нем: Симонова Т.М. Судьбы русской эмиграции в Польской Республике: радиотехник Д.М. Сокольцов и генерал-майор М.А. Симонов // Гражданская война в памяти русского зарубежья: К 100-летию Дальневосточного исхода и завершения вооруженного противоборства 1917-1922 гг.: Мат. межд. науч. конф. Москва, 31 окт. — 1 нояб. 2022 г. / Дом Русского Зарубежья имени А. Солженицына; Сост.: А.С. Кручинин, Т.В. Марченко, М.Ю. Сорокина. — М.: Вифсаида, 2023. С. 268-288.

6 Сокольцов Д. День Татьяны в Варшавском университете // «За свободу!», 1925, № 25, 27 января. С. 3.

7 «Татьяна по-харбински» // «Новости жизни». Харбин, 1926, №19. 28 января. С. 3.

8 Струве П. Татьянин день. К славной памяти М.В. Ломоносова // Возрождение. Париж. 1927. № 602. 25 января. С. 1.

9 Милюков П. Татьянин день // Последние новости. Париж. 1928. № 2498. 24 января. С. 3.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии