«Жираф большой – ему видней!» Протоиерей Александр Абрамов – об ЭКО и искусственном интеллекте
Каков православный взгляд на экстракорпоральное оплодотворение, искусственный интеллект и другие острые вопросы современных технологий? Об этом размышлял секретарь Синодальной комиссии по биоэтике, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов на встрече с молодежью Центрального викариатства Москвы, которая прошла 20 февраля в издательстве «Просвещение». Основные моменты встречи – в рассказе корреспондента «ТД».

Отец Александр начал разговор с размышлений о том, что такое биоэтика. По его словам, это «отрасль человеческого рассуждения о воздействии технологий на человека». Отношения к науке биоэтика, по мнению священника, не имеет, так как принадлежит к области философии. В связи с этим и строгих законов в биоэтике нет, и потому суждение каждого человека – от обывателя до ученого – по-своему ценно.
Затем протоиерей Александр Абрамов перешел к одной из главных тем встречи – отношению Церкви к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). Этот вопрос по-прежнему вызывает жаркие споры.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 году, сказано: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов». Из этой формулировки можно сделать вывод, что при соблюдении ряда условий (оплодотворение должно быть совершено половыми клетками мужа, а не донора; эмбрион должен быть один или столько, сколько мать может выносить; категорически неприемлемо суррогатное материнство) ЭКО все же можно считать допустимым. Точку в вопросе должен был поставить документ «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения». Его проект опубликован четыре года назад, но окончательный текст так и не был утверждён – слишком сложной оказалось дискуссия.

Сейчас вопрос изучает специально созданная Синодальная комиссия по биоэтике, однако официальной позиции пока нет. Как объяснил на встрече секретарь комиссии, она ничего не запрещает, а скорее дает рекомендации. Впрочем, сам отец Александр не благословляет супружеские пары на эту процедуру: «Лучше пусть детей не будет вообще, чем если они родятся искусственным путем», – считает он.
По мнению отца Александра, супружеской паре не нужно стесняться своего страдания, если она не может иметь детей, но все же важно задать вопрос «почему?», а не «как?». Желание потомства совершенно нормально, но на появление детей не всегда есть воля Господа. «Прежде всего нужно искать, каков Божий замысел о тебе, – замечает священник. – Бог благ, происходящее – благо, отсутствующее – благо. Когда люди любой ценой хотят «выдрать» ребенка, Господь отворачивается. Родителям ребенка «из пробирки» нужно быть готовыми взять на себя горечь неисследованной Божьей воли».

На взгляд выступавшего, сейчас «суматоху» вокруг деторождения усиливает коммерческая индустрия, которая предлагает помочь зачать детей, потому что «вы хотите этого здесь и сейчас». «А ведь часто люди хотят себе «родную кровинушку», а не ребенка. Это признак инфантилизма», – считает протоиерей Александр Абрамов. К тому же ЭКО может создавать еще более сложные проблемы с биоэтической точки зрения, напоминает он. Как быть, если для пары уже получили эмбрионы, а жена скончалась? Уничтожение эмбрионов Церковь приравнивает к аборту, а суррогатное материнство нарушает супружеские узы.
Также отец Александр уверен, что некоторые технологии под предлогом помощи нагло вмешиваются в частную жизнь. Например, акушеры буднично предлагают двадцатилетним девушкам замораживать яйцеклетку – это «бесстыдное вторжение в личный, тайный мир». А разнообразные скрининги, выявление потенциальных угроз здоровью часто также служат не профилактике, а умножению беспокойства, отмечает священнослужитель. В качестве примера отец Александр привел историю священника, больного туберкулезом: из боязни передать заболевание внукам он запретил всем семи своим детям жениться и выходить замуж. А ведь риск был совсем мал!

Опасность использования технологий как передачи ответственности за себя другому – эта мысль, пожалуй, стала лейтмотивом выступления отца Александра. Вот моменты, с которыми он столкнулся: десятиклассница написала в сочинении, что не будет рожать сама, «потому что это неприятно», а хочет использовать искусственную утробу; за студента создал диплом СhatGPT, но человек уверен, что изрядно потрудился, собирая информацию. Важно говорить во всеуслышание, что эти случаи неестественны, подчеркивает священник.
В целом протоиерей Александр Абрамов считает шумиху вокруг искусственного интеллекта данью моде. ИИ несовершенен, он допускает много ошибок, не может оценить, где правда, а где ложь, и одинаково уверенно доказывает верное и ложное утверждение. У машины никогда не будет сознания, убежден отец Александр.

Среди вопросов, которые задавали собравшиеся, был и такой: «Виноват ли искусственный интеллект в том, что порекомендовал человеку с суицидальными мыслями покончить с собой?». В ответ отец Александр вспомнил строчки из песни Владимира Высоцкого: «…но виновен не жираф, а тот, кто крикнул из ветвей: «Жираф большой – ему видней!»». «Ответственный – тот, кто заложил в чат этот словесный алгоритм, а не сам искусственный интеллект», – резюмировал священник.
Другой вопрос звучал так: «Может быть, искусственный интеллект тоже является Божьим промыслом?». На это отец Александр ответил, что в Библии мы не найдем прямого ответа об искусственном интеллекте, но можно рассматривать его как частный случай развития техники. В Книге Бытия написано, что кто-то трудится, возделывает землю, а кто-то – строит Вавилонскую башню. На последнее Господь точно не благословляет.
«Самое главное для ответа на современные вызовы – хорошее знание Писания и чувство верности Богу. Он дал нам весь набор возможностей!», – отметил протоиерей Александр Абрамов в завершение встречи.
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments