Технологии помогли раскрыть тайны 600-летней Иконы «Страшный суд» из Успенского собора Кремля

Применение современных технологий не только вернуло памятнику утраченную красоту, но и позволило уточнить его историю.

После девяти лет кропотливой научной реставрации в мастерских Музеев Московского Кремля (ММК) предстала в новом свете одна из древнейших святынь Успенского собора – икона «Страшный суд», сообщает «Интерфакс». Применение современных технологий не только вернуло памятнику утраченную красоту, но и позволило уточнить его историю.

Генеральный директор ММК Елена Гагарина объявила о ключевом достижении: «Нам удалось получить абсолютно новые данные об этой иконе и серьезно уточнить датировку этой иконы. Датировка этой иконы – это конец XIV – начало XV века, время расцвета древнерусской живописи, время, когда работал здесь Андрей Рублев, а также греческие мастера, которые в это время очень активно приезжали на Русь и занимались и росписью храмов, и писали иконы». Эта плановая реставрация стала необходимой, так как «последние реставрационные работы, которым она подвергалась, проходили в 20-е годы 20-го столетия».

Главным вызовом для реставраторов, как описала Елена Юдина, стал вековой слой потемневшей олифы: «С момента последней реставрации прошло уже около 100 лет. И олифа, находящаяся на поверхности иконы, очень сильно потемнела за эти годы. И было впечатление, будто ты смотришь на икону через почти непрозрачное темно-коричневое стекло (…) сложно было судить о сохранности живописи, потому что многие возможные утраты не были различимы из-за толстого темного слоя олифа на поверхности». Процесс «раскрытия» авторского слоя занял около восьми лет. Результат превзошел ожидания: «После того, как икона была раскрыта, выявился колорит авторской живописи. Он яркий и праздничный. Стали видны многие мельчайшие интересные детали», а также надписи, элементы костюмов и фона.

Но самые поразительные открытия принесли высокотехнологичные методы исследования. «Интересный результат дала съемка иконы в инфракрасных лучах», – отметила Юдина. – «Особенно ярко это видно на изображении геенны огненной. На фотографии в инфракрасных лучах выявилась очень подробная композиция со множеством персонажей и с центральной фигурой сатаны, с Иудой на коленях (…) К сожалению, на сегодняшний день эта композиция сохранилась только в подготовительном рисунке. Ее видно только на фотографии в инфракрасном спектре. Вся эта композиция скрыта от нас плотным слоем поновительской записи поздней». Это свидетельство масштабного поновления, вероятно, уже в XV веке, вскоре после создания иконы более 600 лет назад.

Теперь, по словам реставратора, «мы в полной мере можем судить о колорите и характере раскрытой живописи, о сохранности красочного слоя, а также об истории бытования памятника, изучая этапы ее поновления. И благодаря проведенной реставрации открылся новый путь для научного изучения иконы на современном уровне».

Исследование подтвердило: икона принадлежит к искусству Московского княжества рубежа XIV-XV веков, что делает ее одним из самых ранних сохранившихся русских образов «Страшного суда». Более того, она, вероятно, послужила ключевым прототипом для знаменитой фрески на ту же тему в Успенском соборе Владимира, созданной Даниилом Черным и Андреем Рублевым в 1408 году.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: