Андрей Исаев: Либерализм начинает превращаться в свою противоположность

В прямом эфире радио "Русская служба новостей" в своей авторской программе "Атака Исаева" председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы, член фракции "Единая Россия" Андрей Исаев обратился к теме антицерковной провокации "Pussy Riot" и их апологетов - современных либералов. Предлагаем вниманию читателей "Татьянина Дня" самые яркие фрагменты этого радиоэфира.

А.ИСАЕВ: ...Нам говорят: «Зачем вы обрушились на Pussy Riot? Ну, выступили девушки-феминистки. Да, они высказали нетрадиционную позицию, да, они это сделали, оскорбляя религиозные чувства большинства граждан. Но ведь они имеют право на свою трактовку». Я хочу задать вопрос тем, кто считает, что данный панк-коллектив имеет право на свою трактовку. Вот в вашу квартиру, в вашу личную вам принадлежащую квартиру, вламывается несколько персонажей и начинает эту квартиру уродовать, потому что они имеют право на свою трактовку того, как должна эта ваша квартира выглядеть. Вот об этом задумались, да. Ведь они не устроили свое исполнение частушек против патриарха и Путина. Уверен, что если бы они построили некий храм либерализма и там плясали, танцевали и пели под балалайку, их никто бы не тронул. Как никто не трогал, например, активистов «Партии любви», когда они нагишом ходили по музею эротики. Ну, они в своей среде, пускай что хотят то и делают. Зачем же вламываться в чужие квартиры? Зачем же либералы не просто отстаивают сегодня свое право на отдельную точку зрения, а пытаются эту отдельную точку зрения всем навязать, заставить: смотрите, как мы выступаем; смотрите, какие мы непохожие на вас; открыть глаза и глядеть. Вот это, конечно, настораживает. Таким мне сегодня представляется либерализм и в России, и в мире...

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. А вы никогда не думали, что либерализм очень хорошо описан в «Бесах» Достоевского?

А.ИСАЕВ: Вячеслав, мне казалось, что в «Бесах» Достоевский все-таки описывал социалистов, типа Нечаева, у него же был вполне конкретный прообраз...

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Все идеи, как разрушить строй, как на церковь влиять — все один в один под копирку списано.

А.ИСАЕВ: Вы знаете, да. Более того, как историк могу сказать, у Достоевского был прямой источник — это «Катехизис революционера», написанный Сергеем Геннадьевичем Нечаевым. То есть Достоевский, когда он как бы описывает высказывания Верховенского и других персонажей «Бесов», он ведь не просто выдумывает, как принято выражаться «от ветра головы», он опирается на вполне четкий исторический источник, на то, что на самом деле писали российские революционеры. «Катехизис революционера», если у наших слушателей будет такая возможность, я просто советую почитать, это абсолютно чудовищная по смыслу вещь, но она абсолютно цельная. Когда человек, задавшийся целью построить свободное общество, разрушить старый, закостенелый, консервативный мир, описывает, какими методами он будет это делать. Ничего более мерзкого трудно себе представить. Даже Михаил Александрович Бакунин, лидер русского анархизма, в своем письме к Нечаеву сказал: «Вы помните, как я называл вас абреком, бандитом, а ваш катехизис — катехизисом абреков». Поэтому это на самом деле очень интересная тема. Я просто советую реально почитать. Многие вещи, с которыми мы столкнулись в последние месяцы, иногда поведение некоторых людей нам кажется странным, оно становится не странным, когда ты видишь эту цельную революционную идеологию. Слушаю вас.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня Александр зовут. В начале передачи вы начали разговор по поводу Pussy Riot, церкви. Мне не совсем понятно, как вы сравнили церковь со своей личной квартирой. Как вы можете представить себе, что ворвались в вашу личную квартиру, песни спели, продемонстрировали что-то. Как вообще церковь можно с квартирой сравнить? Церковь это общественное место, туда люди приходят, это для всех.

А.ИСАЕВ: Это местно для православных.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Ну и что? Это место открыто для всех, для верующих, туда может прийти мусульманин. Я был в католическом храме, хотя я христианин, я православный.

А.ИСАЕВ: Католики тоже христиане. Александр, как вы считаете, если бы некие христиане, как и мы с вами, вошли бы в мусульманский храм и там начали, даже не устраивать пляски, а просто служить христианскую службу, их бы задержали? Я думаю, что задержали. Их бы сдали полиции? Их бы сдали полиции. Их бы привлекли к ответственности? Их бы привлекли к ответственности.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да нельзя сравнивать, как вы сравниваете.

А.ИСАЕВ: Объясните мне, Александр, если эти девушки хотели изложить свою точку зрения, почему они не пригласили на свой концерт, не исполнили все те же самые песни, назвали бы их панк-молебном и все. Зачем им заходить в храм, который предназначен для православных?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Элементарный пример. Я работаю в школе преподавателем, у меня два образования педагогических. Я историк, юрист по первому образованию, по второму я спортсмен, у меня физкультурное образование. Там суждено, что я сейчас физкультуру в школе преподаю. Дело не в этом. У меня есть знакомый режиссер, он пенсионер (пенсию скопил), поставил на свои деньги спектакль для детей. В Зеленограде он сейчас обошел все школы, в департамент образования зашел, объяснил «ребята, я хочу бесплатно детям показывать спектакль свой». Знаете, сколько там препонов, вы не представляете себе. Вот наша власть.

А.ИСАЕВ: Александр, мы говорим совершенно о разных вещах. Есть бюрократические препоны, да. Вы можете ко мне, как к депутату, обратиться. Поскольку Зеленоград входит в юрисдикцию Москвы, я депутат от города Москвы, я готов лично разобраться, какие проблемы с данным спектаклем. Уверен, что это на самом деле благое дело. Давайте разберемся, в чем проблема. Никакого отношения к тому, что устроила эта панк-группа в Русской православной церкви, это не имеет. Александр, давайте я вам приведу пример. Послушайте меня, я слушал вас внимательно. Кладбище это публичное место?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Кладбище это публичное место.

А.ИСАЕВ: У вас наверняка есть умершие родственники или предки, правильно.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Да, есть.

А.ИСАЕВ: Если бы на могиле ваших родственников в вашем присутствии устроили бы подобного рода пляски, вы бы были за то, чтобы задержали участников данного мероприятия или нет?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я бы их своим судом решил. Но вы не сравнивайте…

А.ИСАЕВ: Нет, извините. Там находятся святыни. Что такое святыня для русского православного человека? Это мощи, это части тел святых людей, которые для русского православного человека являются его родственниками. Он им молится, он к ним обращается. Это фактически такое же оскорбление. Там находится плащаница, которая символизирует собой плащаницу, которой накрывали Господа Иисуса Христа после того как его распяли.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Вот вам мой ответ на ваше рассуждение: Церковь не туда идет сейчас, не в ту сторону. Не мне судить, но это всем видно, понимаете, что Церковь идет не туда.

А.ИСАЕВ: Александр, я вас услышал. Спасибо вам. Мы сегодня не будем обсуждать Русскую православную церковь. Обещаю, на некоторые вопросы мы постараемся ответить в нашей следующей передаче. Она будет выходить в Великую субботу, в канун Пасхи, и, наверное, это будет окончание этого чудовищного и мучительного Великого поста, в который что только не происходило.

Что меня, к сожалению моему, сильно поражает в современном политическом либерализме. Провозглашая равенство, ведь свобода равенства это как одно из требований, он совершенно по-разному относится к тому, как поступают в отношении него и как он поступает в отношении других. Если задержали участниц панк-группы — это страшно, зачем это делать. Ну, люди выразили свою точку зрения. Проходит несколько дней, и мой хороший знакомый отец Андрей Кураев, протодиакон Русской православной церкви, прямо скажем, не очень удачно пошутил по поводу концерта Мадонны. Те же самые люди, которые сегодня бьются за освобождение участниц панк-группы, начинают биться за посадку Андрея Кураева — немедленно возбудить против него дело, немедленно преследовать, посадить! Уважаемые мои, либо вы сторонники того, что все высказывают свои точки зрения свободно и никого не преследуют, либо тогда прекратите требовать преследования с этой стороны. Если вы сторонники частной собственности, если вы сторонники того, что человек вправе обладать имуществом, что вы к патриарху привязались, объясните мне, пожалуйста. Что он украл у кого-то что-то? Объясните мне, почему здесь такая коммунистическая пристальность и такая прикованность внимания?

Я задаю другой вопрос: если сторонники либерализма выступают сторонниками равенства и братства, почему они называют себя, участников своих митингов «креативным классом», почему они говорят о светлых и замечательных лицах, а при этом их сторонники, выступающие в средствах массовой информации, называют людей, собирающихся на других митингах, «быдлом» и «анчоусами»? Вот эта избирательность современного политического либерализма показывает, что он начинает превращаться в свою противоположность. Лозунги, с которыми он изначально шел, превращаются в противоположные лозунги. Вы выступаете за свободу совести, почему же вы организовали фактически травлю одной из церквей, которая существует сегодня в России, — Русской православной церкви? Вы же травите ее так, как травили атеисты в начале прошлого века. Почему? Ведь православные имеют такое же право на свободу совести как атеисты, как мусульмане, как иудеи, как представители других религиозных верований, кроме тех, кто занимается очевидной экстремистской деятельностью...

Мы сейчас будем подводить итоги нашего голосования... Пока идут последние секунды голосования, хотел бы сказать только одно. Наверное, Великий пост это время покаяния, время всем задуматься. Наверное, и Церковь наша должна задуматься, идет она туда или не туда, и власть, безусловно, и каждый из нас должен задуматься. Но все-таки это момент, когда не мы призываем к покаянию других, а когда мы пытаемся в первую очередь найти покаяние в себе, понять, что я не так делаю, почему происходит в окружающей меня жизни не так, в чем я виноват в данном случае? И у нас еще осталась на это неделя для того, чтобы в этом разобраться, неделя этого Великого поста, поста, который сопровождался большими искушениями. Я в данном случае не священник ни в коей мере и не хочу навязывать свою точку зрения всем гражданам. Когда я говорю о посте, то говорю в самом широком смысле этого слова.

Я считаю, что мы пережили тяжелый период острой политической борьбы. Борьбы, которая во многом, как это всегда бывает с политической борьбой, к сожалению, вызывала взаимные всплески неприязни, ненависти. Когда мы в какой-то момент не чувствовали себя гражданами одного государства. Я понимаю, что тяжело наверное после того как наговорили всякие обиды, после того как кричали «Не забудем, не простим!», но тем не менее, давайте все вместе постараемся начать возвращаться к осознанию того, что мы граждане одного государства. Выборы состоялись. Нам в этом государстве вместе жить и вместе делать его лучше.

А результаты нашего голосования таковы. За то, что сегодня либерализм, увы, несет больше разрушения и минусов России, проголосовало 81,9%. За то, что либерализм на самом деле позитивен — 18,1%. Проголосовало очень много людей. Огромное спасибо всем. Итак, в следующую субботу, это будет Великая суббота, мы встретимся: попробуем поговорить о вечном, о лучшем. Услышим друг друга на «Русской службе новостей».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале