Аскетика: принуждение или свобода?

16 ноября на секции «Аскетическое предание Церкви» участники Международной богословской конференции обсудили темы свободы, христианского отношения к браку, происхождения страстей, а также проблемы, связанные с творчеством митрополита Иоанна (Зизиулоса), аввы Дорофея, Григория Синаита, Николая Кавасилы и других авторов.

Заседание открыл протоиерей Иоанн Бэр, ректор Свято-Владимирской семинарии в США докладом «Личностное бытие и свобода: их укорененность в аскезе». Он рассмотрел учение о свободе человека, как оно выражено в творчестве митрополита Пергамского Иоанна (Зизиулоса).

Один из основных тезисов – в том, что изначально нельзя говорить о свободе человека. «Наше человеческое стремление к свободе удовлетворяется простым выбором, и мы не отдаем себе отчета в том, что эта так называемая свобода уже ограничена необходимостью существования, которое не выбрано, но дано».

Не человек определяет, по каким законам строится его бытие, он может реализовывать выбор только «внутри» изначально заданных условий. По мнению протоиерея Иоанна Бэра, истинная свобода состоит в том, чтобы принять эти условия и по своей воле  «быть рабами Христовыми».

Личность, по мысли митрополита Зизиулоса, «не просто желает быть, существовать «вечно»… Она желает…существовать в качестве конкретного, уникального и неповторимого бытия». В биологическом плане это невозможно: вес люди смертны. Но смерть преодолевается в Церкви через крещение. Но факт крещения не означает обретения бессмертия на земле: церковная жизнь – прообраз будущей жизни. «Тот факт, что люди, несмотря на крещение, продолжают рождаться и умирать в соответствии с биологической ипостасью, отражает эсхатологическое напряжение, в котором ныне живут христиане. «В своем экклезиальном измерении человек – это не то, что он есть, но то, чем он будет», - процитировал протоиерей Бэр слова митрополита Зизиулоса.

Как жить в Церкви и реализовывать существование в экклезиальном измерении, зависит от воли человека.

«Рожденный без выбора в мир и получивший жизнь, которая заканчивается смертью, человек – во Христе и через Христа – обретает возможность свободно использовать смерть для того, чтобы возродиться, по своему выбору становясь участником жизни, не имеющей конца. Это жизнь, опирающаяся на свободу и укорененная в ней», - сказал протоиерей Иоанн.

В дискуссии после доклада епископ Афанасий (Евтич) заметил, что многие тезисы митрополита Зизиулоса, о которых говорил протоиерей Иоанн Бэр, непозволительно выводить из учения Отцов-Каппадокийцев. Также, по мнению епископа Афанасия непозволительны некоторые выводы об онтологии Троицы, на которых протоиерей Иоанн вслед за митрополитом Зизиулосом основывал размышления о сущности человека.

Также он вспомнил о разговоре с одним братом, в котором тот говорил о смерти: «Не может человек стать христианином, если не умрет во Христе». Только здесь имеется в виду не столько биологическая смерть, сколько «смерть для мира», отсечение прошлых мирских привычек и образа жизни. «Дело не в смерти, а в Пасхальной тайне», - сказал епископ Афанасий (Евтич).

Второй доклад, сделанный доцентом  Андреем Виноградовым (ИВИ РАН) – «Учение об аскезе, браке и плоти в гетеродоксальной среде раннего христианства (по материалам апокрифом II-III веков)».

Среда раннего христианства была неоднородна, равно как и памятники христианской письменности. Они касаются самых разных моментов повседневной жизни, иногда отражают альтернативную (по отношению к утвержденной впоследствии соборно) точку зрения, иногда ортодоксальны, в других случаях – прямо полемизируют против сформулированного церковного учения.

Учение об аскезе, браке и плоти обобщенно – это представления христиан о разных сторонах материального мира: одежде, пище, сексуальным отношениях.

Часто стремление «к горнему» и духовному влекло за собой прямое отрицание всего, что противоположно духовной сфере. Все плотское признавалось «нечистым» и «порочным». «В общем и целом большинство апокрифов предписывают верующим отрицательное отношение ко всему материальному, что описывается выражением «борьба с плотью»- резюмировал Виноградов.

В апокрифических текстах апостолы и святые расторгают браки и препятствуют заключению брачного союза, верующим предписывается отказ от брака: неженатым –оставаться в девстве, женатым – разводиться или отказываться от половой жизни. В отношении еды налагается запрет на мясо, в одежде «фиксируются случаи отказа от шерсти в пользу льна».

Стремление к воздержанию становится причиной полного отказа от вина, так что даже на Евхаристии некоторые заменяли его водой.

Доцент Алексей Фокин (ИФ РАН) подготовил сообщение «Учение Иоанна Кассиана о делании и созерцании».

В сообщении Фокин показал, что преподобный Иоанн в своем учении об аскетическом делании и мистическом созерцании объединил  лучшие элементы восточно-христианской аскетической традиции в целостную систему. Иоанн Кассиан – один из важнейших западных  аскетических писателей IV-V веков, а его наследие стало фундаментом и для католического Запада. И для христианского Востока.

Профессор Терезия Хайнталер (Франкфурт-на-Майне) прочла доклад «Жизнь во Христе по учению аввы Дорофея». Профессор Хайнталер сделала вывод, что для аввы Дорофея «Жизнь во Христе – это значит быть соединенным с Богом посредством жизни в смирении». Исследовательница подчеркнула, что авва Дорофей придавал особое значение отсечению своей воли, о чем говорится в его текстах.

Наталья Головина  (ПСТГУ) поделилась результатами исследований по теме «Круг церковных проблем и поиск их решения в Нижнем Египте в IV-V веках (по сочинениям Шенуте). 

По ее мнению, эти тексты очень актуальны сегодня, потому что состояние египетского общества IV-V веков очень похоже на современное. «Церковь получает правительственную поддержку, что с одной стороны, способствует утверждению ее в первенствующем положении, а с другой, ставит перед ней прежде не существовавшие проблемы. Продвижение по государственной лестнице облегчается принятием христианства, даже церковные посты многими начинают восприниматься как возможность удачной карьеры. Большинство…  прибегает к помощи и язычества и христианства в житейских тяготах и болезнях, и пренебрегает учением и нравственными парадигмами и того, и другого»», - заметила Головина.

Опыт папы Шенуте может быть полезен современным христианам. Так, папа ополчался против суеверий и, например, спрашивал высокопоставленного человека, имеющего талисман: «Неужели когти лисы принесут тебе исцеление?». Иногда Шенуте действовал радикально, например, разрушал языческие храмы  или пробирался в дом богатого землевладельца, чтобы найти идолов и обличить Гесия в идолослужении.

Любопытная история из «Жития» Шенуте – сюжет о том, как он беседовал с явившимся ему Христом и даже под страхом наказания отказался пойти к позвавшему его епископу, чтобы не поставить человека выше Бога. На зов он пошел в третий раз и только после того, как Сам Христос сказал, что тот должен слушаться епископа, потому что Христос установил с Петром завет «То, что ты свяжешь на земле, будет  связано на небесах, и то, что, что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небесах».

«Учение Спасителя здесь является определяющим не как еще одно доказательство духовности Шенуте, а как неопровержимое подтверждение…обязательности для членов Церкви подчинения богоустановленной иерархии, даже если они, как Шенуте, беседуют с Ним Самим лицом к лицу», - заключила Головина. 

Игумен Адриан (Пашин) (Московская Духовная Академия) в своем выступлении «Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием»  напомнил, что Анастасий Синаит «одним из первых сделал попытку систематизации православной христологии. А аскетических творениях преподобный отец суммировал духовный опыт синайских, египетских и других подвижников. Вера вместе с богословскими изысканиями и добрые дела, согласно преподобному Анастасию, направляются в человеке  Святым Духом. Они содействуют друг другу и вместе служат к тому, чтобы  в душе христианина поселился Христос.

К познанию Бога ведет и познание природы, и самопознание, так как человек сотворен по образу и подобию Божиему.

Согласно преподобному Иоанну, возможность в соработничестве с Богом идти совершать свое  спасение (в том числе с помощью аскетических подвигов) возможна только в православном христианстве.

А.В. Пономарев сделал сообщение о Покаянных песнопениях сирийского Тропология, Михаил Бернацкий рассказал о литературной традиции «Слова о том, что всегда надлежит держать в уме день исхода из жизни» Симеона Месопотамского, диакон Владимир Василик – об учении Иоанна Мосха о страстях .

Докладчики описали исследованные ими тексты и рукописи и постарались восстановить их  источники и проследить связь с другими христианскими памятниками.

В последующей дискуссии диакон Владимир Василик предложил А.В. Пономареву сравнить исследуемую им рукопись с некоторыми грузинскими и армянскими текстами. По его словам, многие грузинские и армянские памятники – переводы не дошедших до нас греческих оригиналов и  могут помочь для понимания истории и места разнообразных христианских текстов в общем корпусе памятников.

Священник Марко Скарпа (Венеция) выступил с докладом «Аскетическое учение св. Григория Синаита и его рецепция у славян».

Докладчик напомнил, что время жизни преподобного Григория – XIV век – для Византии век «интенсивного культурного развития и богословского творчества». У Григория Синаита было множество учеников, которые распространили его произведения на греческом и славянских языках.

По Синаиту, основания духовной жизни полагаются в крещении, а основной путь проживания крещения – исполнение заповедей. Если человек пренебрегает этим, благодать крещения «оказывается погребенной под тяжестью страстей».

 Для монахов есть более короткий и лучший путь – исихастская жизнь, молитвенное делание. Именно путь аскезы приводит к полноте переживания благодати таинства крещения.

Отвечая на вопросы в ходе дискуссии, отец Марко Скарпа заметил, что многие вопросы должны были бы быть адресованы не ему, а преподобному Григорию, а он только излагает его учение. Что касается адресатов посланий Синаита, то это монахи (есть только одно указание на общение преподобного Григория со светским человеком. Императором, но оно быстро прерывается в связи с отъездом преподобного).

Священник Димитрий Батреллос (Афины) прочитал заключительный доклад – «Понимания христианской жизни святым Николаем Кавасилой и его современное значение».

 По мнению докладчика, для Николая Кавасилы было характерен пессимистический взгляд на людей. Он «пессимист даже в том, что касается возможности слов оказывать влияние на души людей»: слова не способны исцелить души людей, действенны только таинства (крещение, миропомазание, евхаристия). «Новое рождение – исключительно дело Бога», - сказал докладчик.

Пример действенности таинств – приведенная Кавасилой история о мимическом актере Порфирии, который на сцене пародировал крещение, стал христианином и мучеником. «И произошло это не в силу христианского учения, с которым был знаком, но под воздействием неодолимой силы таинства крещения», - такова мысль Кавасилы.

Следствие такого понимания таинств – идея о том, что нехристиане (как не получившие благодати в таинствах) не могут исполнить Божии заповеди (это касается и ветхозаветных праведников).  Христиане же могут сосредоточить свою жизнь на Христе. Причем не обязательно уходя в монастырь, а оставаясь на тех же должностях, на той же работе, какую имели до крещения в миру.

16 ноября работа Международной богословской конференции шла еще по двум направлениям: «Христианская нравственность» и «Вызовы современной эпохи». В среду, 17 ноября работа направлений будет продолжена. В завершающий, четвертый день конференции состоится круглый стол, на котором на основании предшествующей теоретической дискуссии состоится обсуждение актуальных задач и проблем служения и свидетельства Церкви в современных условиях.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале