Великий пост в Греции

Как постятся великим постом греки? Все очень просто: тот, кто соблюдает пост, тот постится по Уставу Христианской, Восточной, Апостольской, Православной Церкви, не отклоняясь от всех его предписаний. Что это значит? Это значит, что нужно открыть Типикон и внимательно его прочитать, вернее те главы, где говориться о Четыредесятнице и Великой, Страстной Неделе. А теперь по существу.
 Пасха для греков ― очень важное событие 

Начнем с того, что Великий Пост и, в особенности, Пасха для греков в своем подавляющем большинстве очень важное событие. Эта традиция бережно сохраняется как в личной, так и общественной памяти. Конечно, образцом и показателем глубины понимания и ведения поста являются монастыри, где все подробности Устава соблюдаются до мелочей.

Пожалуй, подготовительные три недели перед началом Великого Поста, мало чем отличаются от русской традиции. Хотя стоит заметить, что, конечно же, блинов греки не пекут и не устраивают широкой Масленицы вообще. Единственное, в последние лет 10-15 обществу практически насильно прививают культ карнавалов. К сожалению, тихо-тихо эта западная, католическая традиция закрепилась у молодежи, но не настолько пока, чтобы приняла всегреческий масштаб гуляний.

Заговенье на мясо у греков происходит не в предпоследнее воскресенье перед постом, как у нас, а в четверг мясопустной недели, так называемое цикнопемпти, или по-русски: мясной четверг. Хотя мясо едят еще до воскресенья включительно, зато не болят животы в понедельник масленой недели и не нужно, потом ломать голову, что делать с остатками мясной пищи? Есть еще одна особенность в Греции: в первый понедельник первой седмицы, здесь устраивают настоящий всеобщий праздник. Этот день в Греции официально выходной. Большинство проводит этот праздник по-праздничному. Устраиваются гуляния, запускаются бумажные змеи, все выходят на прогулку, на природу и, к сожалению, устраиваются постные, но обильные столы.

Аскетичность начала Великого поста сохраняется лишь в монастырях, которые закрываются наглухо в эти дни 

В храмах нет таких продолжительных служб и стояний, как в России. Хотя строгие и долгие богослужения, аскетичность начала Великого поста и являются византийской традицией, но сохраняется эта традиция лишь в монастырях, которые, в свою очередь закрываются наглухо свои врата в эти дни. Иноки ни с кем не беседуют, хранят полное молчание. Врата монастырей открывают лишь на время службы и, немедленно, по окончании богослужения эти врата обители вновь наглухо закрывают. Однако такие гуляния в первый день великого поста, раньше никогда не устраивались, но за последние пару-тройку десятилетий, приобрели в Греции всеобщий характер.

В храмах нет и нам столь привычного совершения Великого Канона прп. Андрея Критского. Вернее, нет такого торжества его совершения на первой неделе, но на пятой неделе, как и положено весь Канон поется на распев. Однако, такой значимости как у нас, для греков он не имеет. Куда серьезней дело обстоит с Акафистом Божией Матери, который поется каждую пятницу. Сначала вычитывается по одной трети с первой по четвертую недели, а затем на пятой полностью. Причем значение этого богослужения огромное, даже значительнее, чем для нас чтение Великого Канона. Объясняется это совершенно просто. Дело в том, что пение Акафиста совершается в пятницу вечером, когда люди после трудовой недели, не отягощенные предстоящим рабочим днем, с удовольствием посвящают свое время перед выходными, посещению потрясающего богослужения, с торжественным исполнением гимна Божией Матери.

Те, кто держит пост от начала до конца, в монастыре, или в миру, держат его по всей строгости. То есть сухоядение на первой недели от понедельника до субботы, а некоторые держат и так называемый триднев, то есть без еды и воды первые три дня, а в монастырях иноки выдерживают и пятиднев на первой седмице, лишь причащаясь Святых Таин в среду и пятницу. В остальные дни последующих недель – постная, растительная еда без добавления растительного масла, кроме субботы и воскресенья. Исключение составляют лишь значимые праздничные дни, например, сорока мучеников Севастийских. Зато в дни, когда можно вкушать масло, могут готовиться морепродукты. Например, кальмары, осьминоги, креветки, каракатицы, так как, по афонскому уставу, эти морепродукты считаются морскими растениями, потому что у них нет крови. Рыба исключена вообще, кроме праздника Благовещения Богородицы, который совпадает с национальным праздником Греции, днем Независимости. Кстати, на Вербное Воскресение рыбу в Греции не едят, хотя есть выбор: либо на Благовещение, либо на Вербное, но не оба раза, как у нас, в России, а лишь один раз позволено вкушать рыбу великим постом, как утешение для говеющих.

Подавляющее же большинство все-таки оставляют себе на соблюдение поста лишь последнюю, Страстную Неделю, а некоторая часть еще заставляют себя поститься и первую неделю поста, либо одну из недель, по выбору, но тогда они говеют по-настоящему.

На Страстной неделе греки набиваются в храмы, где становятся действующими лицами христианской Латрии 

Апогеем великого поста в Греции является, конечно же, Великая и Страстная неделя. Вот где разворачивается настоящая евангельская история повествования о Страстях Христовых. Люди набиваются в храмы на богослужения, где становятся не только зрителями и слушателями, но и действующими лицами христианской Латрии. Великий Четверг уже сокращенный рабочий день, а с Великой Пятницы до вторника Светлой Недели официальные выходные.

Школьники отдыхают и Страстную и Светлую Недели целиком. Храмы в эти дни практически открыты круглосуточно, особенно в Великую пятницу. Еще очень важным моментом греческого отношения к событию Христовой Пасхи является причащение всех присутствующих Святых Таин на литургии праздника Пасхи. Что, к сожалению, не всегда можно наблюдать в некоторых храмах в России, где подчас на этот величайший праздник могут вообще никого не причастить, что является безусловным нарушением христианской Латрии и обессмысливает как ведение и соблюдение всего великого поста, так и присутствие на пасхальной службе вообще.

Окончание же великого поста в Греции, встречается с сильным южным, средиземноморским акцентом. С возгласами: «Христос Воскресе», небо буквально лопается от оглушительного звона всех колоколов, взрывом неисчислимого количества петард и пиротехники, получившие невероятное распространение в последние годы. Раньше все заканчивалось лишь ружейными выстрелами в воздух, но в последнее время грохот на Пасху стоит такой, что неслышно никого и ничего; такое впечатление, что ад раскололся напополам. А наутро Светлого Христова Воскресения, по местной традиции, каждая семья занимается тем, что глава семейства, с раннего утра, крутит на вертеле барана, или ягненка. Все ходят, целыми семьями по гостям, христосуются, и обязательно несут часть жареного барана другу в гости, где неукоснительно, на семейном совете, будет вынесен бескомпромиссный вердикт о кулинарных способностях хозяина дома.

СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ!

Афины. Греция. 2011 г.

Впервые опубликовано 22 апреля 2011 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале