Молитва в автозаке. Рассказ и фотоистория корреспондента «ТД» о протесте 6 марта

На Прощеное воскресенье оппозиционные блогеры анонсировали протестную акцию. Баталии на тему событий на Украине уже неделю пылали в виртуальном пространстве, поэтому, вооружившись камерой и надев желтый жилет, я отправился на улицу, чтобы лучше разобраться в спорах, разорвавших русское общество.


Было сразу понятно, что Манежную площадь, которую объявили центром сбора, перекроют. Власти держат её под контролем с 2010 года — после того, как Манежку сотряс вызванный этническим убийством русский бунт. Мой прогноз оправдался, и на прилежащих улицах (Моховой, Театральном проезде, даже Никольской) бродила разрозненная толпа.

Дать точную оценку численности протестующих, «размазанных» по центру столицы, было невозможно. Однако, исходя из моего опыта съемки массовых мероприятий, могу предположить, что 15 тысяч — не преувеличение. 

Люди скандировали, в основном, «нет войне*». Иногда встречались претензии к власти вообще и президенту в частности. Но не менее важно отметить, чего я не увидел. Я не видел украинских флагов. Я не видел белых флагов с синей полосой (накануне в некоторых интернет-сообществах была попытка распространить новый русский «триколор», убрав из него красную полосу). Возгласов «Слава Украине» я не слышал и плакатов таких тоже не встретил. «Стыдно быть русским» также повезло не услышать.

Не встретил я и попыток напасть на полицию. Закованные в броню омоновцы легко выхватывали из толпы тех, кто им больше нравился. Что касается жестокости силовиков, я не увидел много нового по сравнению с прошлой зимой. Стражи правопорядка не скупились на удары.


Еще до прихода на Моховую я предполагал, что идейный состав протестующих очень пестрый — от части русских националистов до либеральных пацифистов. Такую палитру я уже видел опять-таки прошлой зимой. Моя гипотеза подтвердится.

Один омоновец заявил, что мое удостоверение Союза журналистов — подделка, врезал кулаком мне по камере (ничего, старая зеркалка и не такое видела) и потащил меня в машину. 

Сначала зачем-то посадили в одиночку (я было подумал, что это привилегия для журналистов). В соседнем отделении автозака было несколько человек. Вдруг, к моему удивлению, за стенкой женский голос стал громко произносить: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Через какое-то время меня перевели в общую камеру. У решетки сидела бабушка с палочкой, которая читала псалмы, напоминала сидящим за дверью омоновцам, что сегодня Прощеное воскресенье и грозила Божьей карой. Рядом с бабушкой села девушка с волосами, окрашенными в синий цвет. Слева от меня оказался парень, назвавший себя милитаристом. На мой вопрос, зачем стороннику наращивания военной мощи выходить на подобный митинг, он ответил, что от происходящего на Украине видит для России одни невыгоды.

Через пару часов нас привезли в отделение, после чего на всех составили протоколы, а меня как журналиста, отпустили.


Русское общество сегодня расколото. В адрес тех, кто выступает против проводимой российскими войсками операции*, мне пришлось слышать много упреков в предательстве и пораженчестве. Да, возможно, среди протестующих есть те, кому стыдно быть русским. Возможно, есть сумасшедшие, желающие русским солдатам плена и смерти. Но я таких не видел.

Почему 15 тысяч — это много? Потому что генеральная прокуратура пригрозила за выход на митинг лишением свободы. Я не призываю «партию войны*» соглашаться с оппонентами, но как их можно не уважать? Кто более мужественен: «герой», восхваляющий боевые действия в комментариях, но не нажимавший указательным пальцем ни на что, кроме правой кнопки мыши, или человек, который вышел высказать свою позицию, не побоявшись штрафа или даже возможного уголовного наказания?

«Партию мира» я тоже призываю сохранять уважение. Нет, не к бездельникам, разжигающим интернет-войну за клавиатурой, а к русским солдатам, которые выполняют свой долг, хотя он и может казаться вам неправедным. В конце концов, на фронте гораздо опаснее, чем на митинге, и требуется куда большая храбрость.

Когда-нибудь в Европе наступит мир. И противоречия, раздирающие русское общество, тоже утихнут. Важно никогда не забывать об уважении к смелым соотечественникам, в каком бы лагере они ни находились.

P.S.

Подобные акции призваны создать издержки государству, но сейчас они приводят только к издержкам для гражданского общества. Те, кто призывают людей на улицу, часто находятся за границей и даже пальцем не пошевелят, чтобы защитить митингующих.

Для ОМОНа задержания на подобных акциях — рыбалка на нересте. Если вы хотели обозначить свою позицию, вы уже это сделали.

* Роскомнадзор настаивает на употреблении термина «специальная военная операция» по отношению к событиям на Украине






Фото автора

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале