10 образов с выставки «1418 дней. К 80-летию Великой победы» в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея масштабно отмечает 80-летие Победы: в здании на Крымском валу с 22 апреля идёт выставка «1418 дней. К 80-летию Великой Победы», собравшая более 250 произведений, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Среди них портреты героев войны и сцены сражений, образы легендарных военкоров и сатирические плакаты, эскизы к фильмам и модели памятников. Отдельная часть экспозиции посвящена жизни Третьяковской галереи во время войны: эвакуации коллекций в Новосибирск и Молотов (современная Пермь), выставкам, которые продолжали проводить в регулярно подвергавшемся бомбардировкам здании музея в Москве. О 10 образах с выставки рассказывает Мария Разгулина.

Ираклий Тоидзе. Родина-мать зовет! (1941)

Мало кто знает, что хрестоматийный плакат «Родина-мать зовет!» создавался буквально в первый день войны и был готов уже к утру 23 июня 1941 года. Художника поразило лицо его жены Тамары Теодоровны, когда она, услышав объявление о начале войны, вбежала в комнату: в нём читалась решительность и непреклонность, которую он воплотил в образе Родины-матери. Когда через пять дней первый тираж плаката – более миллиона экземпляров! – вышел из типографии, он мгновенно разошёлся по призывным пунктам, вокзалам, заводам… Сын художника Александр Тоидзе вспоминал: «Для солдат и офицеров он стал портретом матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица». Во время войны даже выпустили специальный тираж плаката с репродукциями размером чуть меньше почтовой открытки – фронтовики носили их в нагрудных карманах гимнастёрок.

Дмитрий Шаховской. Хлеб (1967)

Пронзительная скульптура, созданная Дмитрием Шаховским, рассказывает о жизни в тылу. Во время войны хлеб был драгоценностью и мерилом жизни. В Москве, где проходило военное детство скульптора, хлеб, как и во всей стране, получали по карточкам: рабочие и служащие в зависимости от категории получали 800 или 600 граммов, иждивенцы и дети – 400 граммов. Хлеб был чёрным и горьким в буквальном смысле: даже фронтовой хлеб имел в составе только от 10 до 40% ржаной муки, а тыловой – и того меньше. В него добавляли картофель, отруби, жмых, крапиву, лебеду. В произведении Дмитрия Шаховского мать, образ которой связан с воспоминаниями об умершей от туберкулёза в июле 1942 года матери скульптора Наталии Дмитриевне Шаховской-Шик, делит драгоценный кусок хлеба между двумя детьми. Взгляды всех персонажей сосредоточены на небольшом куске, ценность которого, однако, была огромной для всех, переживших войну.

Константин Симун. Разорванное кольцо (1966)

В разделе выставки, посвящённом Ленинграду, собраны произведения, запечатлевшие жизнь блокадного города и удивительную стойкость его жителей, продолжавших даже в эти страшные дни сохранять наследие прошлого и создавать новое искусство: портреты Дмитрия Шостаковича и Ольги Берггольц, картина «Эрмитаж в дни блокады» художника Василия Кучумова, работавшего в музее и показывавшего его военную жизнь и разрушения, легендарная «Ленинградка» Бориса Пророкова… Но особое место занимает модель мемориала «Разорванное кольцо» скульптора Константина Симуна. Мемориал был создан на берегу Ладожского озера у деревни Коккорево – в том самом месте, где начиналась Дорога жизни, откуда во время блокады автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера. Две разомкнутые полуарки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними – Дорогу жизни, единственную артерию, соединявшую Ленинград с большой землёй. По ней вывозили людей (только с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано по льду Ладоги более 550 тысяч человек!), по ней проходило снабжение продовольствием города и окружённой группировки советских войск. Скульптор Константин Симун описывал работу над памятником так: «По приглашению Штаба по благоустройству города в числе других скульпторов и архитекторов я приехал на Вагановский спуск – на место, где Дорога жизни выходила на лёд Ладоги. Там сплошные горизонтали: небо – горизонталь, вода – горизонталь, берег – чахлые деревца. Над иными своими скульптурами я работаю годами, а тут моментально в воображении возникло «разорванное кольцо». Вечером сделал гипсовый эскиз, на следующий день позвонил архитектору».

Фёдор Модоров. Портрет партизанки Л. П. Осмоловской (1943)

В Белорусской ССР, где за три года фашистской оккупации погибли 2 230 000 человек (почти все – старики, женщины и дети!), особенно широко развернулось партизанское движение. На картине художника Фёдора Модорова, создавшего за время ВОВ серию из 60 написанных с натуры портретов партизан, показана Лидия Осмоловская – белорусская партизанка. С начала войны она работала в подполье в Климовичах и, пользуясь знанием немецкого языка, устроилась секретарём к немецкому барону Николаусу фон Файту, официально считавшемуся одним из руководителей фортификационных работ в тылу 4-й гитлеровской армии. В действительности он вёл шпионско-диверсионную работу, внедрял в лесничества своих агентов, с помощью которых узнавал о партизанах. То, что произошло дальше, легко могло бы стать сюжетом фильма: барон был покорён красотой Лидии, начал ухаживать, приглашал на свидания, на одном из которых она… привела фон Файта в засаду, организованную партизанским отрядом «Алесь». Барон был схвачен и допрошен, назвал имена тайных агентов, а Лидия Осмоловская была впоследствии награждена орденом Красной Звезды.

Кукрыниксы. Превращение фрицев (1942)

Легендарное трио Кукрыниксы составили художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, работавшие в «Окнах ТАСС (Телеграфного агентства Советского Союза)». Наследники «Окон РОСТА» времён Гражданской войны, «Окна ТАСС» были очень популярны и использовали иронию для поднятия патриотического духа советских людей. Образы плакатов должны были сразу считываться зрителями: «…прохожий останавливается на тротуарах очень ненадолго: времени мало. Нужен плакат “мгновенного действия”: яркий, запоминающийся образ, короткий, четкий лозунг». В «Превращении фрицев» 1942 года Кукрыниксы облекают в остроумный художественный образ строчки поэта Демьяна Бедного «Одураченные «фрицы» / Превращаются в кресты» – в плакатах художественная сатира часто соседствовала с поэтической. Аналогом «Окон ТАСС» в блокадном Ленинграде было объединение «Боевой карандаш»: при перебоях с электричеством плакаты печатали вручную на литографском станке, а лучшие увеличивали до размеров агитационного панно и вывешивали на улицах осаждённого города.

Андрей Коробцов. Тверже стали (2022)

Андрей Коробцов – современный российский скульптор, автор масштабного Ржевского мемориала Советскому солдату (2018–2020), вдохновлённого стихотворением Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». В 2021 году вместе с постоянным соавтором архитектором Константином Фоминым он принял участие в конкурсе на лучший проект мемориала, посвящённый Курской битве. Выиграла конкурс работа Студии военных художников имени М. Б. Грекова – реконструкция нереализованного проекта Евгения Вучетича. Проект Андрея Коробцова и Константина Фомина занял второе место, но было решено объединить оба памятника в одном мемориальном комплексе, расположенном недалеко от посёлка Поныри в Курской области. Первая очередь комплекса была открыта 23 августа 2023 года в день 80-летия окончания битвы на Курской дуге, ставшей переломной для всего хода Великой Отечественной войны. Скульптурная композиция Андрея Коробцова, уменьшенную модель которой он повторил специально для Третьяковской галереи, символически изображает первый этап Курской битвы, когда советские пехотные части противостояли танковым атакам гитлеровских войск и не сдвинулись ни на метр. В ней показан солдат, неимоверными усилиями раздвигающий два танковых клина – по словам скульптора, «противостояние плоти человека и стали».

Владимир Цигаль. Дмитрий Михайлович Карбышев (1980)

В разделе выставки «Непокорённость» можно увидеть уменьшенное повторение памятника генералу Карбышеву, установленного в 1963 году во дворе бывшего фашистского концлагеря Маутхаузен в Австрии. Его создал скульптор Владимир Цигаль, сам прошедший войну и участвовавший в высадке десанта на «Малую землю» в Новороссийске. Герой этого произведения Дмитрий Карбышев был генерал-лейтенантом инженерных войск, учёным, автором трудов по военно-инженерному искусству. Начало войны застало его в Гродно, и при попытке выйти из окружения генерал был тяжело контужен и взят в плен. Карбышев содержался в лагерях Флоссенбюрг, Майданек, Освенцим и Маутхаузен, неоднократно получал от администрации лагерей предложения сотрудничать, но каждый раз отвергал их. В ночь на 18 февраля 1945 года его подвергли страшной казни: раздели догола и во дворе лагеря вместе с группой пленных поливали холодной водой на 12-градусном морозе. Уклонявшихся от струи били дубинками по голове. В память об этом Владимир Цигаль показал генерала Карбышева выступающим из блока белого мрамора, как из глыбы льда. Камень в то же время становится метафорой непреклонности генерала, а героический образ, созданный скульптором, отсылает зрителя к гуманистическим идеалам Высокого Возрождения и напоминает «Пробуждающегося раба» Микеланджело.  

Леонид Голованов. Красной Армии – слава! (1945)

Одно из самых жизнеутверждающих произведений, посвящённых Победе, создал график Леонид Голованов, «грековец», как называли тех, кто работал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. На плакате за улыбающимся красноармейцем в лихо сдвинутой пилотке стена Рейхстага и надпись «Дошли!». Слева изображение плаката, созданного самим Головановым на год раньше, – «Дойдём до Берлина!». Оба произведения объединяет один герой-красноармеец, прототипом для которого стал неоднократно позировавший художнику снайпер Василий Голосов, уничтоживший 422 фашистов и среди них 70 снайперов. Голосов был смертельно ранен в бою в августе 1943 года и до Берлина не дошёл. Но на плакате, который в народе очень скоро прозвали «Весёлый солдат», Голованов символически доводит его до Берлина и создаёт собирательный образ советского солдата-победителя.

Евгений Вучетич. Воин-освободитель (1948)

Эта скульптура – уменьшенная копия центральной фигуры мемориала воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине. В конкурсе на лучший проект мемориала, объявленном в 1946 году командующим группой советский войск в Германии маршалом Соколовским, победили скульптор Евгений Вучетича и архитектор Яков Белопольский – позже они создадут монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Строительство мемориала продолжалась с 1946 по 1949 год. Образ центральной скульптурной группы – солдат с девочкой на руках, попирающий свастику, – вдохновлён поступком советского пехотинца Николая Масалова, вынесшего из-под обстрела трёхлетнюю немецкую девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года. Такой же подвиг совершил сержант Трифон Лукьянович, спасший ребёнка во время городских боёв и скончавшийся от ранений 29 апреля 1945 года. Мемориал в Трептов-парке стал не только местом памяти, но и местом захоронения советских воинов: там похоронены 7000 из 78000 солдат, погибших во время боёв за Берлин.

Иван Першудчев. Портрет Героя Советского Союза сержанта М. А. Егорова (1945)

Галерею «Лиц Победы», в которую вошли герои от командовавшего в Сталинграде маршала Василия Чуйкова до трагически рано погибшей лётчицы Екатерины Будановой, которой посвящена стихотворная «Короткая повесть» Самуила Маршака, замыкают скульптурные «Портрет Героя Советского Союза сержанта М. В. Кантарии» (1945) и «Портрет Героя Советского Союза сержанта М. А. Егорова» (1945). Создавший их скульптор Иван Першудчев сам был фронтовиком и сделал целую серию портретов героев войны, среди которых почётное место занимают Михаил Егоров и Мелитон Кантария, водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом. В 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, в составе которой сражались Егоров и Кантария, красные знамёна стали готовить в апреле 1945 года ещё на подступах к Берлину. По воспоминаниям начальника политотдела Ф. Я. Лисицына, шили из обыкновенного кумача и не скрывали слёз: «Пожалуй, в этот момент многие из нас поняли, как близок конец этой бесчеловечной войны». 30 апреля, когда проходил штурм Рейхстага, в 22 часа по местному времени Михаил Егоров и Мелитон Кантария установили на фронтоне главного входа в Рейхстаг Знамя Победы – четвёртое по счёту, так как первые три были уничтожены дальнобойным немецким артобстрелом. 2 мая его перенесли на купол Рейхстага. А на Параде Победы 9 мая 1965 года они вынесли Знамя Победы на Красную площадь.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии