Как я встретила 2022 год в родном Казахстане: рассказ студентки МГУ

Привет, меня зовут Дарья, я из Алма-Аты. Сейчас моя семья живет в городе Актау на берегу седого Каспия, но Новый год мы по-прежнему отмечаем в Алма-Ате, собираясь в кругу близких. Я учусь на первом курсе факультета журналистики, и в этот раз прилетела в Казахстан сразу после окончания своей первой сессии – 29 декабря. Я так ждала эту поездку! Хотелось наконец-то увидеть родных и милые сердцу места. Тогда я и подумать не могла, что ждет нас уже через неделю...
Дарья Чужинова

В начале января начались массовые протесты в Мангистауской области против двукратного роста цен на сжиженный нефтяной газ. На центральной площади города собирался народ и ставил юрты. Среди протестующих были люди разного возраста, встречались и знакомые нашей семьи. Больше всего было водителей такси, поскольку в первую очередь это отразилось на них. Информация молниеносно распространилась по городу, люди были взволнованы. Повышение цены на газ привело к увеличению стоимости проезда. Я сразу ощутила это на себе: когда мне нужно было воспользоваться такси, городские фирмы не отвечали, а inDriver (международный сервис такси) выставлял безумные цены – в пять-шесть раз выше обычного. 

Было понятно, что пока протестующие не добьются снижения цены, не уйдут. Остальные казахстанцы оставались дома и старались без надобности не выходить. Когда требования, выдвинутые народом, пообещали удовлетворить, жители города Актау разошлись по домам. Однако к тому моменту массовые беспорядки начались в других городах страны: после того, что произошло в Актау, люди почувствовали свободу и для многих эта ситуация стала отправной точкой, чтобы начать действовать. Погромы, выстрелы, пожары, крики, запах газа, дым... Вот, что мне пришлось застать на родной земле. Крупнейший город и первая столица страны – Алма-Ата – в ночь с 4 на 5 января не сомкнула глаз.

Впервые я испытала чувство абсолютной беспомощности и страха за жизни родных. Три дня мы были полностью оторваны от внешнего мира: нам запретили выходить из домов, отключили интернет, мобильную связь. Догадаться о том, что происходит в городе, можно было лишь по выстрелам, доносящимся из окон. Как связаться с близкими? Где узнать хоть какую-то информацию о том, что происходит и чего ждать дальше? Неопределенность и неведение пугали даже больше выстрелов. 

Вечером 6 января появилась связь. Этот день в памяти останется, как страшный сон, который я никогда не хочу вспоминать. На нас обрушилась волна информации, от которой до сих пробегают мурашки по коже. В дни изоляции никто и представить не мог, насколько все серьезно. По местному телевидению говорили в основном об Алма-Ате, погромах в разных регионах, количестве пострадавших, о военных действиях, – но причину происходящего не называли. Наконец, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что на нашу страну напали террористы и пытались захватить власть. 

Мы были уверены, что теперь все под контролем и вот-вот этот ужас прекратится. Но он не прекращался, и мы не понимали, почему. Находясь дома всей семьей, мы старались абстрагироваться и подбадривать друг друга. Это не всегда получалось, особенно при выстрелах и вое сирен. Иногда мы садились за стол просто помолчать. Папа учил нас: «Что бы ни случилось, мы должны всегда гордиться страной и помогать ей: сохранять спокойствие, здравый смысл, выдержку, не идти на поводу толпы и, главное, не поддаваться на провокации. Достоинство превыше всего». 

После 6 января мы старались оградить себя от новостного штурма – слушать о погромах было невыносимо. Когда ты вырос в этом городе, знаешь каждый поворот, переулок, куст, – не укладывается в голове картина его нынешнего состояния.

Алмаатинцы безмерно любит Родину. Уважение к истории города, становлению своего народа, соблюдение традиций, любовь к облагораживанию окружающей территории – то, чем мы живем. Один из крупных и ценных сортов яблок – Апорт, шоколад «Казахстан», горнолыжный курорт «Чимбулак», Чарынский каньон, гостеприимство – этим и многим другим славится Алма-Ата. По мелким крупицам это создавали мы... Поэтому точно знаем, что люди, громившие и разрушавшие город, просто не могли быть алмаатинцами. Но тогда кто это был, зачем им это нужно? Мы до сих пор не знаем... И от этого еще страшнее.

В Казахстане. Фото из личного архива автора.

Я рада, что в это трудное время была рядом со своей семьей. К счастью, никто из моих близких не пострадал. Но для нашей семьи, как и для всего народа, это все равно трагедия.

В любой трагедии важна поддержка. Многочисленные призывы к возрождению светлого Казахстана, восхищенные отзывы о наших людях, краях – все это помогает нам забыть страшные дни и преодолеть, казалось бы, непреодолимое. 

Обидно, что некоторые люди забывают о том, что вне политики есть целая жизнь. Сколько пострадало простых граждан, молодых курсантов, безоружных людей... Страна, не знавшая войн, беспорядков, массовых протестов с содроганием слышит слова Нурсултана Назарбаева: «Эти события еще раз показывают, что независимость нужно беречь как зеницу ока, как хрупкий сосуд, требующий особо бережного обращения». Великая страна, Казахстан, возрождайся! Пусть это будет нашим единственным страшным сном.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале