Будем начинать день, словно Лазарь, вызванный из гроба: о молитвенном правиле

К 20-летию со дня кончины митрополита Сурожского Антония в издательстве «Никея» вышел сборник его бесед «Не могу, Господи, жить без Тебя! Книга о молитве». Эти тексты — о разных аспектах молитвы: молитва как мистический опыт и молитва среди повседневных забот, молитва-просьба и молитва-благодарность. Владыка говорит с тактом, любовью и уважением к своим слушателям — и при этом парадоксально, мощно, таинственно. Многие из бесед переведены специально для сборника и публикуются впервые. С разрешения издательства публикуем фрагмент книги.

Многие люди не могут начинать день с чтения длинных молитв — ради того, чтобы исполнить, как они считают, свой долг перед Богом. Именно об этом я хочу сказать несколько слов.

Во-первых, забудьте о долге, обязанности перед Богом. Мы все любимы Богом, и Он ожидает от нас, что мы отзовемся сердцем, ожидает ответной любви, а не чувства, что у нас перед Ним те или другие обязанности, потому что Он наш Бог и Господь. Он ожидает, что мы будем счастливы — у нас есть Бог, Который любит нас! И не просто любит: Он доказал, что подлинно нас любит, потому что нет большей любви, чем любовь Того, Кто Свою жизнь положил за тех, кто Ему дорог. Это и совершил Бог во Христе. Он отдал Свою жизнь за каждого из нас, за всех нас, не за всех вообще, а за каждого из нас в отдельности.

Есть в житиях святых рассказ о священнике, который пришел в такой ужас от недостоинства христиан своего времени, да и себя самого, что обратился к Богу со словами: «Господи, сколько же Ты будешь нас терпеть? Приди и накажи нас по справедливости!» И ему явился Христос и сказал: «Никогда так не молись! Если был бы хоть один грешник на земле, Я был бы готов снова стать человеком и умереть на кресте за него, одного-единственного!»

Вот каков Бог, к Которому мы обращаемся в молитве.

Порой молитва доходит до нас, ударяет в сердце: «Помилуй меня, Господи!», порой мы можем произнести эти слова всем своим существом. Но иногда мы просто повторяем псалом, в котором Бог ничуть не нуждается.

Когда царь Давид возопил этими словами, когда они излились из него, как кровь из раны, они могли достигнуть Бога с силой, они не были скучным монотонным бормотанием, каким иногда бывают в наших устах.

Так что для нас важно другое. Не надо обращаться к Богу, Который будто ожидает от нас хвалы, или выражать чувства, которые у нас должны бы быть, но которых на самом деле мы не испытываем. Нужно принести Богу правдивую искренность.

Подумайте, что бывает утром. Вы проснулись, вступаете в новый день. Что означает: проснуться в новый день? Каждое утро, когда мы пробудились от ночного сна, мы подобны Лазарю, который был вызван из гроба. Ночной сон — это образ для нас смертного упокоения, отдыха от долгой жизни или на короткое время; мы призваны в новую жизнь и вступаем в новый день, которого никогда прежде не было. Это не вернувшийся прежний день, это новый день. Он простирается перед нами, словно равнина, покрытая снегом, чистая, незапятнанная, без единого человеческого следа. И Бог говорит: «Иди, вступи в эту совершенную чистоту нового дня, иди по ней, не запятнав ее. Твои следы отпечатаются, но если они прямые, они проложат путь, которым смогут проследовать другие люди, они будут путем, в конце которого буду Я».

Так нам следует вступать в новый день — сказав: «Господи, благослови меня быть новой тварью в этом дне, которого никогда прежде не было».

Что я встречу в течение этого дня? Я встречу разные обстоятельства, я встречу людей, — обстоятельства всегда воплощаются людьми. Мы можем ставить себе вопросы: кто эти люди? Кто из них имеет значение? Что действительно важно и значительно?..

<…> Если бы мы мыслили именно так всякий раз, когда встречаем человека, когда вступаем в новизну жизни, как богата и плодотворна была бы наша жизнь! Насколько творческой и полной она могла бы быть, если бы мы вступали в новый день так, как я указал, если бы мы думали, что человек, с которым я сейчас нахожусь, — единственный и, значит, самый важный, а текущий момент — единственный, когда я могу сделать, хорошо или плохо, то, что важно...

А когда мы доходим до конца дня, мы встаем лицом к лицу с Богом, и Он нам говорит: «Я все время был с тобой. В редкие моменты ты помнил обо Мне и ты был Моим голосом, Моими руками, Моими глазами, Моими ушами. Но как часто ты забывал об этом и отрицался от своего места». Тогда мы можем обратиться к Богу и сказать: «Да, это так. Я растратил этот день. Он прошел мимо меня бесполезно, бессмысленно. Как мне быть?» И Господь отзовется: «Ты действительно это сознаешь? Если так, то сокрушаешься ли сердцем? Если сокрушаешься, готов ли ты никогда, сколько хватит у тебя сил, не быть таким, каким ты был сегодня?» И мы должны ответить: «Да, Господи. Я поступил плохо. Я был неверен своему призванию. Я предал себя самого и других. Я продумаю это, не только читая чужие молитвы, но продумывая весь этот день, потому что этот день принадлежит Господу. Я обращусь за помощью к молитвам святых, в которых они выразили свое смятение и сознание неверности собственному призванию, и научусь от них, как сокрушается сердцем святой». Мы так редко сокрушаемся, потому что только святой обладает такой чуткостью, чувствительностью к добру и злу; мы можем научиться от них.

Будем начинать день, словно Лазарь, вызванный из гроба. Мы призваны в день, которого никогда не было, мы будем встречать людей, одного за другим, и каждый будет единственным в момент встречи, как и каждый момент будет единственным, и каждое наше действие будет верным — или неверным. Мы можем начать день вместе с Господом, жить с Ним весь день, а когда достигнем конца дня, встретить Его с сокрушенным сердцем и, вместе, радостно. «Господи, я недостоин Тебя, но Ты все равно любишь меня. Ты любишь меня нежно, не сентиментально, а ценой Твоей собственной жизни. Я могу доверять Твоей любви, потому что такова ее мера».

Будем учиться так начинать день и так оканчивать его. Я немногое понимаю, но то немногое, что я понял, я стараюсь передать вам.

Это проповедь, которая была произнесена в воскресенье, 16 мая 1999 года, в лондонском соборе. Пер. с англ. Е. Майданович. Первая публикация: Евангельское слово рождает ответ. Проповеди последних лет (1992–2003). М.: Гранат, 2022.

Книги издательства «Никея» можно купить в лавке храма мученицы Татианы (Большая Никитская улица, 1). Студенты МГУ могут получить 10%-ную скидку на литературу духовного содержания, предъявив студенческий билет

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале