Юбилеи, находки в полях и библиотеках, открытие новых культурных пространств — 2024 год в искусстве
Уходящий год был насыщен памятными датами: от тысячелетия Суздаля до праздновавшегося по всей Европе юбилея Каспара Давида Фридриха. Долгожданное открытие нового корпуса Третьяковки совпало с реконструкцией Нотр-Дам де Пари, а другие неожиданные находки еще больше украсили культурные итоги этого года.
Этой осенью состоялось долгожданное событие — открылся новый корпус Государственной Третьяковской Галереи на Кадашевской набережной, строительство которого длилось 10 лет. Это огромное здание находится по соседству с корпусом Третьяковки в Лаврушинском переулке и привлекает внимание своим оформлением: на фасадах расположились репродукции картин из собрания музея, являющиеся культурными наследием ЮНЕСКО. В корпусе расположились не только выставочные пространства, но и оборудованные по последнему слову техники реставрационные мастерские разной направленности, а также концертный зал на более чем 500 мест.
Первая же выставка, открытая в Кадашевском корпусе, стала настоящим событием, позволившим посмотреть на творчество художников-передвижников под другим углом. На ней представлены главные работы всех выставок объединения, а также большое количество архивных документов.
2024 год порадовал и открытием другого масштабного проекта — «Нового Херсонеса» в Крыму. Этот проект, занявший пространство в почти 25 гектаров, в отличие от Третьяковки, построили в кратчайшие сроки — меньше чем за два года. Это пространство действительно можно назвать уникальным: расположено оно рядом с Херсонесом Таврическим, где проводились самые масштабные за всю историю России археологические раскопки, в которых участвовали все ведущие музеи страны.
Коллекция музеев Античности и Византии, Христианства, Крыма и Новороссии, расположенных в комплексе, насчитывает 6,5 миллионов экспонатов. Помимо них в комплексе можно посетить реконструкцию древнего Херсонеса, ремесленные мастер-классы, посмотреть спектакль в амфитеатре.
Плодотворные археологические раскопки в 2024 году проходили не только на юге России, но и на севере. Этот год стал последним для Троицкого-XVII раскопа в Великом Новгороде. Вскоре на его месте будет построен археологический центр имени В.Л. Янина, где будут открыто храниться археологические находки новгородской земли. Этот сезон у археологов был долгим и напряженным, раскопки шли до зимних холодов. Упорная работа была вознаграждена находкой мирового уровня — миниатюрным образом Богоматери с Младенцем из стеатита, которую датировали ранним XII веком. Сохранность иконки впечатлила и археологов, и искусствоведов, ведь на нем остался даже тонкий слой позолоты. Такие находки случаются не каждый год, поэтому после реставрации икона займет свое почетное место в музее.
Другой неожиданной находкой стал ранее неизвестный вальс Шопена. Найден он был случайно в библиотеке Нью-Йорка при разборе культурных артефактов, на листе — подпись музыканта и надпись о том, что это вальс. Нашедший ноты сфотографировал их и сыграл, а затем эксперты в творчестве Шопена проанализировали звучание музыкального произведения, способ его написания и состав чернил. Все это позволило отнести вальс к творчеству композитора. Подобных находок не случалось более полувека!
Уходящий год запомнился и обилием памятных дат, и одним главных, несомненно, был юбилей Александра Сергеевича Пушкина. В 2024 году исполнилось 225 лет со дня рождения «солнца русской поэзии», чему было посвящено множество проектов. Главной площадкой празднования дня рождения поэта стала Красная Площадь, на которой проходила ежегодная книжная ярмарка. На мероприятии были прочитаны лекции, посвященные творчеству Пушкина, а также состоялось представление по мотивам «Сказки о золотой рыбке». В Историческом музее на Красной площади до 25 января 2025 года открылась выставка «Пушкин. Страницы истории».
В Твери уже в 54-й раз прошел «Пушкинфест», а в Псковской области, где похоронен поэт, тематические мероприятия проходили в течение всего года. Не отставал и Санкт-Петербург: на месте смерти Александра Сергеевича прошла акция «Убит поэт», а театры подготовили представления и музыкальные программы.
«Русской газетой» к юбилею Пушкина был создан сайт, на котором можно посмотреть, как люди со всего мира читали «Евгения Онегина», а также пройти тест на знание жизни главного поэта России.
Случались и любопытные юбилейные пересечения: так, в 2024 прошло 150 лет с момента первой постановки оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». Такие события не могли не отразиться в театральной среде. Так, оперу можно было увидеть и услышать на Исторической сцене Большого Театра в Москве, а в Санкт-Петербурге — в Мариинке, где и состоялась премьера оперы в 1874 году.
Главный театральный экспериментатор времени авангарда Всеволод Мейрхольд также праздновал 150-летний юбилей и вниманием обделен не был. В феврале в театре имени Маяковского прошел «Месяц Мейерхольда», а на выставке «Русское невероятное» в центре «Зотов» была показана видеореконструкция одной из постановок режиссера, а до 19 января здесь будет открыта выставка «От утопии к театру», посвященная творчеству Всеволода Эмильевича.
Выставки в уходящем году отличались новаторским подходом. Среди подобных экспозиций стоит отметить выставку, посвященную Николаю Рериху в Новой Третьяковке, прошедшую с огромным успехом выставку художников из рода Васнецовых, на которой были показаны в том числе шедевры, многие годы хранившиеся в запасниках.
Грандиозным проектом Русского музея стала выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника Карла Брюллова. Музею удалось собрать главные шедевры художника из разных музеев. Центральная картина творчества художника и всей выставки — монументальное полотно «Последний день Помпеи».
Стоит отметить еще одну петербургскую выставку, посвященную религиозному творчеству Кузьмы Петрова-Водкина. В K Gallery были представлены рисунки, живопись и керамические работы художника, фундамент художественного языка которого лежит в средневековой иконописной традиции Руси.
В Государственном Эрмитаже прошла выставка, посвященная фламандской живописи «Ars vivendi» (в переводе с латыни «Искусство жить»). Рисунки из книг, разнообразные натюрморты и шпалеры создавали атмосферу праздника жизни.
В ГМИИ им. Пушкина в уходящем году также были любопытные экспозиции, в центре которых — выставка, посвященная итальянскому натюрморту, а также выставка фламандских натюрмортов Франса Снейдерса, которая продлится до 26 января.
Последним проектом этого года в Эрмитаже стала выставка немецкого художника эпохи романтизма — Каспара Давида Фридриха. В этом году по всей Европе празднуется его 250-летие. Так, прошло еще три больших выставки Гамбурге, Берлине и Дрездене. Эти немецкие города могут похвастаться самыми крупными собраниями картин художника. Гамбургская экспозиция была посвящена пейзажам, именно здесь выставлялось самое известное полотно мастера «Странник над морем тумана». В Берлине выставка делилась на несколько частей, и помимо картин в ней были представлены новейшие исследования, посвященные техническим аспектам творческого языка художника. Выставкой-ретроспективой можно назвать работу кураторов Дрезденской галереи — именно в Дрездене Каспар Давид прожил 40 лет и создал самые знаменитые свои полотна.
Лувр, несмотря на наличие в собрании работ Фридриха, по проторенному пути не пошел, и удивил всех темой новой выставки-блокбастера. Ее фокус был направлен на образ дурака, шута и безумца. Из почти ста музеев по всему миру были выбраны лучшие работы позднего Средневековья и раннего Нового Времени, чтобы показать как популярен был образ дурака в ту эпоху.
Но главным культурным событием этого года во Франции, несомненно, стало открытие собора Нотр-Дам после предварительных реставрационных работ. Они длились на протяжении пяти лет после того, как из-за пожара обвалился шпиль, был поврежден орган и знаменитые горгульи собора. Долгое время велись споры, восстанавливать ли его в первоначальных формах или придумать нечто новое, что увековечило бы пожар в архитектуре главного парижского собора. Реставрация не закончена до конца, впереди еще много работ.
А в России местом масштабных реставрационных работ в 2024 стал город Суздаль, отметивший свое тысячелетие. Подготовки к празднованию начались за несколько лет до юбилея: город обрел новую инфраструктуру, были обустроены парки, отреставрировано огромное количество памятников культурного наследия. В день города последний главной праздничной площадкой стал суздальский кремль. Вечером началось световое шоу, которое рассказывало об истории города. Проекция высвечивалась на старейшую постройку города — Богородице-Рождественский собор, ровесник города, переживший множество перестроек.
В храме еще проходят работы по укреплению и расчистке живописи, как и в остальных местах города. Кстати, реставрация и модернизация Суздаля не имеют конечной точкой его юбилей — план работ рассчитан до 2030 года.
Отрадно видеть, что культурным наследием России интересуется все больше людей, а значит, в 2025 году нас ждет еще больше впечатляющих открытий в мире искусства!
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments