Псалтирь в богослужении Великого поста

За продолжительным богослужением будних дней Великого поста исполняются глубоко проникновенные гимнографические тексты Постной Триоди, вновь и вновь повторяется удивительная по своему покаянному настроению молитва преподобного Ефрема Сирина, без которой уже невозможно представить никакой великопостной службы. Звучат особые напевы, характерные только для святой Четыредесятницы, и все же большую часть служб этих дней составляет последовательное чтение одной и той же книги Ветхого Завета - Псалтирь.

Ни одна другая книга не только Ветхого, но и Нового Завета не используется в православном богослужении в таком объеме и с такой периодичностью, как Псалтирь. Богослужение Православной Церкви буквально просто пронизано Псалтирью: те или иные псалмы или отрывки из них – непременная  частью любого богослужения. К тому же, многие богослужебные тексты связаны с Псалтирью генетически.

 Богослужебной устав предполагает, что, за исключением Светлой седмицы, Псалтирь полностью прочитывается за богослужением в течение недели. Великим постом в течение недели Псалтирь прочитывают дважды.

 Такое особое положение Книги Хвалений (так дословно переводится название Псалтири, принятое в еврейской традиции), конечно же, не случайно. Псалмы содержат в себе все основные темы прочих книг Ветхого и Нового Заветов, из-за чего Псалтирь иногда называют «малой Библией». По словам святителя Василия Великого, «книга Псалмов объемлет всё, что представляют собой все другие Священные Книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память некогда бывшее, и дает законы для жизни и правила для деятельности».

 Библейские темы изложены в Псалтири поэтическим образом, благодаря чему она особенно сильно воздействует не только на  разум человека, но и на его сердце.

 Святитель Афанасий Великий, отмечает, что псалмопевцы «излагают свою речь как бы от лица читателей, сливая свою душу с душой и сердцем читателей. От этого происходит то, что читающий и поющий псалмы читает и поет не чужое, а свое, сказанное от себя и о себе».

 Это удивительное свойство Давидовых псалмов было замечено еще до Рождества Христова, когда Псалтирь занимала одно из ведущих мест и в храмовом, и в синагогальном богослужении Ветхого Израиля. Для каждого еврея псалмы с самых ранних лет были неотъемлемой частью религиозной жизни: их пели утром и вечером, в будние дни и праздники, в горе и в радости. По Псалтири учились молиться, из псалмов получали назидание, вразумление, обличение, утешение. Сам Господь Иисус Христос молится словами псалмопевцев, обличал ими фарисеев, учил апостолов и призывал Своих учеников всмотреться в пророчества псалмов о Нем (Лк. 24,44), наряду со свидетельствами закона (Пятикнижия Моисеева) и пророков (пророческих книг Ветхого Завета). Обращение к Псалтири Господа  - недвусмысленное подтверждение неоспоримого авторитета Книги Хвалений для всех христиан. Апостолы Христовы на протяжении всего своего служения не оставляли употребления псалмов, о чем свидетельствует Новозаветные тексты (Иак.5:13, Еф.5:19, Кол.3:16).

 Из-за особого авторитета и удивительной поэтичности Псалтирь стала одним из оснований богослужения Церкви Христовой, которое со временем оно дополнялось разнообразными христианскими гимнами. Интересно, что для монахов в IV–V веках пение или чтение псалмов было преимущественной и почти единственной формой молитвенного служения «Богу, в Троице славимому». Подвижники пропевали всю Псалтирь за сутки. Именно с тех времен последовательное исполнение всех псалмов подряд, без каких бы то ни было исключений, стало неотъемлемой частью православного богослужения.

 Псалтирь -  довольно объемная книга. Все 150 псалмов исполнить за сутки в приходском храме и даже в соборных было бы крайне сложно. Поэтому, следуя желанию «назидаться от Божественных псалмов», Псалтирь разделили на более-менее равные части, которые последовательно исполнялись за богослужением в течение недели.

 Существовали различные традиции деления книги псалмов на части. Современное деление Псалтири на 20 стихословий (или кафизм), а также каждого стихословия на три антифона (или славы), восходит к Палестинской традиции VII-IX веков. Наименование стихословие (от греч. στιχολογία) происходит от способа исполнения, которое был предназначено для Псалтири за богослужением. Стихословить  - значит исполнять по стихам попеременно с кем-либо на определенный распев. Тот факт, что псалмы некогда непременно пелись, а не читались, отражен в наименовании каждой из трех частей стихословия антифоном, которые непременно пелись чаще всего двумя хорами. Из-за этого Псалтирь – единственная книга Библии, исполнению отрывка из которой в богослужении практически никогда не предшествует обозначение наименования этого библейского текста.

 Ввиду того, что кафизмы занимают довольно существенную часть богослужения, песенное их исполнение, в особенности в небольших храмах и монастырях, было крайне затруднительно. Именно поэтому еще в 1551 году Стоглавый собор дозволил кафизмы «не пети, а стихологисати», что понималось как «исполнять единолично на распев». Такая практика вскоре распространилась практически повсеместно.

 В отличие от тех псалмов, которые предназначены преимущественно для молитвы и  которые всегда входят в последования служб суточного богослужебного круга, кафизмы исполняются менее торжественно, ведь целью их исполнения является в первую очередь назидание. Именно поэтому из кафизм не исключаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах, но в другом месте. Исходя из дидактического характера стихословий, во время их исполнения дозволяется сидеть, от чего и происходит их иное название «кафизмы» (от греч. κάθισμα, что в переводе означает «сидение»). По словам известного литругиста начала ХХ века М.Н. Скабаллановича «такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений». Вместе с этим «отдых от усердных молений» должен быть сопряжен с особым вниманием к неповторимой религиозной поэзии Псалтири, которая несет в себе сугубое назидательное начало. Тем более что сам характер поэтики псалмов особый.

В отличие от привычного нам стихосложения, внутренний ритм Псалтири выражен в большей степени смысловыми, а не ритмически средствами. Обильные повторы, смысловые параллели, возвращения, рефрены создают особую «смысловую рифму», которая не теряется даже в переводе псалмов на иные языки. К тому же, многочисленные повторы в Псалтири, по словам митрополита Иллариона (Алфеева), «не бывают механическими, но, как правило, накладываясь на процесс развития основной идеи, дают огромное разнообразие новых подходов и звучаний, каждый раз более богатое, более проникновенное».

Великий пост - не только время сугубого молитвенного делания, но и период внимательных трезвых размышлений о своем духовном пути, на которые так искусно настраивают уже несколько тысячелетий псалмы царя Давида. В связи этим и  было установлено в течение святой Четыредесятницы еженедельно дважды исполнять Псалтирь за богослужением, что позволяет чаще, чем в другое время года, поучаться от «дивных словес божественного псалмовеца».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале