«День Седьмое ноября — красный день календаря!»

Вчера вечером, просматривая почту в одной из популярных социальных сетей, обнаружил на странице знакомого студиозуса, который учится у нас на факультете уже второй десяток лет, «праздничный» статус (орфографию сохраняю): «Слава Великому Октябрю. И Спасибо за счастливое детство. С праздником 7 ноября!!!»
 

Я написал этому студиозусу, что он — не восьмидесятилетняя старушка, которая выходит на Манежную площадь с плакатиком «Ильич, не дадим тебя в обиду!», что перед памятью миллионов жертв советской власти писать подобное студенту Московского университета неприлично.

Сегодня получаю от него выразительный ответ, который не могу не привести:
«А что, у Вас разве нет в душе благодарности Советской власти за всё то, что она Вам дала: образование, отдых, да и вообще... безмятежные детские и юношеские годы?

Сейчас просто модно охаивать советский период нашей истории... Смотришь: только вчера люди выходили на демонстрации, состояли в партии, а сегодня вдруг заговорили о том, что большевики расстреляли царя! Ах они нехорошие, безбожники-большевики!

Григорий Владимирович, если серьёзно, я просто сравниваю то, что вижу и что происходит СЕЙЧАС, с тем, что происходило ТОГДА».
Я решил ответить на это письмо здесь, открыто, поскольку в последние годы всё чаще приходится слышать, что-де Ленин был прогрессистом, что он хотел добра и счастья, а вот его такие-сякие последователи исказили единственно верное учение.

Что ж, сначала предоставлю слово современникам вождя мирового пролетариата. Вот что говорил, откликаясь на смерть Ленина, Иван Алексеевич Бунин:

«Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек — и всё-таки мир уже настолько сошёл с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своём кровавом престоле он стоял уже на четвереньках [во время болезни, в 1923 году. — Г.П.]; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят! Сам Семашко [нарком здравоохранения при Ленине. — Г.П.] брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зелёную жижу вместо мозга [у Ленина одна половина мозга оказалась при вскрытии окаменелой, и по ней стучали пинцетом, а вторая была размером с грецкий орех. — Г.П.]; на смертном столе, в своём красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-жёлтом лице: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: «Умер новый бог, создатель Нового Мира...».

(из речи «Миссия русской эмиграции». Париж, 29 марта 1924 г.)

 
 Иван Бунин 

Но Бунин лично не был знаком с Лениным, как, например, Максим Горький. Вождь был в самом разгаре своей деятельности, когда «великий пролетарский писатель и буревестник революции» писал:

«Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России — русский народ заплатит за это озёрами крови. Сам Ленин, конечно, человек исключительной силы; двадцать пять лет он стоял в первых рядах борцов за торжество социализма, он является одною из наиболее крупных и ярких фигур международной социал-демократии; человек талантливый, он обладает всеми свойствами «вождя», а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс.

Ленин «вождь» и — русский барин, не чуждый некоторых душевных свойств этого ушедшего в небытие сословия, а потому он считает себя в праве проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу. Измученный и разорённый войною народ уже заплатил за этот опыт тысячами жизней и принуждён будет заплатить десятками тысяч, что надолго обезглавит его. Эта неизбежная трагедия не смущает Ленина, раба догмы, и его приспешников — его рабов.

Жизнь, во всей её сложности, не ведома Ленину, он не знает народной массы, не жил с ней, но он — по книжкам — узнал, чем можно поднять эту массу на дыбы, чем — всего легче — разъярить её инстинкты. Рабочий класс для Лениных то же, что для металлиста руда. Возможно ли — при всех данных условиях — отлить из этой руды социалистическое государство? По-видимому, невозможно; однако — отчего не попробовать? Чем рискует Ленин, если опыт не удастся?

Он работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мёртвой материей, но его работа даёт ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведёт к гибели революцию. Сознательные рабочие, идущие за Лениным, должны понять, что с русским рабочим классом проделывается безжалостный опыт, который уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие русской революции».

(«Несвоевременные мысли», 1918 год)

 
 Максим Горький и Ленин 

Ну, а теперь мой ответ автору письма.

Итак, у меня «нет в душе благодарности Советской власти за всё то, что она дала: образование, отдых, да и вообще... безмятежные детские и юношеские годы». Нет потому, что всё это был тянувшийся семьдесят лет обман, когда советская власть зомбировала три поколения десятков миллионов советских людей — начиная от детского сада. Первая песенка, которую я выучил в садике, в «безмятежные детские годы», была, конечно же, о Ленине:

Мы в детский сад приходим
Весёлою гурьбой.
Нам Ленин улыбнётся
С портрета как живой.
У нас на свете много
Товарищей-друзей,
Но Ленин лучшим другом
Всегда был для детей.

Да, детские и юношеские воспоминания всегда субъективны, но связаны они, прежде всего, не с советской властью, а с семьёй. А такие воспоминания, как правило, остаются в памяти независимо от социально-политического строя. Кстати, воспоминания тоже можно сравнивать: что помнит из детства студиозус — автор этого панегирика советскому строю (сколько получала его мама? Могла ли она ежегодно вывозить своё чадо на море? Что могла купить в убогом гастрономе без талонов? и т.п.), и какие соответствующие воспоминания у его ровесников за рубежом.

Я тоже против огульного охаивания советского периода нашей истории: были, конечно, и свои плюсы, и свои минусы. Но необходимо помнить, что достижения той эпохи объяснялись не только массовым энтузиазмом, но, в первую очередь, бесплатным, рабским трудом десятков тысяч и миллионов ни в чём не повинных заключённых.

Конечно, в советские годы обывателю было в целом спокойнее, чем сейчас. Но то, что происходит в наше время, это прямое следствие семидесятилетнего правления большевиков. Когда-то, почти двести лет назад, на вопрос министра Сперанского о том, почему не идут реформы, император Александр Первый с горечью ответил: «Некем взять!».

 
 Ленин и дети 

И сегодня у нас нет не просто людей, которые в массовом порядке могли бы что-то изменить, — в ХХ веке произошло разрушение генофонда нации. Бессмысленная Первая мировая война (1914-1918) унесла несколько миллионов жизней, в революцию 1917 года и Гражданскую войну (1918-1920) погибло ещё больше, в то же время миллионы самых ярких наших соотечественников эмигрировали. Раскулачивание конца 1920 — начала 1930-х годов привело к истреблению крестьянства: все кто умел и любил работать, были убиты или сосланы, а их место заняла дремучая, охочая до чужого добра беднота. (Сегодняшние спивающиеся деревенские жители — их прямые потомки.) Репрессии конца 1930-х годов уничтожили не только старых революционеров, но и духовенство, техническую и военную интеллигенцию. Двадцать семь миллионов унесла Великая Отечественная война (1941-1945). Те, «кто в пехотном строю смело входили в чужие столицы», возвращались после Победы к убожеству родных деревень и колхозным трудодням и тихо проклинали советскую власть, но ни о каком новом декабристском движении не могло быть и речи.

Таким образом, Ленин, Сталин и их последователи в течение десятилетий методически уничтожали собственный народ — всех, кто выделялся из общей массы, кто мог не согласиться с начальством, кто осмеливался высказывать своё мнение. В такой ситуации благодарить советскую власть могут, по моему разумению, три категории россиян: кто в советские годы участвовал в делах большевистской тьмы, кто по своей необразованности не знаком с архивными материалами, и кто нагревает на этой теме руки. К какой из этих категорий относится мой корреспондент, мне безразлично.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

В «Татьянином дне» впервые опубликовано 8 ноября 2010 года 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале