Сретение Господне: чей праздник?

Сретение Господне входит в цикл праздников, объединенных общей темой Боговоплощения. Первый них – Благовещение Пресвятой Богородицы, 25 марта по церковному календарю. Мы воспринимаем этот праздник как прежде всего Богородичный, однако после слов Марии: «Да будет мне по слову твоему» – происходит то, что имеет самое прямое отношение к нашему Спасителю: Святой Дух нисходит на Пресвятую и Сын Божий становится Сыном Девы.

Через девять месяцев, 25 декабря, празднуется рождение Спасителя. Праздник Рождества Христова литургически неотделим от Богоявления (Просвещения, Крещения), но если следовать хронологии евангельских событий, то далее следует Обрезание Господне (1 января – на восьмой день после Рождества).

Наконец, на сороковой день от Рождества Христова, 2 февраля, мы молитвенно вспоминаем встречу Младенца Христа со старцем Симеоном. Праздник длится семь дней, его отдание – 9 февраля, а тут уже меньше полутора месяцев до 24 марта – предпразднства Благовещения.

Сретение входит в число двунадесятых праздников. Как мы знаем, все двунадесятые праздники делятся на Господские (например, Рождество, Богоявление, Вознесение) и Богородичные (Рождество Богородицы, Введение, Успение и др.). К какой из этих двух разновидностей отнести Сретение Господне? Само евангельское событие, да во многом и богослужебные песнопения говорят о том, что этот праздник – Господский. Между тем мы можем легко убедиться в том, что по своему рангу Сретение оказалось ниже не только всех двунадесятых Господских, но и двунадесятых Богородичных праздников.

В этом году нам повезло: Сретение пришлось на вторник седмицы мытаря и фарисея, поэтому служба Октоиха отменена, а к Триоди мы вернемся лишь в субботу вечером. Таким образом, праздничной службе не надо ни с кем делить место под солнцем. Но так бывает не всегда.

В 2004 и в 2009 гг. Сретение приходилось на воскресенье. В 2004 г. – на Неделю о Страшном суде, в 2009-м – на Неделю о блудном сыне. Если бы Сретение было Господским праздником, то воскресная служба была бы отменена. Здесь этого не произошло. Более того: служба двунадесятого празника оказалась на третьем месте! Судите сами: сначала – воскресная служба Октоиха, т. е. воскресные стихиры и воскресный канон – на первом месте. Дальше – стихиры и канон Триоди. И лишь потом – минейная служба Сретения.

Но и это еще не всё. В прошлом 2010 году, как мы помним, случилась самая ранняя Пасха. За полтора десятка лет до этого, в 1994 году Юрий Иванович Рубан, доцент СПбГУ, писал в своей замечательной книге «Сретение Господне»: «Хотелось бы надеяться, что в 2010 году, когда праздник Сретения Господня вновь совпадет с понедельником первой седмицы Великого поста, он не будет унижен перенесением его на день раньше (в качестве события будто бы «маловажного»), но совершится в свой законный день – второго февраля». Однако праздник все же был перенесен: следуя указанию Типикона (по оценке Ю. И. Рубана, не отличающемуся большой древностью), праздник передвинули на день раньше – на Прощеное воскресенье. Таким образом, он не только вновь, второй год подряд, оказался на третьем месте, но и – единственный среди двунадесятых праздников! – был перемещен на другой день. Событие, совершившееся на 40-й от Рождества Христова, праздновали в 39-й день.

И всё же в последовании Сретения есть моменты, которые позволяют сблизить этот праздник с двунадесятыми Господскими праздниками. Это, во-первых, наличие входного стиха на литургии: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Такого нет даже на Успение (этот праздник нередко пафосно именуют Богородичной Пасхой), но это нормально для двунадесятых Господских праздников.

Во-вторых, это особый отпуст. Относительно Богородичных праздников в Служебнике находим специальную ремарку, обращенную к священникам: «Ведомо же будет тебе о сем, иерею: егда отпуст глаголеши дневный, или на праздник Богородицы, да не имаши глаголати в нем: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, честнаго и славнаго Ея Рождества, или Успения, или Введения <…> понеже не Рождество Богородицы, ниже Введение, или Успение Ея подвизаем к Богу на молитву, но саму Пресвятую Богородицу <…>». Если Сретение – всецело Богородичный праздник, то, естественно, сказанное относилось бы и к нему. В самом деле, мы не говорим: молитвами честнаго и славнаго Ея Сретения, но произносим отпуст, обычный по своему содержанию и структуре для Господских праздников: Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.

Главнейшие песнопения праздника – тропарь и кондак – также не дают однозначного ответа на вопрос о характере праздника. Тропарь (это прежде всего песнопение вечерни) обращен к Богородице (и к праведному Симеону!), кондак (на утрене после 6-й песни канона) – к Спасителю.

Если же перейти от уставного богослужения к паралитургической поэзии, то ту же двойственность природы сегодняшнего праздника мы видим и в церковнославянском акафисте в честь Сретения: часть хайретизмов (начинающихся, впрочем, не с обычного радуйся, а с гряди) обращена к Спасителю, часть – к Богородице (причем в разных икосах – в разной пропорции), рефрен икосов – к Богородице (Гряди, Пречистая, Господь с Тобою и Тобою с нами), рефрен кондаков (Аллилуиа) – к Спасителю, за строфами акафиста следуют две молитвы: первая – Спасителю, вторая – Богородице.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале