Зачем Бог стал человеком? Как нам это понять?

Христос родился — славим Его! В день Рождества Христова публикуем отрывок из беседы с молодёжью митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь), в которой он рассказывает о смысле праздника.

1685969695 gagaru club p svet pogasshei zvezdi fon 7
Иллюстрация: Gagaru.club

Имя Иисуса Христа разрезает историю человечества надвое: Бог стал человеком! Это непостижимо для человеческого разума: как можно понять, что «Слово стало плотью»?

Такие вещи понимаются сердцем — в первую очередь, по благодати Божией, а также через молитву, пост, исповедь, Причастие, участие в жизни Церкви, которые делают сердце чутким и открытым. А потом уже ум и логика могут выразить, насколько это возможно, опыт этого таинства.

Так было у святых отцов, которые написали песнопения Рождеству. Они не садились с мыслью – напишу-ка я несколько песнопений. Нет, они проживали это чудо, оно переполняло их сердце, и этот избыток передавался через логику в составление песнопений. В мирском понимании логика предшествует, а опыт не имеет большого значения. А божественные вещи сначала проживаются человеком опытно, а потом выражаются через логику и разум.

Ради чего Христос стал человеком? Если бы нас могло спасти просто учение, то Он мог бы нам послать это учение через одного из пророков, не нужно было бы Ему Самому приходить. Если бы нас спасал Новый Завет, тот Он послал бы нам книгу (как верят мусульмане, Бог послал им Коран), и кто ее прочитает – найдет там решение всех проблем человеческих. Если бы нас спасало определенное поведение, то Господь подсказал бы это. Но раз Он стал человеком, то значит, только Христом мы спасаемся.

Он стал человеком, таким же, как и мы, чтобы мы не просто в Него уверовали, но чтобы полюбили Его. А если мы не полюбим Христа, то мы не спасаемся, не сможем стать по-настоящему членами Церкви, христианами, если мы не любим Христа. Это имеет огромное значение.

К сожалению, мы, православные, с течением истории, богословских исканий каким-то образом потеряли Христа как личность. Увлеклись учением Христа, Библией, Священным Писанием, а Христос в конце концов [как будто] отсутствует в этом всем. Поэтому у нас есть хорошие идеологи, хорошие приверженцы, мы научились красивому поведению, но среди нас [почти] нет влюбленных во Христа. Нет людей, которые возлюбили Христа больше, чем самих себя. Поэтому мы страдаем сегодня внутри Церкви, часто оказываемся лицом к лицу с людьми, которые считаются церковными, но при малейшем недоразумении становятся врагами Церкви.

 Бога невозможно вместить в наши человеческие границы. Но если каждый из нас сумеет очистить свое сердце, то будьте уверены, что Христос родится в нашем сердце, независимо от того, где мы с вами будем находиться – в пустыне ли, в Афинах, в Лимассоле или в Нью-Йорке. Христос ждет от человека его сердца, чистого сердца. Не места. Прекрасно было бы, если бы существовало такое место – мы бы все туда пошли. Но Он ищет сердца, пустынного от страстей. Как говорил приснопамятный старец Паисий, когда у него спрашивали: «Геронда, прекрасна ли пустыня?». Он отвечал: «Ребята, опустошите ваши сердца от страстей, и они станут прекраснейшей пустыней». Сладчайшая пустыня – сердце, опустошенное от страстей и зла. Оставь нас в одиночестве, но если сердце будет наполнено страстями – ничего не поможет. Будем просить Христа, чтобы Он посетил нас, очистил бы наше сердце, чтобы оно стало пустынным от страстей.

352
Преподобный Симеон Новый Богослов. Изображение: Greekmos.ru

Я процитирую прекрасное слово [преподобного] Симеона Нового Богослова: «Как тогда, при сотворении проматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену. Потому Он не вдыхал в нее дыхание жизни, как в Адама, но та часть, которую Он взял от тела, содержала в себе душу, чтобы два человека имели единую душу. Так взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси (φυραμα) естества нашего, и, соединив ее с Своим Божеством, непостижимым и неприступным, или, лучше сказать, всю Божественную ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством».

В этом слове святой Симеон Новый Богослов описывает рождение человека и воплощение Бога Слова ради обновления и возрождения всей твари. Поскольку грехопадение нарушило нашу связь с Богом и сделало нас смертными, рождение Бога Слова обновляет тварь, восставляет человека, рождает человека в жизнь вечную. Это очень радостный праздник, в нем – начало нашего спасения. Пришел Свет неприступный. Мы видим Христа, а не просто ожидаем Его, читая пророчества о Нем и ожидая, что обязательно Он когда-то придет. Он пришел и явил Свет неприступный. Посетил нас Восток с высоты, и в тени и сени смертной мы обрели истину. Это уже данность: мы в Церкви не искатели истины, для нас Христос – Истина, а не философия.

Ангелы пели «на земле мир», – это не значит, что не было [в то время] войны на земле, но то, что пришел Христос в мир и принес с Собой мир Божий. Вы скажете: но ведь войны и катастрофы продолжаются, в том месте, где родился Христос – в том числе. Да, все это существует, это человеческая данность. Но мир Христов пришел на землю в воплощении Бога Слова: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Те, кто отвергают воплощение Бога Слова – отвергают эту связь с Богом, не становятся детьми Божиими. В этом наша свобода, мир, радость и истина. И в наших руках – принять это или выбросить; мы свободные люди!

Перевод Марии Ореховой

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии