Памяти митрополита Лавра. "Только полагаюсь на волю Божию"

Сегодня, на второй день после кончины Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, мы публикуем несколько отрывков из его публичных выступлений. Владыка Лавр не был великим оратором, но по своему значению его слова намного важнее многих и многих красноречивых воззваний. Он сделал то, к чему наша Церковь стремилась долгие десятилетия – и одно это навсегда сохранит его имя для нас.
Митрополит Лавр«В сии дни, когда проходит у нас Архиерейский Собор и состоялось мое избрание, мне вспоминаются слова Господа, сказанные Своему ученику Петру, после Своих страданий и воскресения, когда Он явился апостолам и спросил апостола Петра: "Петре, любиши ли Мя?" И дальше Спаситель сказал такие слова: "Когда ты был юн, то сам себя опоясывал и ходил, куда ты хотел, а когда состареешися, ин тебе пояшет и ведет, аможе не хощеши". И вот, то, чего я боялся, это меня постигло. Вот, на старости моей собратья мои архиереи связали меня и вручили мне корабль нашей Русской Зарубежной Церкви. Я это принял, как я уже говорил архипастырям, за послушание Богу, Церкви Христовой и нашему Архиерейскому Собору. Сам я не чувствую никаких своих преимуществ и каких-либо сил, чтобы вести этот корабль. Только полагаюсь на помощь Божию, на молитвы наших архипастырей, на молитвы нашей паствы. И только с вашей помощью, дорогие отцы, братья и сестры. Если мы можем что-то сделать, то только общими молитвами, общими усилиями. Да сохранит и укрепит нас Господь в единомыслии, единодушии и соборности, о которой говорил сегодня Владыка Александр. Ибо необходимо русским православным людям и вообще православным людям быть едиными духом и делом. Прошу ваших святых молитв».

Из речи в день настолования, 2001 год


«Христос воскресе!..

В эти весенние, пасхальные дни, когда природа пробуждается от зимняго сна, особым смыслом наполняются эти слова пасхального канона. "Всякое дыхание да хвалит Господа, - говорит Господь устами царя Давида, - небеса поведают славу Божию творению же руку Его возвещает твердь..." В сии дни мы с новой силой ощущаем, что даже неодушевленная, безсознательная тварь непрестанно возносит хвалу своему Творцу. А человек? Разумный венец творения? Он в подавляющей массе своей отверг своего Создателя, извратил Божественный дар разума, превратив его в пособие для прославления своего, а не Божьего имени. Мы созданы, чтобы добровольно и сознательно любить и прославлять Господа, по слову апостола: "Всегда молиться и непрестанно благодарить".
Господь, простирая Свою великую любовь к нам, чтобы исправить попранное, послал Сына Своего единороднаго, показавшаго нам, что только через добровольное крестоношение мы можем восстановить в себе падший человеческий образ. Он пришел усыновить нас, чтобы мы стали Христовыми, христианами, и не только по имени, а на деле, по жизни. Вода сливается с водой, а масло с маслом, и чтобы слиться со Христом, мы должны стать однородными с Ним. Для сего нам нужно непрестанно возноситься к Нему духом, молиться Ему и всегда о Нем помнить, причем не только в Великом Посту и на Пасху, но постоянно...
Смысл любой нашей молитвы можно свести к словам пасхальнаго канона: "Подавай нам, Господи, истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего". Чего сердечно всем нам желаю от Воскресшаго Господа...

Воистину воскресе Христос! Аминь».

Из Пасхального послания, 2005 год



«Радует, что Церковь в России имеет возможность выходить к людям, совершать апостольское хождение в народ. Священники служат и в больницах, и в местах заключения, и в школах, принося всем свет Евангелия Христова. Весьма отрадно видеть и то, что возрождается монашеская жизнь, издательская деятельность, воссоздаются древние святыни, разрушенные безбожниками. Почитание мучеников, пострадавших в ХХ веке, все возрастает, и люди стремятся к духовной жизни.

Конечно, путь к полному возрождению веры и Церкви в России весьма тернист, и мы видели, что это связано с большими затруднениями и сложностями. В частности, проблемы и последствия советского времени дают себя знать, но, слава Богу, трудами духовенства и церковных людей оные постепенно преодолеваются. По моему мнению, главная задача, которая стоит перед пастырями в России сегодня, - это просвещение и воцерковление русского народа. Это подчеркивалось и священноначалием Русской Церкви. Людям необходимо помогать вникать в суть духовно-нравственного значения православных догматов, в смысл церковных таинств, богослужения и активной церковной жизни, чтобы они не только внешне участвовали в таинственно-благодатной жизни Церкви, но и внутренне, чтобы они осмысленно стояли в храме и получали от богослужения духовную пользу. Но для этого, как пишет святитель Григорий Богослов, "нужно самому просветиться, а потом просвещать", то есть священники должны постоянно работать над собой, над своим самообразованием, читать святых отцов и учителей Церкви. Нужно просвещаться молитвой и чтением Священного Писания, через которые мы встречаемся с Богом и развиваем личные отношения с Ним. Если священники будут создавать в себе определенную внутреннюю жизнь, не оставлять молитву, со смирением нести свой пастырский крест и стараться с любовью и снисхождением относиться к людям, то это станет наилучшей проповедью Православия».

Из интервью сайту Православие.ру, 2006 год
 


«Я от всего сердца желаю, чтобы мы забыли о вражде и ненависти, которые так мало подходят нам, православным церковным людям, чтобы не нести тяжелого ответа на Страшном Суде Христовом. Мы должны быть благодарны Богу, что Он нам дает возможность вести соборное дело во взаимной любви. Будем молиться, чтобы Господь отклонил от нас все вредное и опасное...

Мы только что слышали священные слова: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра". Они звучали не только у нас в устах, но и в наших сердцах. Каждое доброе дело есть дар Божией благодати и особенно им является соборное дело. Господь явил нам уже целый ряд благодеяний. Прежде, чем мы могли собраться, потребовалось много предварительной работы и забот...

Будем всегда помнить, что только в Царстве Небесном все будет благополучно, в Церкви же воинствующей мы всегда будем сталкиваться с проблемами, человеческими страстями и искушениями, которых необходимо преодолевать путем диалога и христианского отношения друг ко другу, как пишет апостол Павел к Галатам: "вы таковаго исправляйте духом кротости". Об исцелении ран разделений мы молимся Богу, к этому мы активно стремимся...

Мы собрались во время благоприятное, когда Святая Церковь нуждается в указании ясного пути, по которому надо идти в это время. В Церкви все должно быть "благообразно и по чину". Однако, не в этом сущность, ибо буква часто убивает, а дух животворит. Мы должны блюсти единение любви в союзе мира, ибо это обязательно для всей жизни и особенно в соборной работе. Только при этом условии Господь даст нам единение, даст веяние Святого Духа. Об этом мы должны молиться, чтобы наш Собор мог вести свою паству уверенной рукой во славу Божию и на пользу всей Церкви».

Из речи на открытии IV Всезарубежного Собора, 2006 год
 


«В церковных песнопениях мы иногда слышим: "отечество наше", "родина наша". Любовь к родине, служение отечеству - прямой долг всякого православного христианина.

Понятие отечества включает в себя не только понятие известной территории и живущих на ней людей, но и душу, дух народа. Следовательно, служить своему отечеству можно не только защищая его границы и живущих в его пределах людей, не только участвуя в его промышленной, экономической или политической жизни, но и охраняя, и всячески обогащая его дух, его душу.

Русское рассеяние всегда стремилось к служению России не только путем сохранения ее духа вне пределов Отечества, но и через передачу как соотечественникам, так и местному населению, великого наследия, полученного нами от наших предков, жившими святорусскими идеалами. Слава Богу, в годы безбожной власти у нас, в изгнании и рассеянии сущих, была возможность, находясь на свободе, сохранить Веру Христову и Церковь, удалось сохранить язык и культуру, удавалось и говорить правду о преследованиях православных христиан и доставлять религиозную литературу в Россию. Теперь же настало время, когда мы должны общими усилиями в новых условиях воссоздавать разрушенное и передавать всем русским людям великое наследие как то, которое было сохранено в эмиграции, так и то, которое в трудные годы было сохранено здесь, в России.

Велико и прекрасно духовное богатство нашего народа и венчают его два слова - Святая Русь.

Этой Святой Руси мы должны служить, как служили ей наши святые: святители, князья, преподобные и праведные миряне. Но не только святые могут служить Святой Руси. Служат ей и "маленькие люди", - кто пением, участием в богослужении и работой при храмах, кто помощью бедным и подобными делами милосердия, кто обучением и воспитанием подрастающего поколения в духе нашего народа, кто никому неведомой молитвой о родной земле и ее чадах. И служить Святой Руси призваны все мы. Вот почему личная нравственная и духовная распущенность не есть только личное дело согрешающего - это есть поступок против духа нашего отечества. Вот почему духовное бодрствование, совершение добрых дел и смиренное несение своего жизненного креста есть не только личное дело спасения, но и дело укрепления и обогащения духа Святой Руси.

К этому великому делу зовут всех нас своим личным примером святые, в Земле нашей Российской просиявшие. К этому делу зовет всех нас наша Родина. К этому делу призвал нас Господь!..»

Из приветствия участникам Конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге, 2006 год
 


«Быть верующим - значит исповедовать веру свою делами любви к Богу и ближним... В вере - все блаженство христианина. Приобрести веру - уже само по себе есть сокровище: веровать в милость Божию человек не может иначе, как только при решении служить не себе, а Богу и ближнему. Любовь к другим начинается верой в то, что они способны к покаянию и ответной любви. Веря людям и проникаясь любовью к ним, мы во всей полноте выражаем нашу веру в Бога. "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец", - говорит апостол Иоанн Богослов...


Наши предки передали нам любовь к отечественным святым и святыням - эти святыни не просто памятные места прошлого. Они связаны с судьбой живых людей и сейчас, как и прежде, в России народ Божий жертвенно, с верой и любовью восстанавливает эти святыни, строит храмы и монастыри, стремится в своей жизни следовать стопам празднуемых ныне святых.

Наша любовь не может быть обращена лишь к прошлому - она должна быть живой и действенной именно в настоящем, в том самом времени и месте, куда Господь нас поставил служить Ему и другим.

Дорогие о Господе отцы, братие, сестры и дети, перед нами трудный и тернистый путь утверждения и укрепления церковного единства посредством исповедания нашей веры - претворения ее в добрые дела и поступки, воплощения в жизнь заветов наших святых предков, строивших наше Отечество и призывавших к служению Богу и своему народу. Господь призывает нас к вечной жизни, где царствуют Его мир и Его любовь. Но, чтобы войти в эту блаженную жизнь, мы должны здесь, на земле, достигнуть единства, понимания, доверия, братства и любви ко всем людям...

Пусть не боятся ни сомневающиеся в решениях Священноначалия, ни ушедшие от Церкви, помня, что крепкая и всесильная десница Божия направляет нас, охраняя от всех бед и опасностей...


Помолимся, возлюбленные о Господе пастыри и чада Русской Зарубежной Церкви, всем празднуемым ныне святым, которые веру во Христа в сей своей жизни соделали любовью и подвигом, чтобы их молитвами мы все победили одолевающий нас грех и наследовали вечно-блаженную жизнь. Аминь».

Из послания к празднику Всех Святых, в земле Российской просиявших, 2006 год

 

«Молодежь - это не только наше будущее, это наше настоящее. Молодежь заслуживает нашего особого внимания в силу того, что призвана открывать новые пути для распространения евангельских заветов. Без нее мы в современном обществе, вместо того чтобы продвигаться, не сдвинулись бы с мертвой точки. А если мы привлечем и объединим молодежь, особенно ту, которая горит любовью к Богу и желанием служить Церкви и Отечеству, то будем способны на великие дела ради Церкви, Православия и нашей многострадальной Родины...

Молодежь - надежда государства и украшение Церкви. В религиозно-нравственном воспитании молодежи заинтересованы семья, государство и Церковь для того, чтобы указать верные пути к осуществлению идеалов человеческого духа. Молодежь - это наша смена; это будущие строители не только лично-семейной, но и социально-государственной жизни. Семья, школа, общество, государство и, особенно, Церковь должны позаботиться о создании здоровой и благоприятной атмосферы для духовно-нравственного воспитания молодежи, а для этого требуется культивирование ее воли в сторону добра. Основное правило святоотеческой педагогики хорошо выразил великий учитель Церкви Ориген: «не учить ничему такому, чего он (воспитатель) сам не старался бы осуществить в своей собственной жизни, чтобы влиять на учеников сколько словом, столько же и примером»...

В наших зарубежных условиях Церковь всегда была тем стержнем, вокруг которого строилась наша жизнь. Церковь поддерживала русские благотворительные, культурно-общественные, молодежные, спортивные и другие организации. Церковь создавала сеть русских церковно-приходских школ и привлекала детей к деятельному участию в церковной жизни в качестве алтарных прислужников, чтецов и певцов. Ежегодно проводятся съезды для молодежи по разной тематике - как епархиальные, так и всезарубежные. Устраиваются паломничества, церковно-певческие конференции и т. д. Результаты всей этой работы очевидны: молодежь, близкая Церкви уже в четвертом поколении, сохранила свою веру, свою русскость и свой язык. Один ныне покойный батюшка Русской Зарубежной Церкви, бывший священником в Шанхае у святителя Иоанна (Максимовича), а потом и в Харбине, и в Австралии, молодых людей всегда наставлял так: «Если вы будете участвовать в церковной жизни, к примеру, петь в хоре или прислуживать, принимать участие в работе прицерковного братства или сестричества, вы никогда не будете отставать в русском языке, будете хорошо говорить по-русски и никогда не отойдете от Церкви».

Невзирая на то, что у нас существуют и процветают русские прицерковные школы, мы недостаточно выходим к людям, к подрастающему поколению. Мы должны преподносить им Православие так, чтобы оно им было понятно. Люди приходят на службы и мало что понимают. Это относится как к богослужебному языку, так и к ходу богослужения. А необходимо все разъяснять: что такое облачение, почему священник так благословляет, почему говорит такие-то возгласы, почему то-то и то-то делается во время богослужения. И по личному опыту могу сказать, что это действует - у людей возникает интерес. Они задают больше вопросов, больше начинают читать и стоят в церкви уже осмысленно. Мы всегда должны помнить, что богослужение является духовной школой. Оно дается нам не только для молитвы, но имеет огромное воспитательное значение. Мы всему обучаемся во время богослужения: и церковной истории, и житиям святых, Священному Преданию, Священному Писанию. Все это познается нами в «училище благочестия», как любил называть храм Божий святитель Тихон Задонский. Мы должны больше разъяснять, что происходит во время службы, тогда это сохранит людей в Церкви, и они начнут видеть всю красоту, все духовное богатство православного богослужения. Они начнут на самом деле участвовать, а не быть просто наблюдателями.

У нас молодежь разнородная: есть молодые люди русского происхождения, воспитанные в русском православном духе, есть такие, которые русского происхождения, но воспитаны так не были и позже пришли к Церкви. Кто-то приехал из России нецерковным и здесь, за рубежом, воцерковился, найдя в наших храмах кусочек Родины на чужбине. Есть и местные жители, разными путями пришедшие к Православию, которые активно участвуют в церковной жизни.

Наша Церковь должна работать с молодежью, воспитанной столь неодинаково. Задача интересная и в то же время очень сложная. Притом именно таким образом мы сможем выполнить одну из своих миссий - передать наследие, полученное от наших русских предков. Они, выехав из России, сохранили вне ее пределов дореволюционную Русь, ее наследие, которого многие были лишены на нашей Родине. И перед нами уникальная задача - передать русское православное наследие всему миру. К этому мы и стремимся.

Ассимиляция - одна из основных проблем молодежи, так как она грозит отдалением от Церкви. Православие и «русскость» сохраняются только при Церкви. Опытным путем доказано, что без нее невозможно сохранить ни веру, ни язык, ни культуру. И если у нас молодой человек считает себя русским, то он по всей вероятности церковный человек, принимает участие в приходской жизни. Ассимиляция остается большой проблемой, потому что нам приходится жить в условиях инославной и иноверной среды, секулярного общества, которое преподносит другое мировоззрение, и преподносит очень заманчиво. Из-за этого родителям часто бывает трудно воспитывать детей «по-русски» и не допускать влияния секулярного западного воспитания. В Америке и вообще на Западе проповедуется комфорт, эгоизм. Чрезвычайно распространены, например, наркомания, пьянство, внебрачные связи. Все это проповедуется и позволяется как нечто естественное. Очень трудно противостоять этому влиянию, потому что подобный стиль жизни, подобное мировоззрение усиленно насаждаются нашим обществом. Эти искушения действительно обуревают нашу молодежь. Но если у них есть русские православные друзья и вообще православные друзья, с которыми они общаются, если у них есть добрые, хорошие руководители, с которыми они могут откровенно делиться своими переживаниями, своими мыслями, то тогда можно ожидать, что они сохранят веру и не отступят от заповедей Божиих.

Посему самое главное - чтобы у молодежи были люди, которые подают пример доброй жизни, пример любви и которые могут говорить с ней на ее языке, понимать ее, отвечать на вопросы и просто посвящать ей время. Это очень важно, потому что мы тем, что работаем с молодежью, общаемся с ней, даем ей семя, из которого может в будущем получиться добрый плод. Общение я считаю главным. Мы не должны бояться молодых, и они не должны бояться нас. Работая с молодежью, мы получим больше радости, чем проблем. Если мы будем как можно больше посвящать ей времени и сил, то, конечно, ее мировоззрение постепенно станет православным, и тем самым мы уже противоборствуем этому духу секуляризма в обществе.

В России насаждалось безбожие, и поэтому для нее жизненно необходимы Православие и Церковь. В этом спасение России. У нас с отпадением от Церкви связана именно ассимиляция. Если русский человек становится или американцем, или французом, или австралийцем, он обычно отпадает от Церкви. А наша культура вся пропитана духовностью Святой Руси, Православием, поэтому мы стараемся воспитывать нашу молодежь в русских школах при наших приходах, чтобы они оставались православными. В России такой проблемы нет, потому что русские остаются русскими, несмотря на западное влияние. И главное - передавать веру, совершать некое «апостольское хождение в народ», как писал святитель Феофан Затворник, и открывать молодежи свет Православия. У нас же двоякая задача: преподавать молодым не только Православие, но и нашу культуру, иначе они не остаются в Церкви, и их, следовательно, постигают многие беды и напасти.

Конечно, много различных влияний воздействуют на молодые души, и Церкви нужно их преодолевать, но и отношение: «они к нам не идут», «нами не интересуются», «они нам и не нужны» - совершенно неприемлемо. Дорогие сопастыри, все работники на Ниве Христовой и общественные деятели! Будем настойчиво и целеустремленно, с любовью, терпением и пониманием служить молодежи, прививая ей любовь к Православию и идеалам нашей Родины, обеспечивая таким образом не только наше светлое будущее, но и сохраняя и преумножая наше настоящее».

Из выступления на открытии XII Всемирного Русского Народного Собора, 2008 год

 

«В сегодняшний день моя душа и сердце исполнены духовной радости, духовной милости, милости Божией. Мне радостно каждый раз бывать на святой Русской земле. Для меня это Святая Земля. Радостно, когда я имею возможность послужить с архипастырями, пастырями и с паствой, молиться Богу и сподобиться великой милости Божией - принять Христовы тайны здесь, на этой святой земле.

Я сам из Карпат. Именно оттуда пошли славяне. И нас так воспитали, что к России, к Русской земле у нас отношение было как к Святой Земле. Я близко принимаю в сердце возможность посещения, молитвы, братского общения, и прошу ваших святых молитв, чтобы Господь дал нам благословение и милость Свою в этой жизни, а главное, чтобы сподобил нас унаследовать новую жизнь в Царстве Своем, сподобил нас пребывать вместе со святыми, особенно с новомучениками и исповедниками Российскими, которые пострадали и обильно полили своей кровью нашу Русскую землю».

Из слова после Божественной литургии в Сретенском монастыре, 2008 год

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале