Семь нот семейного счастья. Потомственные музыканты — о себе и своих династиях
Семейные династии в мире искусства не редкость. Более половины московских музыкантов, танцоров, актеров и художников — из прославленных семей. Представители музыкальных династий есть и среди преподавателей московских школ искусств. Истории трёх из них — в этом материале.
«Мама долго сопротивлялась, но я настояла на своем»
Ольга Посикера — лауреат международных конкурсов, дипломант конкурса «Московские мастера» в 2024 году, солист ансамбля Classics-art — работает концертмейстером и иллюстратором в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Она дочь дирижера-хоровика Татьяны Владимировны Львовой. Муж Ольги Александр — тоже потомственный музыкант, фаготист, его родители были певцами. Двое из трех детей Ольги и Александра подают надежды как музыканты: Александр оканчивает 9 класс фортепианного отделения Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, а семилетний Максимиллиан поступил в Гнесинку в класс ударных инструментов и одновременно учится в гнесинской детской музыкальной школе по классу фагота.
«Я потомственный музыкант, — рассказывает Ольга Посикера. — Моя мама учила мою старшую сестру музыке, и я ее очень просила, чтобы она меня тоже учила. Мама долго сопротивлялась, но я настояла на своем. Мне очень нравилось заниматься музыкой, нравился звук рояля, казалось, что это самый красивый на свете звук. Мама, видя мое рвение, начала со мной заниматься, и затем я окончила Гнесинку-десятилетку. После училась в Российской академии музыки имени Гнесиных, затем там же в камерной аспирантуре у Ирины Михайловны Анастасьевой. Гнесинка стала моим вторым домом, и через какое-то время я вернулась туда работать».
Ольга Посикера всегда мечтала о детях и считает, что всё должно быть сразу: «Первый ребенок у нас родился, когда я училась на втором курсе Академии. Помимо учебы я много работала, по вечерам. Играла в ресторане «Прага». Мы выступали в классическом трио-ансамбле: скрипка-виолончель-фортепиано. Прямо в ресторане в Белом зале играли Моцарта и Бетховена. Я уверена, что надо и работать, и воспитывать детей одновременно по возможности. Когда один ребенок уже вырастает, уже хочется еще кого-то маленького».
Ольга успешно складывает пазл «семья+работа». «Так складывается, что всё идет параллельно. Я не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы детей не было. Мне не хочется об этом думать. Дети есть, и я счастлива и чувствую себя востребованной во всех областях», — замечает она.
«Пока рос сын, успела создать свою детскую студию»
Лидия Дранга — пианистка и преподаватель Детской школы искусств имени Рихтера, дипломант конкурса «Московские мастера» 2024 года. Она одна из трех детей народного артиста России аккордеониста Юрия Дранги, сестра аккордеониста Петра Дранги.
Лидия считает, что путь в музыку в музыкальных семьях обычно происходит естественным путём: «Дома везде звучала музыка: папа занимался, готовился к концертам, была большая коллекция пластинок. Около 5 лет начались занятия, подготовка в музыкальную школу как само собой разумеющееся. Около года я занималась на арфе, потом всё же был сделан выбор в пользу фортепиано. Своей роли я в этом не помню. Слух был прекрасный, я была спокойным ребенком, помощь в занятиях дома была. Поэтому занятия давались легко и просто».
С супругом Лидия Дранга познакомилась в вузе — пара вместе училась в Российской академии музыки имени Гнесиных. Совмещать профессию и семью Лидии удается с трудом: «Я человек увлекающийся и, бывает, меня «заносит» в сторону работы. Семья страдает. Но я как-то стараюсь».
«С рождением ребенка, конечно, всё меняется. Ему нужна любовь и время, время и забота, — отмечает Лидия. — Интересы поворачиваются в сторону ребенка. Ты будто начинаешь жить заново: детские театры, развивающие игры, книги, музыка — всё ново. Я очень увлеклась. До такой степени, что пока рос сын, я успела поработать в детском саду, создать с нуля свою детскую студию. Педагогическая деятельность в школе искусств была, но как бы в тени, в каком-то дозированном варианте». Сын Лидии не стал музыкантом, хотя занимался на фортепиано, пел в хоре, потом учился игре на гитаре. Но он полюбил музыку, у него хороший музыкальный вкус. Сегодня он пишет электронную музыку и увлечен своим делом программного инженера.
«Я был первым ребенком в Гнесинке, который не умел петь»
Алексей Лундин — заслуженный артист России, солист и первая скрипка камерного оркестра «Виртуозы Москвы», доцент кафедры скрипки Московской консерватории, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. Его супруга — пианистка, концертмейстер Московской консерватории и педагог по камерному ансамблю школы имени Гнесиных Татьяна Федосеева. Из двоих детей Татьяны и Алексея только дочь Мария решила продолжить музыкальную династию, окончив Московскую консерваторию с золотой медалью. А сын Григорий окончил детскую музыкальную школу имени Мурадели и вполне разделяет музыкальную жизнь семьи.
Алексей Лундин продолжает настоящую династию скрипачей: «Мой папа, заслуженный артист России Владимир Лундин, — скрипач, 27 лет проработал в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко концертмейстером вторых скрипок. C момента основания он работал в Российском национальном оркестре, а затем участвовал в создании Национального филармонического оркестра России. Брат, Илья Лундин, — тоже музыкант, заслуженный артист России, флейтист. У Ильи в детстве были проблемы с легкими, врачи посоветовали ребенку заниматься на духовом инструменте. Он пошел в школу имени Гнесиных и стал заниматься на флейте и на фортепиано. Когда пришло время, я тоже пошел в ту же школу. Наверное, родителям нас проще было водить в школу вместе (в школе имени Гнесиных преподают не только музыкальные предметы, но и общеобразовательные). Есть легенда, что я был первым ребенком, принятым в Гнесинку, который не умел петь! Возможно, взяли из-за брата: у него были уже серьезные успехи на тот момент».
«С женой я познакомился в консерватории, где я учился в классе камерного ансамбля у профессора Александра Зиновьевича Бондурянского, — вспоминает Алексей. — А Татьяна училась по камерному ансамблю у профессора Татьяны Алексеевны Гайдамович. Вот с тех пор и не расстаемся: скоро уже 30 лет как мы вместе».
«Когда мы узнали, что у нас будет ребенок, я сразу пошел работать. С 1997 года работаю и преподаю. Мы с женой справились, так как были полны сил и энтузиазма», — признается Алексей Лундин.
Уже 29 лет Алексей и Татьяна дают концерты в России и за рубежом. Недавно играли концерт в Гнесинке, который был посвящен как раз творческим династиям. В этом концерте приняли участие Владимир Лундин, Илья Лундин и его дети — Семен и Анна Лундины (юные скрипачи), Мария Лундина и Татьяна Федосеева. Вместе с женой Алексей Лундин записал трио Германа Галынина и совместный диск «Метаморфозы», посвященный Фрицу Крайслеру. В Москве их концерты часто проходят в Московской консерватории, школе имени Гнесиных и столичном Доме музыки.
Чаще всего музыкальные и жизненные вкусы супругов совпадают — семья идёт в одном направлении. «Мы любим всё, что играем: барокко (Татьяна Федосеева обучалась игре на клавесине), классицизм и романтизм, и самую современную музыку», — отмечает Алексей Лундин.
Материал подготовлен Дирекцией образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры Москвы
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments