Stabat Mater Перголези — музыка Великого поста

В актовом зале при храме святой Татьяны прозвучало произведение Перголези Stabat Mater в исполнении хора заочного отделения кафедры хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных. Концерт собрал благодарных слушателей и позволил им прикоснуться к миру барочной духовной музыки.

Джованни Баттиста Перголези (1710—1736) прожил всего двадцать шесть лет. Кантату Stabat Mater композитор писал, будучи уже неизлечимо болен: он вносил изменения в партитуру практически до самой смерти.

«Вероятно, в ту эпоху время текло по-другому. Кантата Stabat Mater написана, с нашей сегодняшней точки зрения, молодым человеком: трудно себе представить, как можно достигнуть такой духовной зрелости в этом возрасте. Композиторское дарование Перголези было выдающимся: он не только сумел впитать и усвоить музыкальный язык своего времени, но и обобщить и развить его», — рассказывает дирижер и художественный руководитель хора заочного отделения РАМ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов Александр Соловьев.

Елена Ильина

«Эпоха барокко для современных слушателей ассоциируется, прежде всего, с великими именами Баха и Генделя. Перголези, их младший современник, удивительным образом объединил в своём творчестве величие полифонии и светлую жизнерадостность оперы», — считает дирижер.

Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Автором латинских терцин, повествующих о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди, адвокат (по другим сведениям — францисканский монах).

 

Секвенцию  Stabat Mater можно сопоставить в русской традиции с каноном «на Плач Пресвятой Богородицы», который входит в православное богослужение Великой Пятницы.

Православный канон, где устами Пресвятой Девы повествуется о Её переживаниях у Креста Своего Сына, написан в Х веке Симеоном Логофетом (Симеоном Метафрастом). Католическая секвенция  Stabat Mater более позднего происхождения, она создана в XIII веке. Однако в Западном тексте акцент делается на самом человеке, который пытается сопереживать Богородице, но при этом постоянно оглядывается на себя, на свою греховность, на свое нечувствие. В православной традиции основополагающим является само состояние умиления и молитвы; вот почему латинский текст Stabat Mater и русский канон «на Плач Пресвятой Богородицы» существенно различаются, хотя и посвящены одному и тому же событию. 

 

«Изначально Stabat Mater — поэтическое сочинение, в котором человек пытается прочувствовать и выразить словами то, что испытывала Богородица, глядя на распинаемого Сына. Это и размышления о том, насколько может приблизиться грешный по самой своей природе человек  к пониманию страданий Богоматери, — словом, Stabat Mater — глубокое духовное сочинение», — говорит Александр Соловьев. Во времена Перголези существовала уже целая традиция музыкальных переложений данной секвенции, восходящая к ХV веку (например, сочинение на этот текст есть у Палестрины). Песнопение Stabat Mater исполнялось в день Семи скорбей Богородицы, отмечавшийся 15 сентября, а с 1727 года стало звучать также в Великую пятницу на Страстной неделе.

Александр Соловьев

«Музыка кантаты Перголези обладает тщательно выстроенной драматургией развития и неповторимым внутренним единством, несмотря на внешнее деление кантаты на 13 номеров. Все они написаны в разных музыкальных жанрах, что отнюдь не мешает целостности восприятия музыки. При этом средства выразительности предельно лаконичны», — рассказывает дирижер. «Именно Перголези одним из первых создал Stabat Mater как концертный жанр и поднял его на столь большую высоту. Вот почему впоследствие к тексту Stabat Mater обращались крупнейшие композиторы своего времени — Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пуленк, Пендерецкий».

Перголези изначально писал свое произведение не для хора, а для двух солистов. Однако музыка кантаты настолько понравилась слушателям, что постепенно её стали исполнять католические церковные хоры. «Сегодня существуют разные варианты исполнения, — говорит Александр Соловьев. — В нашей версии участвуют и солисты, и хор. Такая традиция установилась со второй половины ХХ века: наиболее значимые и обобщающие по смыслу номера поет хор, выражающий всеобщее единение. Более личностные номера, арии, выражающие сокровенные переживания, исполняются солистами». На концерте в актовом зале при храме мученицы Татианы 23 марта солистами были Анастасия Привознова (сопрано) и Наталья Николаева (меццо-сопрано).

Анастасия Привознова (сопрано) и Наталья Николаева (меццо-сопрано)

«Stabat Mater Перголези — удивительно ясное и чистое по стилю произведение, одно из тех, в которых закладывались традиции классицизма и романтизма», — рассказывает Александр Соловьев. «Перголези в полной мере владел искусством выражения важнейших для человека переживаний самыми простыми средствами. И чем сегодня его музыка звучит строже, сосредоточеннее, тем лучше. Мы много работали над стилем; в частности, искали совершенно особое качество вибрато: оно в музыке барокко должно быть минимальным, совсем непохожим на вибрато современных оперных певцов; мы стремились добиться очень естественного и теплого звука», — говорит дирижер.

 

В музыке Перголези сильна концертная составляющая, которой нет и не может быть в православном богослужении. Композитор разговаривает со слушателями, своими современниками, на понятном для них языке. Он не предлагает им совершить самоотверженного духовного подвига: здесь наряду с драматичной, зачастую, трагической музыкой, есть место и танцевальным жанрам, и ариям, мало отличающимся от оперных. Но при этом главными, безусловно, остаются страдания Христа и Его Матери.

«Мы готовы выявить и подчеркнуть и красоту этой музыки, и её высокую этическую составляющую; мы готовы к сопереживанию и состраданию. Это чудо единения: композитор задумал, мы его замысел воплощаем, а публика — третье неотъемлемое звено — воспринимает этот замысел, и в итоге слушатели должны прожить и прочувствовать то же, что и композитор, создавший эту музыку. Возможно, современные российские слушатели, тем более, слушатели воцерковлённые, отчасти могут воспринять музыку Перголези даже более полно, чем его современники».

 

Хор заочного отделения кафедры хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных выступает при храме святой Татьяны уже не в первый раз. Так, 24 марта 2010 года этот коллектив исполнил ораторию Йозефа Гайдна «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте».

Хормейстер — Юлия Рогачева, партию фортепьяно на концерте 23 марта 2011 года исполняла Елена Ильина.

Также в первом отделении концерта в исполнении заслуженного артиста России Валерия Планкина прозвучали ария Томмазо Джордани «Caro mio ben», ария Алессандро Страделла «Pieta, signore!», ария баса из мессы фа мажор Иоганна Себастьяна Баха. Анна Шавардьян исполнила «Павану» Габриэля Форе.

Валерий Планкин, заслуженный артист России

Все собранные на благотворительном концерте средства будут направлены в фонд фестиваля детских и юношеских хоров «Кирилл и Мефодий».

 
 
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале