Праздник ожидания Христа

Митрополит Антоний Сурожский в одной из проповедей назвал праздник Входа Господня в Иерусалим «одним из самых трагических праздников церковного года». Трагизм этот состоит в том, что Мессия, так долго и напряженно, порой нетерпеливо, жданный Своим народом и, казалось бы, узнанный и признанный им, мирно и с энтузиазмом встреченный ликующей народной толпой, через несколько дней ею же был со злобой отвергнут. Общенародная «осанна!» очень скоро сменилась общенародным «распни Его!» Христос не оправдал мессианских ожиданий Своего народа: эти ожидания оказались слишком политическими. Царь-Мессия был отвергнут теми, к кому пришел – в этом трагедия праздника.

Этот вход, а точнее, торжественный въезд Мессии в Иерусалим церковная традиция предписывает нам вспоминать ежегодно. Царю Израиля, Сыну Давидову мы, собранная из всех народов Церковь Его, ежегодно восклицаем «осанна!», ежегодно благословляем «грядущего во имя Господне». В этом духовном восторге мы присоединяемся к той древней толпе, к непосредственным участникам евангельских событий. Но оправдает ли Христос теперь уже наши ожидания? Такой вопрос мы невольно задаем себе, празднуя это событие. Чего мы ждем от Христа? Земного благополучия? власти? славы? успеха? Не слишком ли порой земные наши христианские надежды? «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:19), - предупреждает нас апостольское слово.

Christus regnat! Христос царствует! – таким был девиз древних христиан. За отказ отречься от Его Царства и Его власти христиане шли на лютую смерть, становились мучениками, свидетельствуя верность Христу ценой своей жизни. Их опыт красноречиво говорит нам: над христианами, признавшими над собою власть Мессии-Царя, властвуют уже не цари и императоры, не парламенты и президенты, а Господь Иисус Христос. «Мы боимся Бога, а не проконсула», - восклицали древние христианские мученики во время судебных процессов над ними.

В нашей церковной общине в Лиссабоне сложилась традиция освящать пальмовые и оливковые ветви прямо перед началом праздничной литургии, непосредственно перед возгласом «Благословенно Царство». С этими ветвями верующие стоят всю службу, с ними же подходят причащаться. Весь храм наполнен этими колышущимися и шелестящими ветвями, как когда-то были заполнены ими узкие иерусалимские улицы. Что хотим мы выразить этим? Преданность Царю-Христу. Что провозглашаем? Его суверенную власть над нами, христианами.

  Но Церковь живет не только воспоминаниями о прошлом. Живет она и ожиданием будущего. Историческое бытие Церкви – между двумя пришествиями своего Царя и Господа: она вспоминает о первом и готовится ко второму. Праздником Входа Господня в Иерусалим мы выражаем это наше эсхатологическое ожидание – ожидание Второго пришествия Христа. Мы не знаем, когда Он вернется, но мы Его ждем! Мы всегда должны быть готовы Его встретить, и литургически эта готовность, это ожидание выражаются нами именно этим праздником. Больше, чем каким бы то ни было другим.

У этого праздника много названий. В северных странах, там, где не растут пальмы и где вместо пальмовых ветвей используют цветущие ветки вербы, называют этот праздник Вербным воскресеньем. В южных странах более распространено название Неделя Ваий или Цветоносная неделя. Португальцы зовут его Domingo de Ramos – Воскресенье (пальмовых) ветвей.

В этом году мы, православные христиане, празднуем Пасху вместе с римо-католиками, поэтому в день Входа Господня в Иерусалим пальмовыми ветвями украсятся не только наши, но и их храмы, а по улицам многих городов и деревень пройдут праздничные церковные процессии, часто сопровождаемые игрой на духовых инструментах.

  Из всех праздников Входа Господня в Иерусалим больше всего мне запомнился праздник 2003-го года. В то время я был настоятелем мадридского прихода и лишь раз в месяц мог приезжать в Лиссабон, где у здешней, только что возникшей общины не было еще постоянного помещения и служили мы где придется: в болгарском посольстве, в часовне торгового центра, просто по квартирам. Или, как в 2003-м – в женском монастыре Convento dos Cardaes. Был у нас тогда уже и первый оглашенный – украинец Геннадий. Поскольку на Страстную седмицу и на Пасху мне нужно было служить в Мадриде, то крестить Геннадия решено было не в Великую Субботу, как это у нас сейчас, а раньше – в праздник Входа Господня в Иерусалим. Да вот незадача – до океана из женского монастыря не дойти, а в самом монастыре нет купели для взрослых. Что же делать? После совершения праздничной утрени и освящения ваий выходим на улицу и идем несанкционированным крестным ходом, с ветвями и пением антифонов к расположенному поблизости парку. Карабкаемся вверх по мощеной улице Seculo, блокируя движение автомобилей, которых, к счастью, воскресным утром немного, заходим в парк и я крещу Геннадия в одном из огромных парковых фонтанов (за год до этого, на Великую Субботу 2002-го точно так же в одном из мадридских парков довелось крестить двух оглашенных из российского посольства, так что некоторый опыт уже был). Одеваем новокрещеного в крещальную рубаху и возвращаемся, входим малым входом в храм и продолжаем крещальную литургию. Сейчас Геннадий по-прежнему живет в Лиссабоне, работает на стройке крановщиком, весьма активный прихожанин.

 Страстная седмица – самый литургически и духовно интенсивный период церковного календаря. В эти святые и трепетные дни нас вводит праздник Входа Господня в Иерусалим. Митрополит Антоний прав, это трагический праздник. Но он же – и праздник надежды. Из года в год этот день заставляет нас задавать себе одни и те же вопросы: готов ли я быть со Христом всегда, при любых обстоятельствах? Предан ли я Ему безусловно и до конца? Останусь ли верным Ему, когда начнут предавать другие? Готов ли ждать Его, когда другие уже не ждут? Все вопросы можно свести в один: жива ли моя христианская надежда?

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале