«Игра в пирамиду». Что делать со школьным буллингом?

Школьная травля, или, по-современному, буллинг — очень острая и эмоционально заряженная тема. Она актуальна для России (согласно данным ВЦИОМ, с буллингом сталкивался каждый четвертый россиянин), она еще более актуальна для Южной Кореи — о травле одноклассников часто говорят популярные сериалы. Лично мне эта тема тоже важна — я знаю о буллинге не понаслышке, а «Чучело» до сих пор осталось одним из самых больших моих потрясений в подростковом возрасте.

ДОРАМА ИГРА В ПИРАМИДУ. PYRAMID GAME DRAMAДОРАМА ИГРА В ПИРАМИДУ. PYRAMID GAME DRAMA

И вот я прочитала о том, что вышла дорама с занимательным сюжетом о травле в школе, вокруг которой подняли шум: корейские преподаватели волновались, что сериал только подстегнет буллинг в школе, словом, научит подростков плохому — у нас по той же причине обеспокоились «Словом пацана». Я решила: точно надо смотреть!

Итак, что такое «Игра в пирамиду»? В 2020 году стал выходить одноименный южнокорейский комикс-манхва в виде вебтунаэлектронной версии для чтения со смартфона, сделанный художницей под псевдонимом Dalgonyak. Довольно скоро он был опубликован на английском языке компанией Line Webtoon, есть частичный перевод манхвы и на русский язык. 29 февраля 2024 года на платформе TVING вышел сериал по манхве (режиссер Пак Со Ён).

Сериал рассказывает о том, как старшеклассница Су Джи, дочь офицера, попадает в привилегированную школу для девочек компании «Пэкён» и сталкивается с тем, что одноклассницы играют в «пирамиду». Каждый месяц все девочки через специальное приложение голосуют за пять своих одноклассниц, которые им нравятся; девочки получают ранг от A до D в зависимости от своей популярности; те, за кого никто не проголосовал, получают ранг F; получившие ранг А обладают всеми правами и могут отдавать другим приказы, которые нужно обязательно выполнять; получившие ранг F становятся объектом безнаказанных унижений и издевательств. Су Джи становится «F-кой» — и начинает сначала просто борьбу за то, чтобы выжить, а затем — чтобы уничтожить игру.

Сериал цепляет прежде всего самой темой школьного насилия и очень натуралистичным изображением и подростковой жестокости, и равнодушия взрослых; сценаристы не отвлекаются на романтические «ветки» сюжета и подробно анализируют и показывают причины буллинга. Сюжет захватывает не только обилием событий, но и «поединком умов» — и главная героиня-протагонист, и главная злодейка умны, хладнокровны и расчетливы, во многом успех зависит от того, кто на сколько ходов вперед успел просчитать. Дорама создает напряжение, даже просто замедляя действие и не торопясь показывая реакцию и душевную борьбу персонажей — и я, человек в целом довольно хладнокровный, аж подскакивала в своем кресле. Вообще создатели используют простые сюжетные и визуальные средства (например, крупные планы лиц и рук), но это работает; когда я смотрела, то думала, что это чем-то похоже на Генрика Сенкевича и Мэла Гибсона — ты видишь, что и как они делают, ты слегка морщишься от того, что они прямо и в лоб говорят читателю и зрителю, в чем они убеждены — но оторваться все равно не можешь.

Большая удача дорамы — яркие актерские работы. Тройка главных героев — хладнокровная и мужественная Су Джи (Ким Джи Ён, творческий псевдоним Бона), «принцесса» класса, лицемерная и мстительная Ха Рин (Чан Да-а), измучившая себя чувством вины, добрая и неуклюжая Джа Ын (Рю Да-ин), чем-то похожая на призрак из серии фильмов ужасов «Звонок» — сразу приковывают внимание, напряжение между ними — один из главных «нервов» сериала. Хорошо удались и другие персонажи, одноклассницы трех главных героинь: образцово-показательная староста класса До-а (Шин Сыль Ки), приветливая и милая Е Рим (Кан На Ён), которая готовится дебютировать в kpopгруппе и имеет все шансы стать популярной медийной персоной-айдолом, агрессивная и грубая «буллерша» Да Ён (Хван Хён Чжун). Среди взрослых персонажей хочется отметить отца главной героини, сурового военного (Чхве Дэ Чхоль), и «железную леди», лидера корпорации «Пэкён» и приемную бабушку главной злодейки (Нам Ки Э).

Дорама, как уже было сказано выше, хорошо показывает, как возникает школьное насилие. Что для этого нужно? Нужна определенная среда — лучше всего подойдет закрытое сообщество, где не принято выносить сор из избы, а еще лучше — привилегированное и дорогостоящее, где начальство будет опасаться за свою репутацию, будет показательно отворачиваться и закрывать рты тем, кто осмелится поднять неудобную тему — как это произошло с учительницей Юн (Ан Со Е), которую уволили за попытку расследовать, что происходит в классе. Нужна преемственность и «непроработанность» насилия — те, кого обижали в детстве, может потом так же жестоко обходиться и с другими, как это произошло с Ха Рин, мстившей всему миру за свою травлю в детстве. Нужен лидер, которому нравится травить и мучить людей, который умеет манипулировать другими людьми и запугивать их — такой, как Ха Рин. Нужно, чтобы рядом с таким лидером были люди принципиально жестокие, как Да Ён, и стремящиеся любой ценой выслужиться и удержаться на верху иерархии, как У И (Ха Юл-ри), хорошие люди были вынуждены молчать, потому что их шантажируют компрометирующей информацией, как это произошло с «айдолом» класса Е Рим, умные люди предпочитали встроиться в такую иерархию, как староста До-а, или работать на нее, как разработавшая приложение для игры одаренная девочка-программист Е Вон (Ли Да Гён), а все остальные страшно боялись оказаться «внизу» и предавали друг друга.

К этим общечеловеческим вещам добавляются корейские особенности — прежде всего, строгая иерархия, которая пронизывает всё, включая язык. Социальный статус человека имеет огромное значение; в школе чрезвычайно важно, к какой семье ты принадлежишь, насколько она богата и уважаема. В детстве Ха Рин травили, узнав от нечаянно проболтавшейся Джа Ын, что она сирота — а значит, человек без роду и племени, за которого никто не заступится; впервые нарисованную пирамиду маленькая Ха Рин видит в приюте, где воспитательница прямо поучает детей, что люди делятся на классы. Когда нет понимания, что люди в чем-то главном равны, то тогда обижать низшего и слабого — норма. В «Игре в пирамиду» показано, что Ха Рин, уже взрослая девушка, удочерена семейной династией, управляющей крупным конгломератом предприятий — чеболем. Ее окружение — тоже из богатых семей (но рангом ниже), сотрудничающих с чеболем Ха Рин; как говорила одна из ее одноклассниц, эта пирамида — навсегда, именно поэтому необходимо подчиняться Ха Рин и ее прихотям, потому что она — полезная знакомая не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Некоторые русские зрители «Игры в пирамиду» недоумевали, почему родители, фактически наблюдавшие эту игру во время мероприятия в школе, не стали вмешиваться (а российские родители точно бы встали на уши от гораздо меньшего). Но все становится понятнее, когда мы понимаем, что они — представители чеболей, которые предпочитают не связываться с самым богатым из них, который представляет приемная бабушка Ха Рин.

Хотя многое предопределено рождением, но есть то, что зависит от личных усилий — отличные оценки и поступление в университет; поступление в престижный вуз практически гарантирует хорошую карьеру. Корейские школьники нацелены на учебу, между ними существует высокая конкуренция, и ее явно больше, чем солидарности (и это еще одно благоприятное условие для насилия). Кроме успехов в учебе, еще очень важна хорошая репутация — в том числе и поэтому случаи насилия тщательно скрываются, несмотря на официально существующие в школах комитеты по борьбе с насилием; человека, уличенного в насилии, могут исключить из школы, что и произошло со многими «буллерами» в дораме, а значит, они не поступят в престижный университет.

Институт репутации чрезвычайно важен в Корее, здесь первое дело — не «потерять лицо». Это касается не только отдельных людей, но и компаний. Поэтому корпорации так боятся комментариев в прессе, поэтому в случае серьезной провинности родители могут отречься от своего ребенка (и приемного, и родного), как это произошло с Ха Рин; как прямо сказала ее приемная мать, ей важнее чеболь, чем дочь. Соответственно, для сохранения репутации делается все, а самое первое, что приходит на ум — это замести сор под ковер.

В сериале мы видим не только анализ того, почему происходит школьное насилие, но и что помогает его преодолеть. Что нужно делать? Для начала — не бояться «буллеров», как это делала Су Джи, или, если ты недостаточно сильный, то примкнуть к тому, кто не боится. Объединяться и выступать сообща — солидарность преследуемых разрушает коллективное насилие, которое во многом строится на страхе и предательстве. Найти «высокорангового» союзника — как это удалось сделать Су Джи, сумевшей уговорить «айдола» Е Рим, а затем и старосту До-а помочь разрушить власть Ха Рин. Предать безобразия огласке: сделанная видеозапись избиения в классе произвела эффект разорвавшейся бомбы, как и последующие интервью, которые дали девочки о насилии в школе; когда же «Пэкён» попытался во всем обвинить Су Джи, то ее одноклассницы, включая Е Рим, выступили с видеообращениями, где свидетельствовали о том, что в классе была «игра в пирамиду». Найти взрослого человека, который постарается тебя защитить — учитель Юн публично выступила с обвинениями школы в насилии, что помогло довольно быстро решить проблему. Опереться на поддержку родных — с этим возникли самые большие трудности, поскольку никому не хотелось тревожить родителей. И, наконец, быть готовым к тому, что борьба с коллективным насилием не решается раз и навсегда — конец дорамы, где в класс являются новые люди, явно показывает, что всегда найдутся те, кто любит издеваться над другими; как и в случае с «Игрой в кальмара», это зло так просто не искоренить — но никогда не нужно сдаваться.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ

«Игра в кальмара»: доброта — это слабость?

Еще важно иметь в виду, что дорама, как это и положено массовой кинопродукции в Азии, нравоучительна и рассматривает ситуацию с точки зрения конфуцианства — этико-философской системы, превыше всего ставящей социальную гармонию и долг перед обществом. Су Джи почтительна к отцу (разговаривает с ним, как указала на передаче «Гик Zona» кореист Елена Старостина, на «официальном корейском» — специально для старших) и бережет его покой и репутацию. По отношению к примкнувшим к ней одноклассницам она ведет себя как заботливый и ответственный лидер, а главное — она противостоит откровенно антиобщественной системе: забота о слабых и зависимых считается важной частью конфуцианского идеала, буллинг, хотя и широко распространен, корейским обществом осуждается. Ха Рин — антигерой не только в общечеловеческом, но и в конфуцианском смысле: она шантажирует отца, чтобы не лез в ее дела и не мешал ей играть в «пирамиду» (вещь крайне недопустимая!), нагло ведет себя по отношению к учителям, мучает слабых одноклассниц — а значит, не является настоящим лидером «по-корейски». Су Джи, имея слабые стартовые возможности, сумела объединить единомышленников и прекратить игру, а Ха Рин, у которой социальный капитал был гораздо выше, проиграла именно потому, что жестоко и эгоистично обходится с людьми, даже со своими приближенными. Чем выше человек, тем больше он обязан подавать пример и быть идеалом для своих подчиненных — очень похоже на представление о монархии в британской культуре, которое мы видим в сериале «Корона»; а вот у Ха Рин явно дурной пример перед глазами — приемная бабушка учит ее только продавливать свою волю.

Очень важная тема для дорамы в контексте этики — это ответственность человека за свои поступки. Нам показывают основных антагонистов не плоско: Ха Рин такая, какая есть, и потому, что осталась сиротой. В приемной семье родители откупались от нее деньгами, а для бабушки она была всего лишь забавляющей ее игрушкой, и потому, что ее невольно предала в детстве бывшая подруга, Джа Ын, и Ха Рин подверглась буллингу. А главного агрессора класса, Да Ён, регулярно избивает ее отец. Но обстоятельства — это обстоятельства, а никак не оправдание, о чем прямо говорит Су Джи своей противнице; как писал философ Жан-Поль Сартр, «дело не в том, что сделали со мной, а в том, что я сделал с тем, что сделали со мной». И дорама показывает, с одной стороны, как одни персонажи берут ответственность на себя, не пытаясь искать для себя оправданий. Джа Ын отказывается участвовать в игре, чтобы вечной «F-кой» была она — чтобы Ха Рин издевалась над ней и меньше трогала других людей; Е Рим публично приносит обществу извинения за то, что она была пассивной участницей игры, и добровольно прекращает едва начавшуюся карьеру певицы; До-а, исключенная из школы, отказывается, несмотря на требования отца, уезжать за границу и требует перевода в ту корейскую школу, которая принимает исключенных. Она не имеет никаких претензий к Су Джи и бесстрастно констатирует: «Что поделать, я сама виновата». Российскому зрителю может показаться, что девушки чересчур сурово себя карают — но по конфуцианским нормам они действуют совершенно правильно, неся наказание за свои поступки, а в случае Е Рим извинения обществу, помимо ее личной порядочности, это еще и стратегически важный ход. Если бы даже спустя много лет выяснилось, что «айдол» участвовал в буллинге, то ее карьера могла бы с позором закончиться. Самый впечатляющий личностный рост, показанный в дораме — это путь одной из одноклассниц Су Джи, Джи Э (Ким Се Хи), которая привыкла обвинять других и жалеть себя — она перестает быть жертвой, когда отваживается принимать самостоятельные решения.

С другой стороны, дорама показывает на контрасте с «правильными» девушками антагонисток, которые ответственность на себя не взяли — и в таком случае, как показывает дорама, ответственность приходит к ним принудительно. Как сказал тренер одной из дзюдоисток-«буллерш», «ты сама сломала себе жизнь». С особым осуждением показана девушка из «свиты» Ха Рин, которая просто жила, как ей нравится, участвовала в буллинге за компанию и тоже была исключена — мол, меня-то за что?! У Ха Рин, исключенной из школы, оказавшейся в психиатрической больнице и без отрекшейся от нее семьи, что воспринимается и создателями сериала, и зрителями как справедливое возмездие, единственный шанс хотя бы как-то наладить свою жизнь — это публичное покаяние перед обществом (как считает кореист Елена Старостина, в таких случаях — только на коленях).

Может ли в дораме что-то тронуть именно христианское сердце? Христианские символы мы видим очень мельком. Судя по всему, приемная бабушка Ха Рин — протестантка (в комнате — крест, она сама показана читающей Библию), но, увы, это на ее поведение никак не влияет. Но что гораздо более существенно — в дораме есть персонажи, которые отличаются главной христианской добродетелью — добротой. И без них «супергерою» Су Джи не удалось бы справиться с «игрой в пирамиду».

Во-первых, это Джа Ын, готовая пострадать, только бы не было плохо еще кому-то, даже там, где не надо, бросившаяся, не раздумывая, в воду, чтобы спасти Ха Рин, своего злейшего врага. Готовность Джа Ын привлекать людей не шантажом или подкупом, а по-доброму невольно производит впечатление на практичную и лишенную сантиментов Су Джи, и она признает: «Будем действовать по-твоему» (а я сразу вспомнила брутальную Райю из своего любимого диснеевского мультика «Райя и последний дракон» — как она решает все-таки поступить так, как поступал самый добрый персонаж). И это приносит успех — одноклассницам довольно быстро становится ясно, что между Ха Рин и Су Джи — существенная разница.

Во-вторых, это Е Рим. Она потихоньку помогает жертвам буллинга, включая Су Джи, и показывает — маленькие проявления доброты и участия в бесчеловечной системе ее не ломают сразу, но существенно подтачивают. Она способна к покаянию, говоря по-христиански, и извиняется не только перед обществом, но и перед каждым лично, кого обидела из малодушия или в пылу — и делает это еще и потому, что ей невыносимо кого-то обижать и огорчать; она совершает ошибки, знает это и старается загладить свою вину. В довольно мрачную атмосферу дорамы лучезарная и по-настоящему добрая Е Рим вносит свет и позитив.

В целом корейский сериал оставляет сильное впечатление. Несмотря на многочисленные проявления человеческой низости и жестокости, там много мужества, благородства и нежелания уступать злу. Что касается потенциальной опасности сериала, то повторю то, что пишу постоянно: главная опасность — это равнодушие и закрытость взрослых, которые в данном случае могут проявиться в том, что подростку не с кем обсудить то, что он увидел. А обсудить есть что: и механизмы буллинга, и борьба с ним, и ответственность человека за свою жизнь, и жизнеспособность доброты в нашем суровом мире.

Кто хотел бы подробнее ознакомиться с дорамой, рекомендуем передачу «Гик Zonы» с кореистом Еленой Старостиной. Подробнее о буллинге в Южной Корее можно прочесть здесь, ознакомиться с рекомендациями психолога для взрослых, как распознать школьную травлю и что нужно предпринять — здесь.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите:

Ctrl + Enter
Поддержи
«Татьянин день»

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!

Пожертвования осуществляются через
платежный сервис CloudPayments

Читайте также

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии