Прогнозы ректора о "ветре перемен"

Корреспондент "Русского журнала" провела беседу с ректором МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничим о "вечных" вопросах, касающихся главного университета страны, и переменах, произошедших в российском образовательной системе за последние годы. Наиболее интересные фрагменты интервью мы публикуем на нашем сайте.

Закон о переходе на двухуровневую систему образования (бакалавриат-магистратура) и связанная с этим перестройка стандартов высшего образования. Не для нас

Русский журнал: Насколько я помню, вы не приветствовали ни двухуровневой системы, ни превращения вузов и школ в автономные учреждения... Что будет с нашим образованием в связи с принятием таких новых законов?

Виктор Садовничий: Я никогда не был в восторге от того, что принимаются эти законы. Всегда должна быть поливариативность. Моя позиция сводилась к тому, что, вводя новации в образовании, нельзя забывать, что есть проблемы, решение которых потребует будущее.

В этой связи я хочу напомнить про профтехучилища и про среднее профессиональное образование. В течение десяти лет я не уставал повторять, что нельзя разрушать техникумы и профессиональные училища. Ведь придет время, когда бизнес, работодатель потребует квалифицированных рабочих и мастеров. Мы говорили об этом на каждом съезде ректоров России, но никто не хотел нас слышать. Приватизировались техникумы, разрушались профтехучилища, и все это делалось с криком "ура!" (вы из прошлого, а мы - из настоящего и будущего). А сейчас все "вдруг" увидели, что некому работать. Мы имеем довольно разрушенную базу.

Я абсолютно уверен, что очень скоро, точно так же работодатель заговорит о том, что у нас нет квалифицированных специалистов с высшим образованием. И повторится та же история: мы разрушим основы специалитета, станем готовить кого-то другого. А необходимых стране людей будет не хватать. Ждать остается не так много - лет пять-десять.

Поэтому я сразу выступал за то, что нам надо сохранить высокий уровень подготовки специалистов. Тех, которые будут востребованы работодателями. Нас почему-то постоянно пытаются убедить в том, что работодателям не нужны специалисты. Но тогда назовите список этих работодателей! И еще спросите: кто им нужен?

Нужно действительно выяснить: кого требует бизнес, работодатель. Мы начали этот диалог. Я не исключаю, что по некоторым направлениям бакалавры нужны. Но в принципе убежден, что через короткое время потребуются высококвалифицированные специалисты.

РЖ: Бакалавры - это все-таки недоучки... Они будут учиться не пять, а четыре года...

В. С.: Конечно. А ведь массовая подготовка - это все-таки бакалавры.

Гранты - это не панацея

РЖ: Вы упомянули национальные проекты. Но это все-таки грантовая политика, а вовсе не то, что можно определить как глобальную поддержку образования государством.

В. С.: Я бы сказал, что сейчас - гимн в пользу грантов. Если я сейчас заявлю, что являюсь противником грантов, все будут смеяться.

Но на самом деле я не перестаю думать о том, что грантовая поддержка не является панацеей. Здесь тоже есть недостатки. Но очень важно, что наш президент заявил о том, что нынешняя поддержка национальных проектов - это стартовая базовая часть для будущего. Поддержка в дальнейшем будет возрастать.

РЖ: То есть это хорошо, как одно из...

В. С.: Да. Как одно из. Нужны и другие способы господдержки.

РЖ: А что бы предложили вы?


В. С.: Надо изучать опыт других государств. На самом деле самый главный инструмент - это правильная экспертная оценка. Должна быть создана система экспертизы во всем. Экспертизы, которой все верят и которая является безукоризненной. Кстати, мы копируем американскую систему по грантам, но там - другая экспертиза. У нас такой нет.

Какой бы ни была форма финансирования - государственная поддержка, грантовая или спонсорская, самое главное - это экспертиза. С ее помощью можно определить: на дело даются деньги или не на дело. Она должна быть внешней, и главное - должен измениться дух в нашем обществе. Ведь, если английский или американский школьник подсказывает другому, это считается аморальным. А если наш школьник подсказывает кому-то на уроке, это героизм. У нас такой дух: надо выручить. То же самое и в грантах. Это может, и хорошо, что мы такое дружное общество, возможно, когда-то это нам поможет. Но если говорить о научной организации, то дух взаимовыручки нельзя абсолютизировать.

Студенты сегодня настроены на зарабатывание денег


РЖ: Что вы можете сказать о нынешних первокурсниках? Они стали лучше или хуже, чем раньше?

В. С.: Все идет по синусоиде, с небольшим запаздыванием от процессов, происходящих в обществе. Если в обществе появляется большая тяга к коммерциализации, то у студентов это проявляется чуть позже. Если в государстве появится тяга к фундаментальным наукам, это тоже проявится чуть позже. Но, конечно, в любом случае студенты являются отражением нашего общества.

А что касается качества подготовки... Ведь уровень школы падает. И ребята, которые поступают в МГУ, имеют большие проблемы. Им нужно наверстать разницу. Конечно, мы принимаем лучших. Я бы сказал, что нынешние студенты более информированные, более адаптированы к новым условиям (информационным коммуникациям), но...

РЖ: ...Они скорее настроены на выживание, чем на фундаментальную науку.

В. С.: Это тоже факт. Они больше сегодня заботятся о своем будущем: работа, условия, жизнь. Это естественная реакция на состояние общества. Я думаю, что ситуация изменится. Неизбежно будущее нашего общества - это фундаментальные подходы, и в образовании, и в науке. Мы не выживем "на трубе".

Сколько стоит учеба в МГУ?

РЖ: В МГУ нижняя планка оплаты образования - шесть тысяч четыреста долларов. Не много ли это?

В. С.: Это то, что диктуется нам бюджетом. Мы не можем брать со студентов, обучающихся на коммерческой основе, меньше того, что тратит бюджет на обучение специалиста. Это не допускается финансовой дисциплиной.

Парадокс в том, что на естественных факультетах себестоимость обучения выше, чем на гуманитарных (оборудование, эксперименты). Но студенты-естественники не хотят такую сумму платить. А на гуманитарных факультетах себестоимость меньше (там меньше оборудования), а студенты готовы платить в три раза больше. Величина суммы диктуется спросом на платные места.

Журналистам посвящается. Тележурналистов станут обучать на двух факультетах

РЖ: В Московском университете возникло много новых факультетов. В частности, факультет телевидения. Чем он будет отличаться от журфака МГУ, где тоже есть тележурналистика?


В. С.: У нас ведь и биологов готовят на многих факультетах: на медицинском, биологическом, биоинженерном, даже на мехмате. У нового факультета - своя специфика. Там уже назначен декан - Виктор Третьяков. Это будет небольшой корпоративный факультет (с основными телеканалами). Но он будет готовить первоклассных специалистов для работы на телевидении.

Президенты вузов и факультетов - это вынужденная мера

РЖ: А для чего на факультетах помимо деканов нужны президенты?

В. С.: Был принят закон о президентах-ректорах. Это был наш закон: я считал, что требование покидать свой пост в 65 лет приводит к некоторой потери потенциала. На самом деле закон допускает продление полномочий ректора до 70 лет. Но вышло так, что сейчас нет никакого продления ни одному человеку. Ну хорошо: это право учредителя.

Но все дело в том, что среди ректоров, которым исполнилось 65 лет, есть группа выдающихся квалифицированных ученых: академик Саркисов, академик Матвиенко, Романов, Рогов, Григоренко, Грязнова... Их около ста по России. И мы вышли с поправкой к этому закону, в которой предложили ввести институт президентов вузов. Это не двуначалие, просто такие люди полезны. Ректор распоряжается финансами, выдает дипломы, учит, а президент - это авторитетный человек, который поддерживает международные связи, ищет спонсоров, возглавляет попечительские советы, фонды... Он нужен своему вузу, необходимо его опыт использовать!

МГУ и Бауманский отвечают за сохранение образовательной планки

27 декабря 2007 года в новом здании Фундаментальной библиотеки МГУ проходило совместное заседание ученых советов МГТУ имени Баумана и Московского государственного университета. Виктор Антонович рассказывает, что обсуждали академики двух университетов на прошедшем заседании.

В. С.: Мы отмечали 15-летие нашего сотрудничества. На самом деле оно ведет начало с момента основания Бауманского технического университета (тогда училища) императором Николаем. В этом университете всегда была традиция фундаментальной науки. Многие профессора МГУ основывали там кафедры. Да и космическую программу делали два человека: Королев (Бауманский) и Келдыш (МГУ).

В нашем союзе Бауманский университет отвечает за эталон инженерного образования, а МГУ - за фундаментальное образование и науку. 15 лет назад мы подписали договор и сейчас десятки кафедр двух университетов тесно сотрудничают.

Сегодня (а на заседании было не менее пятидесяти академиков) мы говорили и том, что и Бауманский, и Московский университеты взяли на себя ответственность за сохранение уровня образования. И во многих вопросах, связанных с реформами, с ЕГЭ, с переходом на двухуровневую систему, мы выступаем консолидированно. На нас лежит ответственность за сохранение планки.

Интернет-издание "Татьянин день" по материалам сайта www.msu.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале