Жизнь во Христе и жизнь Христа в святых

Международная научно-богословская конференция, проходящая в Москве, имеет тему «Жизнь во Христе». Один из докладов, посвященный не тому или иному аспекту христианской нравственности или аскетического предания Церкви, а непосредственно жизни во Христе, «воплощению Христа в душах верующих», сделал доцент Московской духовной академии Павел Доброцветов.

Тема доклада была подсказана Павлу Доброцветову книгой С.Л. Епифановича «Прп. Максим Исповедник и византийское богословие», где рассматривается учение святого Максима о «таинственных воплощениях Христа». Автор доклада взялся рассмотреть эту проблему в творчестве не только Максима Исповедника, но и других святых отцов.


 Павел Доброцветов

Докладчик выделил два аспекта в учении отцов по вопросу присутствия Христа в святых. Первый – условно говоря, нравственный – заключается во внешнем уподоблении своей жизни с жизнью Христа, в согласовании своей свободной воли с волей Божией и заповедями Христовыми. Второй аспект – условно говоря, мистический – заключается в таинственном вселении и присутствии Христа в христианах. Это не два разных мнения, а две стороны одного и того же процесса, — подчеркнул Доброцветов.

Акцент на первом, нравственном аспекте мы находим в трудах святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феодорита Кирского и других. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Христос вселяется  в души христиан через веру, однако не говорит подробнее о характере и способах Его вселения и обитания. Блаженный свидетельствует о том, что воля верующих умерла, а живет и управляет ими Воля Божия, и в душе, мыслях и поведении их отсутствует все, что несовместимо с Христом.

Павел Доброцветов считает, что «о каком-либо сущностном обитании Христа в человеке» у упомянутых им выше церковных учителей не говорится.

В мистическом (иначе онтологическом или реалистическом) аспекте вопрос о жизни во Христе описывали святой Игнатий Богоносец, Ориген, святой Мефодий Патарский, святой Ипполит Римский, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, а наиболее подробно – преподобный Максим Исповедник.

Святитель Игнатий Богоносец, например, называл христиан не только богоносцами, но и христоносцами, храмоносцами, указывая этим на ношение ими Христа в себе. У Оригена Христос есть добродетели, и тем самым имеющий добродетели человек причастен бытию Самого Христа. Святой Мефодий Патарский говорит об исключительной роли Церкви в духовном рождении Христа в верующих. Церковь является Матерью Слова в верующих. Святитель Григорий Богослов пишет о жизни Христа в верующих в аскетическом измерении: одной из добродетелей вселяющих Христа является целомудрие, и в особенности девство, поэтому матерью Христа станет девственная душа. Вселение Христа совершается посредством благодати Святого Духа, а плодом этого вселения становится обожение спасаемых.

Святитель Григорий Нисский указывает, что Христос духовно вселяется и вводит с Собою Отца, и происходит это в виде стяжания в душе добродетелей Христовых или Божественных свойств Христа. Преуспеяние в духовной жизни может быть разным у разных людей, поэтому и Христос, духовно рождаясь, в разных людях оказывается в разном возрасте: «или младенчествующим, или преуспевающим, или совершенным».

Преподобный Максим Исповедник говорит, что «Бог всегда благоволит становиться Человеком в достойных [людях]», прежде всего посредством аскетической практики добродетелей и очищения души. Обитание Христа в верных описывается преподобным Максимом в категориях Боговоплощения, т.е. в категориях человеческого рождения Христа. Матерью Слова в этом случае является вера, причем вера деятельная. При этом источником этой веры является Сам Бог Слово, становящийся «Сыном нашей веры». Преподобный Максим считает причиной рождения Христа в душах не просто отдельные добрые дела, а «добродетельный навык». По мнению докладчика, главное логическое звено учения о вселении Христа в добродетелях – в уподоблении Богу и Его свойствам, соответственно – в обладании ими. Таинство Воплощения есть в то же время и таинство обожения как человеческой природы Христа, так и человеческой природы спасаемых. При этом воспринимающий через исполняемый заповеди Бога Слово воспринимает и естественно сущих в Нем Отца и Святого Духа. «Поэтому воспринявший заповедь и исполняющий ее таинственно воспринимает [всю] Святую Троицу», — пишет преподобный Максим.

Возникает вопрос, остается ли человек самим собой в результате такого Боговоплощения в душе, и как совмещаются два сознания – Божественное и человеческое. «Человеческая личность и ее сознание не исчезают, но посредством добродетели смирения «уступают некоторое место» в себе для Бога, Его воли, велений и действий, и тем самым соподчиняются – человеческое Божественному», — резюмирует докладчик. В учении преподобного Максима Исповедника вселение Христа во святых означает повторение подвижником пути, совершённого Богочеловеком в Его земной жизни. О подражании Христу говорят многие отцы Церкви, и уникальность взгляда прп. Максима в том, что Сам Христос таинственно проходит со Своим святым этот Свой путь. «Поэтому вся аскетика не что иное, как мистическое воспроизведение в себе Христа», — пишет С.Л. Епифанович в книге «Прп. Максим Исповедник и византийское богословие».

 
 Преподобный Максим Исповедник

Христос не только воплощается и рождается, но и духовно распинается в душах христиан. Традиционно тема соумирания и совоскресания со Христом относится к моменту Таинства Крещения, но в учении преподобного Максима Исповедника она «растянута» на всю жизнь христианина. Сферой духовного сораспинания Христу является преимущественно аскеза. «Более того, Христос, несмотря на Свою нестрадательность после Воскресения, таинственно сострадает людям, в ответ на их сострадательность к страждущим, в которых таинственно страдает Сам Христос», — излагает Павел Доброцветов учение прп. Максима.

Также в докладе рассмотрено наследие святого Николая Кавасилы, написавшего «Семь слов о жизни во Христе» в XIV веке. Св. Николай говорит не только о жизни спасаемых во Христе, но и о жизни Христа в спасаемых. Особенность трудов св. Николая заключается в сосредоточении на тематике церковных Таинств в деле спасения. «Каждое из Таинств вселяет Христа», — учит Кавасила. Участие в Таинствах Церкви есть средство пребывания в любви ко Христу. При этом соединение со Христом зависит и от Бога, и от человека: требуется тщание  и ревность христианина.

О вседействии Христа в душе человека писал также святитель Феофан Затворник, а о рождении и возрастании Христа в душе – святитель Николай Сербский.

Павел Доброцветов делает выводы о том, что в новозаветной и святоотеческой письменности мы встречаемся с упоминаниями о вселении и пребывании Христа во святых, о причастности плоти спасаемых Христу. Иногда это рассматривается и с точки зрения повторения главных событий земной жизни Христа. Вхождение и пребывание Христа в верных происходит при действии благодати Святого Духа, сопутствующего и сопребывающего со Христом. Наконец, подобное воплощение Христа происходит не только в святых, но и во всех истинных членах Церкви, хотя и в различной степени.

В конце выступления докладчик поставил ряд вопросов перед участниками конференции: возможно ли описать присутствие Христа в душе с точки зрения известных богословских категорий, как соотносятся учение преподобного Максима Исповедника и учение святителя Григория Паламы о присутствии Бога в спасаемых в Божественных энергиях Святой Троицы, является ли действующей в верных и человеческая природа Христа, а не только Его Божество, и т.д.

Доклад доцента Павла Доброцветова был прочитан в контексте выступлений о непрестанной молитве, о послушании, об аскетизме по трудам святых Паисия Величковского и Игнатия Кавказского, об экклезиологических аспектах поста и др.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале