Миссионерская поездка - только за!

Мы уже упоминали о том, что этим летом в ставшую привычной за несколько лет поездку в подмосковное село Колычево молодёжь из прихода храма святой мученицы Татианы при МГУ поехала в необычном составе. В этом году к нам присоединились ребята из Америки и Австралии, чьи прабабушки и прадедушки эмигрировали из России в XX веке.

Они говорят по-русски с приметным акцентом, но считают Россию своей «настоящей» родиной, несмотря на то, что родились заграницей. И татьянинцы, и  иностранные гости поездку представляли себе одинаково - мы едем не просто sightseeing[1], мы едем миссионерствовать.

Глаголом жги сердца людей

Простите, что делать? - осведомилась я, услышав незнакомое слово. Автор сего материала в миссионерскую поездку с родным приходом отправлялся в первый раз.

Разъяснение не заставило себя ждать: помогли и поддержали напутственным словом старшие товарищи, сказав, что от миссионерских поездок «ещё никто не умирал».

Миссионерская поездка по большей части состоит из концертов, на которых исполняются духовные и светские песнопения с небольшими речевыми вставками. Мы попутно учимся говорить с людьми о Православии. Учимся, потому что, как правило, большинство из нас не владеет ораторским искусством профессионально.

В широком понимании миссионерствовать значит знакомить людей с православной верой, которая для тебя самого не так давно стала неотъемлемой частью бытия, делиться пусть и небольшим, но всё же опытом жизни в Церкви. Главное - не навязывая своей позиции, выбор остаётся за слушателем. Кто знает, может быть, чья-то ищущая душа после наших «немощных» объяснений найдёт свой путь к Богу?

Миссионерствовать не значит «читать лекцию на тему...». Даже самый заинтересованный и терпеливый слушатель рано или поздно сбежит из зала, если  в течение часа группа молодых людей во главе со священнослужителями будет рассказывать ему о том, почему православие - религия радости.

Миссионеры - не просто группа молодых людей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах, но, прежде всего, православные христиане (что непреложно и обязательно), а теперь ещё просветители, толмачи и вестники с разных концов земли.

Проще говоря, мы были призваны рассказать простым людям, проживающим преимущественно в сельской местности, о православной вере.

Конечно, без опытных руководителей и предварительной подготовки ничего толкового о том, что стало родным не расскажешь: чтобы восполнить пробелы в наших скудных знаниях, настоятель храма святой мученицы Татианы отец Максим организовал занятия, где юные миссионеры постигали основы православия и учились говорить перед аудиторией, словом, готовились к исполнению ответственного долга, о котором до того не имели ни малейшего представления.

Эта история началась ясным летним утром.

Поехали!

Мы встретились на первом этаже храма святой мученицы Татианы. Возглавлял группу молодёжи из РПЦЗ отец Алексей Котар, приехавший из Сиэтла (США) со своими детьми - Гришей, Тасей (Анастасией) и Лизой. Отец Алексий для нас был загадочный «заокеанский» батюшка, к которому мы поначалу боялись подойти, а потом дружно в него «влюбились» (естественно, в разумных пределах). Татьянинцы признали отца Алексия «своим» и в конце поездки не хотели отпускать домой.

Также к нам прибыли прекрасно поющий американский регент (а мы-то думали одной Вари будет достаточно) Николай из Сан-Франциско, никогда не перестающий шутить Петя с типичной русской фамилией Волков из Нью-Йорка и брат с сестрой из Сиднея - Катя и Саша Барлоу. Во главе русской части группы был наш настоятель отец Максим, а в Колычево нас ждала настоятельница Казанского женского монастыря матушка Мария.

Если наше «начальство» быстро поладило друг с другом, то с юными миссионерами дела обстояли сложнее: мы немного стеснялись. Так мы держались в стороне друг от друга, не зная, что, а главное как говорить, - поймут ли? У меня сложилось впечатление, что к нам прилетели инопланетяне.

Начальство тут же взяло ситуацию под контроль: краткое знакомство друг с другом и с расписанием поездки произошло в большой трапезной. Затем мы двинулись к автобусу, у которого внезапно разрядился аккумулятор. Не беда, зарядим! После небольшой фотосъёмки на фоне храма и журфака, мы, как настоящие Гагарины, поехали.

Примечание. В автобусе два регента сели рядом совершенно случайно, что вызвало дружеский смех и всеобщую радость. Кажется, можем начинать репетировать!

Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...

Итак, юные миссионеры в новом составе прямиком из Москвы прибыли в Казанский Колычевский женский монастырь (Егорьевский район, Московская область). Вокруг - поля, русский простор!. А в самом монастыре - маленький келейный корпус, огромная колокольня без колоколов, из которой растёт рябина, не менее огромный храм (без окон-дверей-росписей-иконостаса... но в нем служат!), а за дощатым забором - психоневрологический интернат. Половина колокольни принадлежит ему (и ему же нынче принадлежит изрядная часть бывшей монастырской территории).

В монастыре, помимо настоятельницы - ещё две монахини и две послушницы. Насельницы восстанавливают монастырь своими силами и живут почти весь год одни в самом близком соседстве с обеспечиваемыми интерната.

Прибытие 26 человек для монастыря - ощутимое приобретение. И в плане рабочей силы, и в плане децибел, уровень которых точно определить невозможно.

Слава Богу, место нашлось для всех - в тесноте да не в обиде.

Ни дня миссионеры не сидят без дела. С утра поём и молимся на Божественной Литургии (а значит ранний подъём входит в привычку, и не дай Бог кто-нибудь опоздает), вечером -на Всенощных, а те, кто не поют, трудятся по хозяйственной части. Мы по очереди несли послушание на кухне, помогали в обустройстве обители, а к концу недели наши молодые люди помогли установить в большом Казанском храме деревянный иконостас. Надеюсь, в следующем году поможем его расписывать.

Каждый день, помимо пения на богослужениях, миссионеры гастролируют. Вернее, выступают с концертами в домах престарелых, психоневрологических интернатах, детских учреждениях, в воинских частях и даже в следственном изоляторе. Завершал миссионерскую поездку большой концерт в Егорьевском Доме Культуры имени Конина.

С нашими американскими и австралийскими друзьями мы действительно «спелись», хотя далеко не всегда и не всё получалось: тут слова забыли, там спели мимо нот. Но благодарный зритель, как нам кажется, оценил наши старания. Нас встречали по-разному, кто-то слушал более, кто-то менее внимательно, но недовольных, уходящих и, тем более, ушедших безвозвратно замечено не было. После завершения концертов многие зрители подходили к нам, чтобы просто пообщаться, что-то спросить у клириков, поговорить по душам. Ну, и конечно - куда же без этого! - сфотографироваться на память.

Перед концертами поющие миссионеры обязательно приходят на спевки: репетиции назначаются до отбоя и после, всеобщие и келейные, бывают репетиции в автобусе по пути на концерт. И напоследок - песни для души, которые почему-то сами собой совпадают с миссионерской концертной программой. В автобусе выяснилось, что даже люди, не знающие музыкальной грамоты, умеют петь. Наш маленький очумелый кружок решено было назвать «хором неудачниц», поскольку в него входили исключительно девушки, которые пели даже когда помогали на кухне и мыли полы.

«Лишь теперь мне понятно стало, что всему наступают сроки...»

Но если миссионерская поездка включает в себя столько событий, то почему миссионеры-татьянинцы вот уже который год возвращаются из Колычёво не уставшими и унылыми, а бодрыми, загоревшими, а главное - счастливыми? Истина, как известно, бродит где-то рядом.

Как не быть счастливым, когда тебя окружают больше, чем единомышленники? Как не веселится, когда вы молоды, полны сил и желания изменить мир? На ближайшие десять дней у вас одна миссия - не только помогать и просвещать других, но и бороться со своими грехами и немощами.

Плотный график выступлений очень дисциплинирует: каждый день по концерту плюс богослужения. На третий-четвёртый день чувствуется усталость конечностей и голосовых связок, но к концу поездки начинаешь понимать, что это лишь мелочи по сравнению с главным.

А главным, пожалуй, можно назвать внутреннее единство. Ты привязываешься к людям, как к родным, даже если вы раньше никогда не общались. Ты всё время учишься: учишься терпению и прощению ошибок, учишься не думать о себе, когда надо помочь ближнему. Ты не один. Если что-то случится, к тебе на помощь придут всей группой. И тогда самые дальние станут ближними, как последние станут первыми. Разве это не чудо?

Как известно, один в поле не воин. Бороться самому с собой трудно, но никто за тебя этого не сделает. Как показала практика, миссионерская поездка и в этом смысле объединяет. На утреннее и вечернее правило приходим все, как один. Ко Святому Причастию вместе готовиться легче: каноны не кажутся огромными и читать их не так тяжко. Утром хочется поспать лишние 15 минут - ан-нет, стыдно самому себе сделать поблажку! Вроде бы и хочется перекусить перед Литургией («я сегодня не причащаюсь, значит мне можно»), а сосед по комнате говеет вовсю. Как вкушать пищу у него на глазах? Не прятаться же, в самом деле, под стол. Тем более что не от Бога - от себя прячешься. Хочешь - не хочешь, а переборешь себя, чтобы ближнего не ввести в искушение.

Или очередной концерт на носу, у тебя второй день голоса нет, связки уже не смыкаются, а регент созывает поющих на двухчасовую репетицию перед отбоем...

В полудрёме взойти по лестнице до трапезной (место проведения спевок - прим. автора) - нет, не взойти, всползти на второй этаж... Господи, кому это нужно?

Но тут понимаешь: нельзя роптать, и так слишком много мы оставляем на попечение других, живём по принципу «пусть они сделают, а я как-нибудь потом помогу». И придёшь на репетицию. На своих ногах придёшь, даже не ради себя любимого, а чтобы концерт и настроение людям не испортить. Не для себя стараешься - для людей, стареешься не столько для товарищей, сколько для тех, кого утешить некому, от кого самые близкие отвернулись. Одиноким людям поддержка всего нужнее.

Наконец, свободное время. Оно в миссионерской поездке тоже бывает. Свободное время хочется потратить на себя любимого: погулять, полежать на кровати (а кому на раскладушке или на матрасе), почитать в конце концов - тоже богоугодное дело. Но как тут лежать, когда на кухне стоит немытая посуда, во дворе - горы строительного мусора и иконостас некому собрать и в алтаре установить? Монастырь-то женский...

Тунеядцев за всё время поездки замечено не было. Всем миром помогаем, всем миром Господу молимся, и Господь незримо споспешествует, ведёт по дорогам земного бытия. Всем помогает: и русским, и американцам, и австралийцам.

И нет никакой политики, и нет между нами преград, которые сильные мира сего в сердцах понастроили. Мы, простые студенты, прихожане православных храмов, за десять дней миссионерской поездки перечеркнули политические стереотипы. Об отношениях России и США даже упоминать не хотелось - слишком большая рана для обеих сторон. Что мы можем ответить миру? Мы в Боге едины, у нас вера одна - чего же боле?

Прощаться с друзьями из Зарубежья было и трудно, и больно. Мы расставались как будто навек... Когда ещё Господь сподобит увидеться? Татьянинцы шутливо намекнули американцам: «Сначала вы к нам, а теперь и мы к вам». Прибудем всем миссионерским составом путешествовать с концертами по Америке.

Между нами теперь километры и мили, страны и континенты, моря и океаны, часовые пояса...Мы пишем друг другу из завтрашнего дня во вчерашний и наоборот, а в настоящем всё ёщё живём нашей летней миссионерской поездкой, ведь для дружбы, так же, как и для любви, не существует ни времени, ни пространства.



[1] Sightseeing (англ.) - осматривать достопримечательности

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале