Сретение: праздничное чтение

Каждую первую, вторую и третью среду месяца прихожане Татианинского храма собираются вместе, чтобы после совместной молитвы снова обратиться к живому слову Евангелия. Занятия порой продолжаются до позднего вечера и, тем не менее, так часто в конце становится очевидно, что мы лишь слегка затронули многие важные вопросы и что нам просто необходимо и на следующей встрече вновь вернуться к этому же отрывку. События праздника Сретения мы также обсуждали две недели подряд и смогли увидеть в нем много для самих себя нового и неожиданного. О том, как проходили эти две встречи и что нам удалось на них открыть мы попросили рассказать руководителя группы Татьяну Зайцеву.

Людей на Евангельские чтения приходит много и разных, тем неожиданней, что встречи переходят в обсуждения, а обсуждения - в открытия. Для кого-то из нас это первое близкое знакомство с текстом Священного Писания, кто-то обращается к нему ежедневно, но здесь, в группе у нас всегда есть возможность перечитать Слово Божие не спеша, внимательно, вдумчиво, глубже вникая в то, что кажется привычным, всматриваясь в каждое слово, приучая себя слушать и слышать других людей. Мы учимся задумываться над словами Писания и связывать их с собственной жизнью. Евангельский текст похож на каплю воды: кажется, просто капля, ничего в ней такого нет. Но если взглянуть на нее внимательней, в микроскоп, то обнаруживается, что она густо населена инфузориями и другими существами. Так и в евангельском тексте на первый взгляд не содержится ничего необычного. Просто событие: Младенца Христа принесли в Храм, там Его встретили пророк и пророчица и сказали пророчество. Но если взглянуть на текст повнимательней и начать над ним размышлять, то он и все в нем описанное оживает.  Сейчас, когда в памяти воскресает то, о чем мы говорили, праздник переживается глубже.

Вспоминается тихая радость старца Симеона, который берет на руки Спасение Израиля, которого он ждал всю жизнь. Сколько мы говорили о том, что он сначала благословил Бога и лишь потом начал говорить что-то еще. Ведь он мог бы забыть себя от радости, что держит на руках Самого Мессию, и на радостях забыть об Отце, но он не забывает Бога, он благодарит Его, он в первую очередь воздает Ему славу. А ведь и у нас центральная часть богослужения называется Евхаристия – Благодарение. «Вот бы и нам так жить – благодаря Бога за всё», говорили участники группы. И дальше думали, каким был тот человек, который удостоился видеть Христа еще Младенцем и сказать пророчество Его Матери. Каким он был, чему мы можем от него научиться? Он пришел в храм по вдохновению, послушался внушения Духа – а мы часто чувствуем желание помолиться, и пренебрегаем им. Он всей душой жаждал встречи с Господом, зная, что после этого должен будет умереть и до Воскресения Христова пребывать там, где нет ведения Бога, и, тем не менее, в нем было спокойствие и доверие Творцу – и мы можем учиться этому от него. Он чаял утешения Израилева, ждал со всем напряжением и желанием пришествия Христа – и мы можем так же, с таким же напряжением и жаждой ждать Второго Пришествия, чаять воскресения мертвых и жизни будущего века. Он был муж праведный и благочестивый и стяжал этим Святого Духа – и мы тоже можем хранить заповеди Божьи и всегда ставить Бога на первое место.

Вспоминается также разговор о том, что такое благословение. Одна участница группы, психолог, сказала, что благословение – это доброе слово, обладающее силой добра и желающее добра тому, кому оно сказано. Присутствующий на встрече отец Алексий, настоятель храма мученицы Татианы при Самарском Университете, рассказал нам, что, как он читал, благословить Бога означает также и предложить окружающим вместе прославить Его, то есть собраться во имя Его, так что Он Сам будет посреди нас.

Говорили мы и о том, что праведный Симеон сказал Марии и Иосифу. О том, что он видит не просто Спасителя, а спасение, потому что говорил в этот момент не о том, что перед ним, а пророчествовал и видел все, что Бог совершит во Христе и через Христа. Размышляли над тем, почему спасение для язычников свет, а для Израиля слава. Пришли к тому, что наши духовные корни в вере израильского народа, наш Бог – Бог Авраама, Исаака и Иакова, Мессия родился в среде этого же народа, поэтому невозможно благодарить Бога за спасение и не помянуть добрым словом народ Израиля. Понятно же это даже из того, что на группе все время возникают вопросы, ответить на которые можно, только если знать Ветхий Завет, к которому нам приходится регулярно во время занятий обращаться.

Поразила нас своим подвигом пророчица Анна, которая около шестидесяти лет прожила без мужа и все это время служила Богу постом и молитвой, за что, возможно, и сподобилась пророческого дара. Скорее всего, она была известна своим усердием в молитве, поэтому ее слушали, когда она говорила о Господе всем в Иерусалиме.

Отец Алексий обратил особенное внимание на Богородицу и Её смирение, ведь и сам праздник Сретения – Богородичный. Пресвятая Дева почти незаметна в этом отрывке, не выдвигается на первый план, просто молча слушает праведного Симеона и пророчицу Анну и слагает слова эти в сердце Своем. И именно это особенно поражает в Ней. Ее скромность, Её незаметность, Её приятие боли, которая предстоит. А еще один участник добавил, что оружие проходит душу каждого христианина, когда он переживает несправедливость.

Мы обсудили за две встречи, посвященные этому событию, еще многое другое. Но главным результатом наших размышлений стало то, что все участники этого события – Сретения Господня - стали нам ближе и роднее. И праздник для нас праздник еще и потому, что мы переживаем его вместе со старцем Симеоном, вместе с пророчицей Анной, вместе с Матерью Божией, для Которой в празднике скрыта боль, переживаем, осознавая себя теми язычниками, которых Бог просветил светом Своего Откровения.

 

На наших занятиях после обсуждения евангельского отрывка мы всегда еще раз молча перечитываем его. Перечитайте и вы вместе с нами о Сретении Господнем. Может быть, вы увидите в этом празднике еще какую-то грань?

 

(Лук.2:21-40)

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале