«Снимайте ролики, отцы!»: священники-блогеры обсудили свою миссию в Интернете
Что такое блогерство для священника? Хобби, служение или послушание? Как не перейти грань между проповедью и «клоунадой» и можно ли вообще проповедовать через интернет? Об этом и многом другом рассказали участники «Совета священников-блогеров» на фестивале «Вера и слово».
Был подписчиком — стал прихожанином
Одним из ярких событий XI международного фестиваля «Вера и слово» стало выступление членов Совета священников-блогеров.

Открывая встречу, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе отметил, что социальные сети могут служить на благо Церкви. Это понятный людям формат, который нужно использовать для популяризации веры. Он подчеркнул, что эту позицию разделяет Святейший Патриарх Кирилл.
Иерей Альвиан Тхелидзе, руководитель Молодежного отдела Ставропольской епархии, сказал о роли священника в интернете: «Хороший священник приводит людей не в свою «секту», а к Богу. Одна моя прихожанка пришла к Богу через контент отца Павла Островского. Его видео попались ей в соцсетях, и так она начала воцерковляться».
При этом гости встречи подчеркнули, что не на каждый вопрос нужно искать ответ в интернете: «Как причаститься? Спросите у своего батюшки, не у нас. В каждом приходе свои порядки. Наша задача — приводить в Церковь. Наш принцип — «говорить то, во что верим, и верить в то, что говорим»».
Между миссией и «клоунадой»: где границы?
Протоиерей Максим Горожанкин затронул важную тему границ дозволенного в сети: «В нашем чате для батюшек царит настоящий балаган. Сейчас мы разрабатываем нечто вроде «кодекса поведения» для священников в интернете, чтобы не допустить «клоунады». Это моя личная боль!».
Священник Николай Дубинин поддержал отца Максима и добавил, что реакция бывает разной: «Никто не видит, как человек сморщился, когда увидел твое видео. Я из Старого Оскола, и к миссионерскому юмору там относятся, мягко говоря, очень по-разному».
На встрече прозвучал тезис: «Мы все блогеры, но много ли среди нас проповедников?» Мнения разделились. Одни считают, что проповедь возможна только «в церкви с крестом и «во имя Отца, Сына и Святого Духа»», другие — что в интернете она уместна. Протоиерей Андрей Ефанов констатировал: «Мы выдаем проповеди, переупакованные под медиаформат. Формат имеет значение».
Гости также обсудили, чем священник может выделиться среди множества собратьев в соцсетях. Иеромонах Александр Митрофанов считает, что уникальность — в самом священнике: «У многих священников есть своя предыстория, профессия до сана. Кто-то был искусствоведом, кто-то — инженером. Пусть каждый находит свою аудиторию тем, в чем разбирается. Спросите себя: «Что я знаю так, как никто другой?»». Однако иерей Георгий Максимов с ним не согласился: «Если человек пришел в интернет посмотреть на священника, он ждет разговоров о Церкви. Люди идут не за экономикой или искусством, а за нравственным развитием».

Во второй части встречи подняли вопрос: «Как осмыслять блогерство?» Спикеры предложили разные варианты: «Можно как хобби. Но многие видят в этом служение Господу. Оно приносит и скорби: мы сталкиваемся с критикой, осуждением коллег. Ради чего я все это терплю? Ради хобби нет смысла, а если ради Христа, тогда нужно продолжать». Иерей Илья Савастьянов указал, что блогерство — это не досуг и не жажда славы, а часть работы: «Это каждодневный труд, производство контента. Если ты набрал 100 000 подписчиков и не лишился сана, значит, ты талант».
Обсудили и частую проблему блогеров: «Я веду блог уже три года, я уже все рассказал. Что делать?» Участники встречи ответили: «Церковному блогу не хватает апологетики. Нам нужно защищать христианство от атеистов, иноверцев, богохульников. Мы клялись защищать паству от ересей и раскола. Мы — защитники подписчиков от нападок и лжехристианства».
Личность или сан: что привлекает аудиторию
Гости также отметили, что за ошибки в медиапространстве духовенство, особенно молодое, расплачивается дорогой ценой. Они призвали быть снисходительнее к начинающим священникам и не осуждать их. Спикеры подчеркнули, что именно молодые блогеры повысили интерес молодежи к вере на 20%, и эту деятельность нужно поощрять.
Во время беседы затронули тему защиты христианской самобытности и популяризации православной тематики. Духовенство предложило поучиться у мусульман защищать свой народ, идеи и культуру. По словам священников, делать это довольно просто: «Хвалите — это и будет защитой». Они подчеркнули, что обороняться при нападках на религиозную культуру — слабая позиция, а предлагать свою повестку — сильная, и призвали создавать как можно больше своего, православного контента.
Последней темой стала проблема воцерковления детей и молодежи. На вопрос о способах привлечения молодежи к религии и о границах в общении с несовершеннолетними священники ответили: «С подростками надо быть не в храме, а у храма. Священник должен ходить с ними в походы, играть в настольные игры. Тогда дети потянутся в церковь. Нужен молодежный клуб. Иногда на это возражают: «Это же тусовка!» Да, это тусовка, но сначала мы играем, поем песни под гитару, а потом рассказываем о Боге. Так несколько ребят сами попросили нас их покрестить. Если только читать проповеди, дети сбегут».

В завершение встречи прозвучал шуточный призыв: «Владимир Легойда (глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ — прим. ред.) говорил: «Неясно, где точка входа в Церковь». А она оказалась в интернете! Все теперь там, но Церковь не готова к такой нагрузке, нам очень нужны новые лица. Поэтому снимайте ролики, отцы!»
Фото Владимира Ештокина
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments