Читалка юриста Алтынай Джуманбетовой: криминалистика и фантастика

Как в реальности выглядит профессия следователя, какой полезный материал дает студентам-криминалистам Александр Дюма, что в романе Гузели Яхиной кажется неправдоподобным и чем привлекательна вселенная Стальной Крысы в серии книг Гарри Гаррисона – рассказывает кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алтынай Алиевна Джуманбетова.

Кирилл Титаев, Мария Шклярук, «Российский следователь: призвание, профессия, повседневность. Социологические исследование повседневной работы следователей»

Книгу мне рекомендовал коллега-криминалист из Следственного комитета. В ней настолько ярко, красиво и точно описана работа следователя, что это заслуживает отдельного внимания. Я действительно с удовольствием прочитала.

Книга представляет собой социологическое исследование, касающееся особенностей профессии следователя. Реальность этого ремесла далека от того, что мы видим в кинодетективах и художественных романах: в жизни следователь ограничен уголовно-процессуальным кодексом, который накладывает на него множество обязательств (например, необходимость заполнять огромное количество бумаг, протоколов, отчетов, планов). А ведь у следователя в работе, как правило, находится не одно, а сразу несколько уголовных дел – иными словами, обычно физически не хватает времени для того, чтобы реализовать все потенциальные возможности, а уж тем более посидеть, покуривая трубку, как Шерлок Холмс.

В книге указывается, сколько времени в среднем следователь уделяет каждому из видов занятий: письменной работе, расследованию; дается анализ объема работ. Приводятся причины, почему следователю не хватает времени, почему он обычно не укладывается в два месяца (установленный срок для расследования) и как это влияет на ход дела. Интересно также исследование, которое показывает, сколько, вероятнее всего, пробудет на этой должности выпускник в зависимости от своего психотипа: довольно часто молодые специалисты не выдерживают ритм и через несколько лет работы покидают работу следователя.

Также авторы подробно разбирают, почему в этой профессии такой высокий уровень стресса. Например, потому что не нормирован рабочий день: вы не знаете, во сколько он начнется и во сколько закончится, потому что преступления совершаются круглосуточно. Плюс каждые два дня вы обязаны выходить на ночное дежурство, продолжая при этом выезжать на все следственные мероприятия: согласно Уголовно-процессуальному кодексу, следователь должен сам проводить осмотр места происшествия, составлять протокол и так далее. На практике же место происшествия осматривает специалист, и он диктует, что написать следователю, потому что тот не может физически успевать одновременно и писать, и смотреть, и анализировать. В общем, никакой романтики.

Книга написана хорошим, понятным языком. Это скорее публицистика, чем научно-популярная литература. Я бы порекомендовала прочитать эту книгу ребятам, которые планируют связать свою жизнь со следственной деятельностью, чтобы они более реально представляли себе, какая это будет работа.

Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо»

«Графа Монте-Кристо» я перечитывала, потому что он оказался для меня полезен как для преподавателя. Этот роман наполнен различного рода криминалистическими моментами. Мы со студентами в рамках семинарских занятий анализируем, например, как главный герой проводит допрос – тактику ведения допроса, как развивается логическое мышление персонажа, как он манипулирует, как выстраивает диалоги, как заставляет людей нервничать – техники дестабилизации личности. Студенты очень удивляются, когда в художественной книге находят то, на что среднестатистический читатель не обратит внимания, но обязательно подчеркнет для себя криминалист.

Я каждый год читаю спецкурс на тему исследования документов, одна из подтем – почерковедческое исследование. Там есть задача установить намеренное изменение почерка. Одним из таких способов является написание левой рукой. В «Графе Монте-Кристо» есть отрывок, где аббат Фариа спрашивает: «Как было написано письмо? Как оно выглядело?». Ему объясняют, какой был наклон (!) у почерка. Выясняется, что человек писал левой рукой. Затем аббат Фариа говорит: «Это письмо написал…» – один из трех человек, которых он видел в пабе. Скорее всего, у него руки были испачканы чернилами – опять-таки криминалистика.

Сюжет очень интересный. Там много всего накручено, роман многогранный. Я вообще люблю Дюма, я в него была влюблена с 15 лет и его романы читала просто взахлеб: «Три мушкетера», «Две Дианы» и так далее.

Я рекомендую прочитать «Графа Монте-Кристо» всем, а не только студентам-криминалистам – потому что книга заставляет о многом задуматься. Главный герой всю жизнь посвятил мести, а в результате у него появилось только ощущение пустоты. Счастья это ему не принесло. Был ли резон возвращаться и тратить на мщение все ресурсы?

Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»

Книгу мне рекомендовал муж. Роман тяжелый, читала я его долго. Гузель Яхина не произвела на меня такого впечатления, как Александр Дюма.

Я не люблю истории, где чересчур превозносится главный герой. Здесь Зулейха такая вся замечательная, великодушная, стремится к своим целям, но попадает в неприятные обстоятельства, в результате чего вынуждена выживать. Это, как говорится, «немножко не мое». Мне нравится многогранность истории, когда в герое есть не только хорошее, но и плохое, – потому что это правда жизни. А здесь я увидела полную идеализацию Зулейхи как женщины, как матери, как жены, как мученицы.

Сюжет следующий: Зулейха замужем за мужчиной, который считался по тем временам кулаком и которого убивает один из коммунистов. Семью раскулачивают, Зулейху с ребенком отправляют в Сибирь, где нет ни воды, ни еды, ни дома. Женщине приходится сталкиваться с болезнями ребенка и с другими невзгодами. Выжить можно только на одном условии: увидеть что-то хорошее, то, что помогло бы дальше держаться за жизнь, потому что иначе, конечно, невозможно. Все ссыльные объединяются, друг друга поддерживают –  и это тоже позитивный момент. Заканчивается роман неоднозначно.

Меня так периодически передергивает этот образ «злого коммуниста», даже обидно становится. Для моего папы, например, (который был самым лучшим человеком на свете!) коммунистическая теория казалась благом. Да, там были свои нюансы, было то, чего я не видела за пределами своей семьи. Но несмотря на это я никогда в этой идеологии ничего плохого не видела.

В одной из рецензий я прочитала мнение, что Гузель Яхина собрала в своей книге весь негативный опыт коммунистов и сделала из них монстров. Это обидно, потому что они тоже были разные, как, впрочем, и интеллигенция, которую здесь изобразили с теплотой. Давайте вспомним хотя бы Кису из «12 стульев», который был интеллигентом до мозга костей, но при этом скользким человеком. Из-за такого перекоса у меня роман не вызвал восторга и не оставил в душе глубокого следа.

Чтобы не вызвать у читателя отвращения к произведению, скажу, что это просто не моя книга, между тем, я видела много восторженных отзывов. Я ее дочитала, хотя для меня не характерно дочитывать книги, но в последнее время я себя заставляю это делать, потому что важно поставить точку.

Может, я перечитаю ее через пару лет и совершенно по-другому на все посмотрю. Бывает такое, что в определенном возрасте книга не производит впечатления. У меня так было с романом «Красное и Черное»: в 16 лет он мне не понравился, но потом я вернулась к нему, уже будучи аспиранткой, и осталась под большим впечатлением.

Написана книга хорошо, легко читается, достаточно приятная, но если вас не цепляет сюжет, то возникают сложности. Меня чем-то даже раздражает название книги. Оно у меня не ассоциируется с содержанием. На что Зулейха открывает глаза, почему открывает? Не раскрыто. Я понимаю, что в «Красном и Черном» красное – это рубин, кровь; черное – одежды и прочее. Постоянно идет сравнение этих цветов на уровне символов. А здесь?

Я могу только сказать, что она открыла глаза на то, что первое впечатление о человеке оказывается неполным. В жизни надо уметь прощать, понимать и принимать.

Гарри Гаррисон, «Стальная Крыса»

Мой любимый Гарри Гаррисон! Это американский фантаст, который писал в середине XX века и был довольно популярен благодаря серии бестселлеров про Стальную Крысу.

Гаррисон со мной уже лет пять, если не больше. Случайно я увидела эту книгу на столе в гостях у свекра – оказалось, это одна из его любимых книг. Я открыла ровно посередине, дочитала до конца, потом вернулась к началу.  Роман меня захватил прямо с того места, на котором я его открыла.

Это не интеллектуальная серия романов, но зато их интересно прочитать, чтобы просто расслабиться и получить удовольствие от сюжета, диалогов, персонажей.

Я очень люблю фантастику – в любом ее виде. История про супергероя по прозвищу Стальная Крыса напоминает историю Марвел, Железного человека. Но если персонажи комиксов защищают Землю, то Джеймс Боливар Ди Гриз – спецагент вселенского корпуса и мотается по всей галактике. Его миссия заключается не в спасении мира, а в поисках нужной информации. То, что нельзя добыть официальным способом, он должен добыть обходными путями. Но во второй книге у него возникает необходимость спасти мир, сюда приплетается похищение его жены (тоже спецагента) –  угроза достаточно серьезная.

Почему имя Стальная Крыса? Потому что он, как и крыса, может пролезть везде, он живуч, его практически невозможно убить, кроме того, у него есть непробиваемая стальная броня.

Путешествуя по галактике, герой попадает в разные миры. В одном из них, например, живут растения, убивающие людей. Вся планета – это одна большая убийца. Ее жители не выходят за пределы своих резерваций. При этом есть те, кто приспособился к опасным условиям. Здесь Стальная Крыса и знакомится со своей будущей женой. В конце концов оказывается, что планета не убивает, а защищается от агрессоров. Яд – результат воздействия людей, которые прибыли покорять новую территорию.

Джеймс Боливар Ди Гриз умный, он все просчитывает и умудряется в самых сложных ситуациях выкрутиться и победить всех. Между тем он хамоват, агрессивен, циничен, самоуверен, чужие чувства его не волнуют. Однако неприязни Стальная Крыса не вызывает – хотя в реальности такие люди раздражают.

Поражает разнообразие миров, придуманных автором. Читаешь и удивляешься: как у человека хватило фантазии все это сочинить? Миры совсем не похожи друг на друга, – скажем, по политическому строю, организации взаимодействия. Есть планета, где все люди – атеисты, ничего себе не позволяющие, которые населяют практически мертвую планету, там постоянная зима, военная диктатура.

Книга читается очень легко, быстро. Написано с тонким юмором, перевод хороший. Я ее рекомендую прочитать для того, чтобы погрузиться в мир фантастики и вместе с героем почувствовать себя крутым, легким, быстрым; чтобы ощутить, что ты можешь все и ничего невозможного нет.

Подготовили Александра Егорова и Софья Полонская

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии