Московские выставки в октябре

Сложно представить себе более подходящее время для культпохода, чем эти октябрьские дни, настраивающие нас на поэтический лад. Юноши и девушки по-старомодному романтичны, мамы поуютнее закутывают своих детишек в шарфы, студенты невольно вспоминают пушкинские строки из школьной программы. Предлагаем вам на пару часов отказаться от постоянного доступа по мобильному телефону и посвятить их неторопливому изучению выставок текущего месяца.

В двух крупнейших московских музеях проходят масштабные выставки, посвященные иконописному искусству. Государственная Третьяковская галерея в рамках проекта «Золотая карта России» предлагает познакомиться со «101 иконой из Ярославля» времени расцвета искусства этого города - XVII-XVIII вв. (выставка продлится до 28 октября). Именно в Ярославле создавались иконописные шедевры, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге развитие живописи было связано уже со светскими художниками. Особое внимание организаторы выставки уделили вопросу сохранности икон Ярославского музея. Когда-то сотрудникам будущего музея было разрешено взять только по нескольку икон из храмов, разрушение которых началось после 1917 г. До 1970-х гг. эти уникальные фонды хранились в сыром подвале церкви Ильи Пророка. Их реставрация началась совсем недавно, а шестнадцать икон были специально отреставрированы для московской выставки. Особое место занимают на ней шесть икон из Успенского собора Ярославля, разрушенного в 1937 г., - его восстановление планируется завершить к 2010 г. (1000-летие Ярославля).

«Иконописцы царя Михаила Романова» (до 21 октября) в Московском Кремле. Эта выставка знакомит нас с малоизвестными и недавно отреставрированными произведениями выдающихся иконописцев времен царя Михаила Федоровича: Истомы Савина и его сыновей, Никиты Давыдова, Третьяка Кущникова, Марка Матвеева, Якова Казанца и других, а также с произведениями декоративно-прикладного искусства XVII в. Это время явилось особенным этапом для развития русского искусства. С одной стороны, после избрания Михаила Федоровича в 1613 г. начинается активное развитие живописи после Смутного времени. При этом иконописцы все еще ориентируются на византийскую традицию. С другой стороны, к концу правления Михаила Романова уже проявляются совершенно новые черты: некоторая эклектичность, использование элементов западной живописи. Сохранились даже портреты того времени, выполненные еще в иконописной технике. Обратите внимание: если раньше мы знали только несколько имен иконописцев, то в XVII в. уже известны многие авторы икон. Эта культура действительно очень интересна как начало времени больших перемен.

В Государственном историческом музее до 22 октября продлится выставка «Новомученики и исповедники российские», приуроченная к 90-летию избрания на патриарший престол Патриарха Тихона и 15-летию Свято-Тихоновского университета. Архивные документы - письма, дневники, фотографии; венчальные венцы из проволоки, потир из серебряной рюмки, литургический набор из дерева - службы совершались в самое тяжелое время... Впервые эти материалы представлены широкой публике, и не только верующие люди, но и многочисленные посетители Красной площади и Исторического музея имеют возможность прикоснуться к подвигу новомучеников ХХ в.

В Третьяковской галерее, также до конца октября, будет продолжатся почти эстетская выставка «Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях XIX - начала ХХ века», посвященная прекрасному искусству рубежа веков и миру коллекционеров, оказывавшему на него огромное влияние. Морозовы, Рябушинские, Бахрушин, Мамонтов и многие другие состоятельные люди этого времени не только собирали произведения современных им художников, таким образом поддерживая их, но и создавали кружки, участвовали в салонах и вечерах, принимали активное участие в создании отдельных произведений. Многие собиратели планировали передать коллекции в дар Москве, однако им пришлось сделать это раньше, чем они предполагали. В 1917 г. по инициативе И. Э. Грабаря из соображений сохранности часть из них была передана в Третьяковскую галерею. Графические листы на выставке сгруппированы не по именам художников (а это Серов, Сомов, Врубель, Бенуа и другие), а по коллекциям, то есть отражают взгляд на искусство их весьма примечательных владельцев.

Любителям кино и истории можно порекомендовать проект «Киносеанс» галереи «Проун» (центр современного искусства «Винзавод», до 6 ноября) - оригинальные советские киноплакаты 1920-1940-х гг. Помимо самих плакатов в галерее демонстрируют фильмы, к которым они были выполнены.

Наконец, если вам решительно не захочется выходить из дома, но появится желание узнать что-нибудь интересное из истории искусства, посмотрите со своими младшими братьями и сестрами (а может быть, детьми или соседскими школьниками) очаровательную передачу по каналу «Культура» - «В музей без поводка» (по пятницам в 16.20). Одинокий профессор Антон Платонович рассказывает своему другу спаниелю Тибе о лучших картинах русских и европейских художников.

При подготовке статьи были использованы материалы следующих сайтов: http://www.tretyakovgallery.ru/, http://www.shm.ru/, http://www.kreml.ru/, http://www.proungallery.ru/, http://www.tvkultura.ru/, http://www.museum.ru/
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале