«Либо я сейчас меняю профессию, либо шанса уже не будет»: выпускница журфака МГУ Екатерина Берез выиграла «Нано-Оперу»
Екатерина Берез — выпускница факультета журналистики МГУ и ГИТИСа — завоевала первое место на VI Международном конкурсе «Нано-Опера». Едва ли не единственное в мире состязание молодых оперных режиссеров с 2013-го проходит в театре «Геликон-опера» с периодичностью раз в два года. Конкурс — в формате открытых 10-минутных репетиций: участники в прямом эфире телеканала «Россия-Культура» ставят с артистами театра арии, дуэты и массовые сцены. Екатерина, которая во втором туре эффектно перенесла действие итальянской оперы в русскую баню, стала безусловным фаворитом и профессионального, и медиажюри из числа сотрудников СМИ. В интервью своей однокурснице Дарье Ганиевой певица и режиссер объясняет, как учеба на журфаке стала фундаментом для карьеры в музыкальном театре.
«Рискнула стабильной работой и финансовым благополучием и поступила в ГИТИС»
— Катя, я прекрасно помню, с какой целеустремленностью ты шла на нашу телевизионную кафедру журфака, даже перевелась с вечернего отделения на дневное. Как так получилось, что ты потом кардинально изменила жизнь и стала оперным режиссером?
— Наверное, все в моей жизни через происходит необычными путями. Когда я оканчивала школу, у меня действительно была огромная мечта стать журналистом — именно корреспондентом на телевидении, мне очень нравилось брать интервью (а сейчас его берут у меня! Это очень непривычное ощущение).
Я окончила журфак, пошла работать на телевидение, ощущала себя на своем месте, делала что-то важное, нужное и интересное. Но так получилось, что я всегда, всю сознательную жизнь занималась вокалом…
— Я помню, как ты пела на нашем посвящении в студенты и вообще всех университетских праздниках.
— Да сколько я себя помню, я всегда пела! И все время продолжала заниматься с педагогом по вокалу. В какой-то момент поняла, что либо я сейчас меняю профессию и ухожу в музыку, либо шанса уже не будет. И я рискнула стабильной работой и финансовым благополучием и поступила в ГИТИС на факультет музыкального театра.
— Но после журфака ты же успела пару лет поработать по специальности? В какой момент ты активно начала заниматься музыкой?
— Активно заниматься музыкой я начала еще на последних курсах МГУ. Я выступала, ездила на разные конкурсы. И уже понимала, что, несмотря на то, что у меня не было системного музыкального образования, я абсолютно на уровне тех, кто учится на первом-втором курсе консерватории. При этом после окончания журфака я года полтора проработала на телеканалах «Звезда» и «НТВ» в редакции новостей, вполне успешно. Сначала снимающим продюсером на «Звезде», еще во время учебы, а потом после выпуска перешла на «НТВ», снимала репортажи как корреспондент, ездила на задания, мне очень нравилось. Но в этот момент меня стала затягивать музыка.
— И пришлось выбирать?
— Я не хотела выбирать, не люблю это с детства. Когда еще в школе училась, мне говорили: «Вот, ты будешь свои песни петь или будешь учиться?» Я всегда удивлялась, как это вообще говорят: естественно, я буду учиться. И естественно, я буду петь! Это для меня как воздух. Я не могу дышать без музыки, без вокала, без сцены.
Я попрощалась со своими коллегами на ТВ со словами, что мы расстаемся не навсегда, что если не поступлю, после отпуска приду и… поступила на курс к Дмитрию Александровичу Бертману, замечательному мастеру, можно сказать, моему названому отцу. Это поменяло всю мою жизнь. Я очень благодарна и моим педагогам по актерскому мастерству Галине Тимаковой и по истории музыкального театра Григорию Спектору. Я очень люблю оперу, мюзиклы, и мне было важно пойти учиться именно и театру, и музыке. И пошло-поехало: театр «Геликон-опера» сразу после ГИТИСа. Это для меня то самое, про которое говорят «выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня». Я нашла такое место.
«Для меня было ошеломляющим событием, что я в списке людей, которые прошли отбор»
— Ты поешь в спектаклях, преподаешь вокал, снимаешься в кино и сериалах. А в какой момент захотела попробовать себя в режиссуре?
— Это было спонтанное решение. В «Геликон-опере» я уже несколько лет занимаюсь проектом «Театротерапия» для подростков в трудной ситуации — будь то различные зависимости, неблагополучная семья, сиротство. Мы помогаем им справиться со своими проблемами и раскрыть творческие способности. Я занималась с ними как педагог-репетитор актерским мастерством, мы ставили спектакли и даже выигрывали какие-то премии. Делали с ними и оперу — они пели с настоящим оркестром. Собственно, это был мой первый опыт в режиссуре.
— Когда ты впервые подалась на конкурс «Нано-Опера»? Ты ведь штурмовала его трижды!
— Я впервые подала заявку, еще учась в ГИТИСе, потому что множество моих однокурсников подали. Такая цепная реакция. И кто-то прошел на очные прослушивания. А меня не брали даже на них! И так два раза. Ну и я как-то с этим смирилась. Думаю, все хорошо, я занимаюсь любимым делом, я в театре, я пою, преподаю, у меня есть студенты. Я даже не думала в этом году участвовать.
И вот в последний день подачи заявок (экспликация одной сцены из классического оперного репертуара — «ТД») мой брат, тоже оперный певец Михаил Мышлянов, говорит: «Кать, а ты подалась?» Я такая: «Нет, не подалась». Он мне: «А чего? Ты подай, у тебя же наработки какие-то есть?» Я отвечаю, что наработки есть, но они не про большие сцены, а для ребят «Театротерапии». А потом я пришла в театр, и коллеги, причем даже не певцы, а люди из административной части, тоже начали: «А ты чего не подалась?» Я говорю: «Да вы чего, прикалыватесь? Там главные режиссеры театров участвуют! Художественные руководители! Люди, у которых свои театры! Я-то там каким боком?» Но все же раз столько людей мне в этот день о конкурсе говорили, я решилась попробовать принять участие.
— И ты оказалась в числе десяти счастливчиков, которых отобрали из более чем 250 человек!
— Для меня было таким ошеломляющим событием, что я в списке людей, которые прошли отбор! Потому что это колоссальный опыт! Мне нереально классно было работать с такими профессионалами, как другие конкурсанты. Вроде бы они должны быть моими конкурентами, но я не чувствовала этого. Это просто люди, у которых я могу учиться, до которых я могу расти! И каждый мой выход был с ощущением, будто я вхожу в кадр, когда снимаюсь в кино.
— Ну так это и было как такое реалити-шоу на ТВ. Кстати, помогли ли тебе навыки, полученные на журфаке?
— У меня не было страха. Может быть, это заслуга тележурналистики, потому что мы с тобой все это на журфаке проходили. Все эти ток-шоу, новости, которые надо было выучить наизусть, потому что суфлера не было… И у меня было такое ощущение, что я снимаюсь, а не выступаю на конкурсе.
Я вообще обожаю конкурсы, в том числе вокальные. Это всегда колоссальный опыт, проверка на стрессоустойчивость, на скорость реакции, образование нового коммьюнити и так далее. И «Нано-Опера» мне многое дала в плане знакомств, коммуникации, потрясающей обратной связи от жюри.
«Невозможно представить хорошего оперного певца без навыков режиссуры»
— Что ты представляла на конкурсе?
— В заявке я отправляла экспликацию сцены из «Летучего голландца» Вагнера, я очень люблю эту оперу, она глубокая и интересная как для вокалистов, так и для режиссера.
В первом туре, где надо было за 10 минут поставить арию, я выбрала оперу «Хованщина» Мусоргского, арию Марфы. У меня была замечательная певица и актриса Юлия Никанорова, моя однокашница из ГИТИСа, она тоже училась у Бертмана, только выпустилась до меня.
Стоит отметить, что накануне мы не могли репетировать с артистами. Разрешено было только кратко рассказать концепцию, но показывать что-либо запрещалось. Начинать работать можно было только после запуска таймера в прямом эфире.
Во втором туре у меня как раз был нашумевший дуэт из оперы «Дон Паскуале» Доницетти, который всем запомнился. Да, я перенесла дуэт Малатесты и Дона Паскуале в баню. По-моему, это классная метафора. Мне показалось, что доктор Малатеста пытается уговорить героя на его план, то есть, выражаясь простым языком, «впаривает» ему свою мысль. И я думаю: «Впарить мысль…» — о, баня! А вот эта скороговорка из дуэта мне всегда напоминала тот момент, когда веником парят, тык-тык-тык. И я подумала, а почему бы и нет? Как в «Иронии судьбы» — мужики идут в баню и обсуждают там дела.
А в финале был хор цыган из «Трубадура» Верди, нам отводилось немного побольше времени — 15 минут. Для меня вообще на этом конкурсе было много творчества. Я каждый тур получала огромное удовольствие от того, что происходило. Я наслаждалась артистами, которых, в принципе знаю, с кем-то даже работала на одной сцене, с кем-то училась. И мне было очень приятно, что эти люди относятся ко мне не «а, ну Кать, ну понятно» — мы же вместе в кафе сидели, вместе в ГИТИСе изображали козу! Нет, было отношение как ко взрослому профессиональному режиссеру, — так приятно! Артисты-коллеги с открытым сердцем все проходили вместе со мной.
— Вероятно, у тебя сейчас будут какие-то ангажементы — победители прошлых лет успешно работают в театрах по всему миру. А как сама после победы хочешь себя развивать — в качестве режиссера оперы, певицы или, может, вообще постановщика каких-то крупных массовых мероприятий с участием артистов самых разных жанров?
— Мне очень интересны серьезные проекты по режиссуре, я буду рада, если такие предложения поступять. Конечно, я не планирую выходить из вокала. У меня сейчас начнутся репетиции премьерного спектакля — это зонг-опера «Морфий», где я исполняю одну из главных партий. Мы с командой моих однокашников из ГИТИСа будем играть ее на сцене «Нового Манежа». Там такое немножко смешение жанров — участвуют и классические, и эстрадные вокалисты. Удивительная работа по «Запискам юного врача» Булгакова, прямо рекомендую! Композитор — юная Елена Шипова, очень талантливая девочка, у которой, уверена, будет крутое будущее.
Но и в режиссуре я хочу развиваться, у меня есть несколько предложений, мне они очень интересны. Я не боюсь масштаба — браться и за то, и за то. После конкурса я опять услышала вот это, что я страшно не люблю: «Выбирай!» А зачем лишать себя того, что ты можешь сделать? Если я могу, условно говоря, вкусно приготовить суп, салат и плов, почему я должна угощать только чем-то одним?
Невозможно представить хорошего оперного певца без навыков режиссуры, потому что сейчас очень быстрые вводы. Порой у тебя есть всего один день на спевку с дирижером, а на следующий день нужно уже выходить на спектакль. У тебя нет времени по крупицам разбирать свою роль, как в драматическом театре, где есть большие застольные читки и так далее. И хорошо, когда артист такой, что может сам спектакль поставить. Что если что-то изменится — например, выходить надо не направо, а налево — человека это не собьет, он все равно держит мысль, режиссерскую идею.
Так же и хороший режиссер — он тоже должен быть кем-то: хорошим певцом, музыкантом, или, может быть, художником — многие известные режиссеры сами декорации создают. Или он может быть хореографом — и видеть оперный мир как какое-то пластическое решение, это тоже уникальный дар. Например, Леонид Лавровский, который занял второе место в «Нано-Опере», вырос в театре, вырос в балете, будучи сам драматическим артистом. И это потрясающий симбиоз.
Так что вопрос, собираюсь я дальше быть вокалистом или режиссером — это как: «А что ты выбираешь, левую руку или правую?» Я выбираю быть целостной.
— Так тебе и телевидение пригодится! Ведь твой приз — постановка одной из программ конкурса «Большая опера» на канале «Культура».
— Да! Мне моя тетя сказала замечательную фразу: «Вот, Катюш, наконец-то тебе пригодились все твои навыки!» И это действительно так! И бы пожелала будущим участникам «Нано-Оперы» и вообще всем не бояться делать все, что вам интересно. Вот если вам интересно рисовать, заниматься сценографией или гримом — занимайтесь этим. Если чувствуешь потребность петь, танцевать, шить или, может быть, заниматься кулинарией — это сто процентов тебе пригодится.
Я уже давно отстала от себя. И если мне хочется, допустим, сегодня пойти пофехтовать — я иду и занимаюсь фехтованием. Не знаю, как, но мне это пригодится. Проходит немного времени — и меня приглашают сняться в эпизоде, где нужно фехтовать! Или на лошади ездить. Это такие soft skills, которые, может быть, не сами по себе, но в комплексе сыграют свою роль в судьбе.
Фото из архива Екатерины Берез
«Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
платежный сервис CloudPayments