Небо на Земле. О выставке «Кижи. Небесное послание» в Коломенском

Выставка «Кижи. Небесное послание» открылась в музее-заповеднике Коломенское 29 февраля. Экспозиция, созданная совместно с музеем «Кижи», поделена на четыре раздела, в которых рассказывается не только о церкви Преображения в Кижах и искусстве Северных Земель, но и о деревянной архитектуре и истории Коломенского музея.

В Коломенском находится единственный в Москве музей деревянного зодчества, в нем — пять памятников, вывезенных из Севера и Сибири. Идея создать музей для консервации и дальнейшего сохранения деревянных памятников архитектуры принадлежала первому директору Коломенского — Петру Дмитриевичу Барановскому, работавшему в Кижах. Об основанном им музее рассказывает первый раздел выставки, встречающий гостей.

Преполовение, конец XVI в., из Соловецкого монастыря

В следующих залах отражена культура Северных Земель. Из собрания музея выставлены иконы XVI–XVII веков из Вологодской, Архангельской губерний и Карелии, а также памятники книжности и шитья. Один из них, риза с Гефсиманской Плащаницы была привезена в Соловецкую обитель в XIX веке из Иерусалима. Традиция создания подобных риз появилась в 1840 году, когда графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская выделила средства, чтобы вышить для подворья Гефсиманской обители в Иерусалиме изображение усопшей Богородицы с иконным ликом и богато украшенной ризой.

Нашла отражение в экспозиции и деревянная скульптура, особенно характерная для Севера Руси. Изначально она была связана с традицией создания голгофских и запрестольных крестов, а к XVIII веку стали появляться уже объемные фигуры, которые могли изображать ангелов и святых. Особенно полюбился скульпторам образ «Христа в темнице», драматизированный вытянутыми пропорциями в представленной на выставке статуе.

Последний зал посвящен Преображенской церкви Кижского погоста — самому знаменитому памятнику деревянного зодчества в России. Храм выделяется уникальной сохранностью не только архитектуры, но и внутреннего убранства. Сейчас в него после длительной реставрации вернули аутентичный иконостас с оригинальными иконами.

Особенность деревянных шатровых храмов — «небеса», потолок с иконами, которые имели голубой фон и облака. Такие «небеса» были и в церкви Преображения, пока не пришла Великая Отечественная война. Во время финской оккупации иконы вытащили из поддерживающих «небеса» конструкций: часть бесследно пропала, а часть была вывезена в Финляндию наряду с другими памятниками.

Сопрестолие, медальон «небес», XVIII в.

Сейчас перед реставраторами стоит сложнейшая задача реконструкции икон-небес. Сохранились фотографии всех икон и их замеры, по ним восстанавливают композицию и местоположение утраченных фрагментов. В воссоздании цвета помогают описи тех времен и их сопоставление с сохранившимися иконами.

Посмотреть выставку в теремном дворце Алексея Михайловича можно до 2 июня — она открыта во все дни, кроме понедельника. Покупайте билеты на сайте музея или в кассах.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии