Книга для борьбы со страстью

Дневник человека, борющегося с алкогольной или наркотической зависимостью, — особый жанр. Такие книги давно выходят на Западе, и русские участники групп Анонимных алкоголиков и других программ помощи до сих пор пользовались переводными изданиями. Теперь появилась и русская книга, написанная священником, которая не только адресована современному россиянину, столкнувшемуся с проблемой зависимости, но и говорит о Христе так, как учит Православная Церковь, то есть свободна от недостатков западных – зачастую протестантских – изданий.

Презентация книги «Странички трезвости» игумена Ионы (Займовского) состоялась в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» 5 ноября в Манеже. Игумен Иона — руководитель центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков «Метанойя» при Даниловом монастыре в Москве. На презентации говорили не только об аудитории книги – говорили и те, кому она уже помогает в ежедневном хранении трезвости.

 

 "Странички трезвости" вышли тиражом 5000 экземпляров летом 2010 года
в издательстве "Арефа", и две тысячи уже разобраны со склада в книжные магазины

Автор книги, аудитория и издатели

Принимавший участие в издании книги ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин рассказал о трудностях при ее публикации: многие издательства отказались от проекта, поскольку книга ориентирована на узкую и специфическую аудиторию, и ни одна система распространения не гарантирует, что она будет распродана. «Достичь своей аудитории такой книге сложно – это риск для издательства и труд для автора».

 
 Сергей Чапнин

Круг читателей сравнительно небольшой – книга адресована тем, кто желает избавиться от зависимости и готов для этого потрудиться сам. «Потрудиться надо не раз и не два, а трудиться всю свою жизнь. Отсюда и структура книги – чтение на каждый день. Читать книгу сразу залпом как художественную или научно-популярную литературу неправильно и невозможно», – объясняет Сергей Чапнин.

Самое главное, по мнению Чапнина, это отраженный в книге реальный пастырский опыт, опыт работы с человеком сегодня. Современность издания – его основная положительная черта.

Автор книги игумен Иона (Займовский) заметил, что при написании книги обращался не только к тем, кто выздоравливает в группах самопомощи, но к любому человеку,страдающему от любых форм зависимости, в том числе от наркотической или игромании, или имеет созависимость (это частая проблема родственников).
«По опыту я знаю, что такие люди в срыве или в период становления испытывают трудности и страдания», – говорит отец Иона.

Отец игумен отметил, что сейчас тема групп самопомощи в Русской Православной Церкви «если не запретная, то не тиражируемая». Но кто знает, как разовьется эта ситуация. Лептой в дело реабилитации зависимых может стать книга, при составлении которой автор пользовался и литургическими чтениями каждого дня, и житиями святых, и опытом сотрудничества в течение 11 лет в программе «Метанойя». «Метанойя» — центр помощи зависимым от алкоголя и наркотиков и их родственникам при Даниловом монастыре. Как рассказал игумен Иона (Займовский), в Свято-Даниловом монастыре три группы Анонимных алкоголиков, и о двух из них говорят, что они лучшие в Москве. «Многие люди из них являются моими духовными чадами или друзьями. Это так называемое «пассивное миссионерство» - мы просто дали помещение для проведения групп и теперь получаем прихожан и настоящих христиан», – говорит отец Иона.

Православные анонимные алкоголики

Психолог, главный консультант и директор реабилитационного центра «Зебра» Екатерина Савина считает, что аудитория книги больше – это не только уже выздоравливающие алкоголики и наркоманы. С учетом всех зависимых России и их родственников — это сотни тысяч человек. В книге Екатерину Савину привлекает цельность авторского труда.
Уже 14 лет в реабилитационном центре «Зебра» день начинается с чтения таких ежедневников, – рассказывает Екатерина Савина, – но это переводные книги, и там «кроме дефектов перевода есть много вещей, которые меня ранят. Ведь проблема зависимости – проблема духовная. Обращая человека к этим книгам, мы понимаем, что духовность бывает разная. Надо направить человека в сторону Христа, как Его понимают Православная Церковь и Святые Отцы». Книги, написанные на Западе, несут другой взгляд. «Нам приходится каждый день поправлять в меру сил дефекты тех книг, которыми пользуются наши пациенты». А книга игумена Ионы восполняет этот недостаток, – считает директор реабилитационного центра.

 
 Екатерина Савина

«Настоящий автор этой книги – не только отец Иона, но и его пасомые, которые приносили ему то, что он смог переработать и передать дальше», – уверена Екатерина Савина. С ней были согласны присутствовавшие на презентации чада и друзья игумена Ионы (Займовского). Сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин рассказал, что на сегодня в Москве регулярные собрания групп взаимопомощи по методике «12 шагов» проходят в 13 храмах, это около 20 групп. Всего же в Москве их около ста. Хорошая группа работает в Даниловом монастыре, есть собрания в храме Тихона Задонского на Ширяевом поле – и Анонимных алкоголиков, и наркозависимых, с еженедельным молебном для зависимых людей и их родных, после которого люди могут исповедоваться и побеседовать со священником или сразу пойти на группу.

«У этой книги большая миссионерская задача – можно говорить о десятках тысяч людей в нашей стране, кто получил трезвость благодаря собраниям групп. Программа «12 шагов» неполна, она не говорит о Христе, и это должна восполнить работа священника», – уверен Валерий Доронкин.

Эта книга помогает мне каждый день

На презентацию книги пришли друзья и чада игумена Ионы – те, кто борется с зависимостью в группах в Даниловом монастыре и уже пользуется книгой «Странички трезвости».

Сергей выздоравливает от алкоголизма в группе самопомощи четвертый год — остается трезвым. «В нашей программе не принято говорить о религии. 11-й шаг предполагает, что каждый выстраивает свои отношения с богом лично», — рассказывает Сергей. Книгу «Странички трезвости» Сергей читает по вечерам: «болезнь приходит ко мне даже во сне, мне снится употребление, и чтобы встать здоровым и правильно настроиться на новый день, мне надо подготовиться ко сну».

Сергей уверен, что соединить «12-шаговую программу, которая спасла мне жизнь», и православную веру помогает ему эта книга. «Вместе со мной выздоравливает моя семья – у меня православная жена и дети», – рассказывает он.

Олег употреблял алкоголь с юности, порядка сорока с лишним лет. «Моим лучшим другом был алкоголь», – признается он. В период прозрения Олег употреблял усилия, чтобы избавиться от зависимости: стал посещать церковь, в 42 года крестился, в 45 в первый раз причастился. Тогда у него не было духовника: «Я сам был себе Бог и духовник», описывает он свое состояние в то время. «Я исповедовался в нетрезвом состоянии, хотя нечасто, раз в два три года, и так прошло 13 лет».

 
 Игумен Иона (Займовский)

«Когда я принимал алкоголь, я не считал себя больным человеком, у меня было искаженное сознание, и я приходил в церковь посмотреть на противоположный пол, как кто прикладывается, какие ботинки у батюшки, поставить свечку потолще, осудить всех, уйти и снова употребить», – рассказывает Олег.И на одной из исповедей батюшка – теперешний игумен Иона, а тогда простой иеромонах — посоветовал пойти в Данилов монастырь. «Пять с лишним лет я посещаю группу Анонимных алкоголиков в Даниловом и имею трезвость после 40 лет употребления», – говорит Олег. Сначала он не понимал и не принимал программу «12 шагов», потому что с недоверием относился ко всему американскому. Но с ней он преодолел тягу к спиртному. Уже шесть лет Олег исповедуется и причащается раз в неделю, игумен Иона стал его духовным отцом.

Девятый шаг программы говорит, что болезнь неизлечима, кто прекращает работать, тот погибает. На группах люди делятся опытом своего выздоровления. «Мне никто ничего не навязывает: я слышу о других и выбираю свой путь», – объясняют участники.

«Я думал раньше, что трезвость – это неупотребление алкоголя. А программа стала мне открывать, что это трезвость – трезвомыслие, изменение ума», – поделился Олег. Он рассказывает, что «я общался с Богом и в опьянении, как я думал, я искал Бога на небесах, и Он мне еще бородой мотал, а теперь я понял, что надо искать Бога в самом себе. Я искал проблемы вовне – в семье, в стране, а программа говорит, что надо начинать меняться с себя».

Анонимные алкоголики – не единственный путь

К исцелению этого недуга алкогольной зависимости есть и другие подходы. Например, есть чисто религиозный подход – преодолеть зависимость с помощью Таинств или церковно-религиозных действий, например, поехать к иконе «Неупиваемая Чаша», читать акафисты. Протоиерей Алексей Бабурин в Подмосковье ведет семейные группы трезвости.

Также существуют «братства трезвости», которые зародились в той же Америке, а в России появились еще до революции. Священник Александр Рождественский был одним из идеологов этого движения, косвенно участвовал в его развитии святой Иоанн Кронштадтский. В братстве человек дает зарок не употреблять алкоголь в течение определенного времени – полугода, года, десятилетия, всей жизни.

Однако игумен Иона (Займовский) уверен, что алкоголизм – это тяжелое прогрессирующее заболевание, и к традиции обетов и зароков относится отрицательно. Во-первых, так человек нарушает заповедь «не клянись». Во-вторых, как вообще человек может поклясться перед крестом и Евангелием, что не будет болеть в течение 10 лет? Тем не менее Валерий Доронкин считает, что обеты и зароки – тема отдельной дискуссии и встречи, потому что следует разобрать этот опыт детальнее: если в выполнении зарока человек уповает на Божию помощь, это может и не повести к срыву.

Книгу "Странички трезвости" игумена Ионы (Займовского) можно купить в интернет-магазине "Арефа"

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале