Духовное образование: история и перспективы

11 октября 2010 года в Московской духовной Академии начала работу конференция «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы», посвященная 325-летию Академии. Ректоры православных вузов из России, Франции, Америки, Кипра обсуждали опыт духовного образования в разные эпохи, в разных контекстах и проблемы актуализации этого опыта.
 
 Архиепископ Верейский Евгений

Цель конференции - осмысление актуальных проблем богословского образования в России и за рубежом, как отметил ректор Московской духовной академии, архиепископ Верейский Евгений.

Этому вопросу в основном и были посвящены доклады первого дня.

Митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя (Кипр) зачитал приветственное слово архиепископа Кипрского Хризостома. «История Славяно-Греко-Латинской Академии - подтверждение тесной связи славянской России с Греческим миром», - говорилось в послании.

 
 Митрополит Исайя

Его Высокопреосвященство напомнил, что эти связи продолжают существовать и сегодня, в частности, сам митрополит Исайя - выпускник МДА. Он способствовал создании Греко-латинского кабинета Академии и оказывает финансовую помощь в обеспечении связей с Кипром, в частности, в издании «Богословского вестника».

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, епископ Амвросий (Ермаков) выступил с 

 
 Епископ Амвросий (Ермаков)

докладом «Традиции и инновации в духовном образовании: опыт Санкт-Петербургской православной духовной академии».

Он кратко рассказал об истории возрождения Духовных школ Санкт-Петербурга в 1946 году. Задачей воссоздания СПбДАиС было сохранение дореволюционных традиций духовного образования. При этом целью было не только дать учащимся определенную сумму богословских знаний, но и передать им живой духовный опыт, чтобы богословие было для них «руководящим началом жизни».

Возрождение Академии было связано со множеством трудностей. Так что в 1963 году митрополит Никодим (Ротов) согласился возглавить Ленинградскую и Ладожскую епархию только для того, чтобы Академия не была закрыта. Он призывал рассматривать богословскую науку «как средство для спасения, но не как не нечто отвлечеченное".

Вслед за историческим экскурсом епископ Амвросий рассказал о жизни Академии сегодня.

 
 Выступление епископа Амвросия

Он отметил, что, сохраняя традиции, Академия стремится давать свой ответ вызовам времени. Помимо изучения курса наук, студенты активно привлекаются к социальному служению - занимаются с воспитанниками кадетских корпусов, ведут при Академии воскресную школу, ходят в дома престарелых, навещают заключенных в тюрьмах. Будущие студенты «проходят практику в крупнейших соборах Санкт-Петербурга».

СПбДАиС сотрудничеет со светскими университетами. Например, регенты посещают занятия в Консерватории.

После доклада ректора Петербургской Академии Архиепископ Верейский Евгений заметил, что все российские духовные школы в 20 веке прошли «путь поражения, уничижения - и последующего возрождения».

Этой темы коснулся и ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в  докладе «Духовное образование и "светская Теология"».

 
 Протоиерей Владимир Воробьев

Протоиерей Владимир напомнил, что когда говорят о возрождении духовного образования, часто ориентируются на дореволюционный период истории духовных школ, хотя в это время в семинариях происходили бунты. Например, в 1905 году были закрыты практически все семинарии в России: учащиеся выступали против того, что, будучи выходцами из священнических семей, фактически были лишены права получения светского образования.

После разделения образования на духовное и светское наметились проблемные точки. С одной стороны, светский Университет не воспитывал учащихся нравственно (многие преподаватели были иностранцами и доверять им духовное воспитание студентов, фактически, значило бы давать им возможность для обращения их в не православную веру). С другой стороны, «центр тяжести» науки переместился в светские учебные заведения, и духовные были лишены этого ресурса.

С распадом СССР в светских вузах появилась инициатива ввести некий «духовный» элемент - добавить в программу предмет "теология". Фактически же теология заменила собой советский «научный атеизм», а первый государственный стандарт  по предмету разрабатывали светские специалисты. Так возникла «светская теология», которую протоиерей Владимир Воробьев назвал даже «атеистическая теология».

В условиях отмены цензуры Церковь получила возможность развивать не только духовные учебные заведения. Но и создавать светские. Одной из задач православного светского вуза - ПСТГУ  - стала разработка нового стандарта по предмету «Теология», так называемого  «стандарта второго поколения», что и было сделано.

По мнению протоиерея Николая, необходимость введения теологических факультетов или кафедр в светских вузах назрела давно. Вопрос в том, кто будет поддерживать их существование и осуществлять преподавание богословия. «Роль кафедры теологии в государственных университетах невозможно переоценить, - сказал докладчик. - Но нужно, чтобы Церковь ею занималась».

Обращаясь к теме важности истории, протоиерей Владимир Цуриков, декан Свято-Троицкой семинарии в Джорднавилле рассказал о том, как строится изучение истории

 
 Протоиерей Владимр Цуриков

Русской Православной Церкви в диаспоре и какие перспективы существуют у этой работы.

Говоря об изучении истории диаспоры, протоиерей Владимир отметил, что во многом цель работы - воссоздание истории Русской Церкви в 20 веке.  Преимущественно эти исследования касаются жизни русских эмигрантов на территории США.

Главные источники -  архив Свято-Троицкой семинарии, личные архивы ее сотрудников и лиц, так или иначе связанных с ними. Например, многое можно узнать из переданного семинарии архива архиепископа Аверкия (Таушева).

Главная проблема в работе с такими архивами - отсутствие систематизации  документов.

Другие источники, которыми пользуются сотрудники семинарии - Государственный архив, архивы Российской государственной библиотеки и другие. Важные сведения можно почерпнуть из  путеводителей по кладбищам.  «Русские захоронения расположены по всей Америке: в центральной части, в на Аляске...» - напомнил отец Владимир.

Одно из направлений научной работы семинарии - не только сбор и публикация документов, но и пересмотр существующих справочных изданий. Как рассказал докладчик, информация в них нуждается в проверке. Например, в известном справочнике Антуана  Вивера неверно указана дата основания русского храма во Франкфурте: 1844 год вместо 1967.

В планах исследователей - создание полного путеводителя по церковным коллекциям, рассеянным по всему миру.

«Это поднимет новейшую историю Церкви на качественно новый уровень», - заключил докладчик.

О православном образовании во Франции рассказал протоиерей Николай Чернокрак, ректор Свято-Сергиевского православного

 
 Протоиерей Николай Чернокрак

богословского института в Париже. Тема доклада звучала как «Место и роль Свято-Сергиевского богословского института в Париже в системе высшего образования Франции».

Инстиут был основан в 1925 году «элитой богословии и философии, которая бежала от революции», рассказал докладчик. Основателю вуза, митрополиту Евлогию, предложили назвать его Академией, но он отказался, так как был уверен, что Московская духовная академия не будет закрыта.

На первом месте институт ставил цель подготовки священников. И уже после - образованных мирян, готовых служить РПЦ и представлять ее в межконфессиональном и межкультурном диалоге. Благодаря существованию института в Европе православный опыт был открыт миру».

Программа обучения была построена на основе дореволюционных программ духовных школ России.

После , когда преподаватели старой школы, основавшие институт и преподававшие в 1920-1970-е гг., стали умирать,  начались изменения. Все они были продиктованы требованиями времени.  Например, около 1970 года появилась новая и чуждая православной духовной школе дисциплина - мариология, учение о Марии. Она была необходима в межконфессиональном диалоге с католиками, чтобы студенты могли грамотно рассказать им о православном понимании некоторых вопросов.

 
 Большой Актовый зал МДА

Недавно началось преподавание биоэтики. По словам протоиерея Николая, это очень актуальная сейчас область знаний.

По социальным причинам в 80-е годы языком преподавания стал французский (до этого в институте говорили на русском языке). 

Что касается положения института во Франции (где Церковь отделена от государства), это частное высшее учебное заведение. Финансово ему помогают в основном спонсоры (благотворители), во многих вопросах находится поддержка в Министерстве образования Франции. В соответствии с французским законодательством, это абсолютно независимая школа, которая управляется Академическим советом.

Институт стремится сохранять традиции, однако не чуждается изменений. «Необходимо создавать программу, которая соответствует времени», - уверен его ректор.

Свято-Сергиевский институт вошел в Болонскую систему, это позволяет активно сотрудничать с богословскими школами многих стран. Однако реформа обучения продолжается, в частности, преподаватели стремятся, чтобы в разных курсах не было повтора одного и того же материала.

 
 Президиум

По мнению протоиерея Николая, Болонская система дает студенту возможность серьезно заниматься наукой: бакалавриат  обеспечивает общее образование, магистратура - специализацию, а докторантура становится временем серьезных исследований. В институте первые два семестра студент выбирает тему, собирает библиографию и доказывает преподавателям, что она актуальна.  «Это целая игра между профессорами и студентами, но хорошая игра», - пошутил докладчик.

Сегодня в институте обучаются студенты более 20 национальностей. Организуются поездки в разные страны, в этом году в том числе попечением института впервые во Франции был издан французский перевод Священного Писания со всеми книгами, которые входят в православный канон (например. В обычной французской Библии нет целиком книги пророка Даниила и Маккавейских книг).

Важная миссия института - свидетельство о православии за границей. По словам отца Николая, видя его студентов и преподавателей. Общаясь с ними, многие на западе впервые открывают для себя православие. Например, несколько по-иному стали относиться к православной традиции многие католические богословы. «Они увидели. Что схоластика -это система, а православие - это жизнь», - рассказал докладчик.

Взаимодействие с другими религиями, заимствование их научного опыта - неизбежная и необходимая сегодня вещь.

«В академическом плане богословская школа должна быть знакома с современностью, но не должна растворяться в ней», - подытожил протоиерей Николая.

Игумен Петр (Еремеев), ректор РПИ имени апостола Иоанна Богослова напомнил, что с древнейших времен школа созидалась личностью: недаром в Древней Греции школы

 
 Игумен Петр (Еремеев)

носили имена своих основателей. Главная задача духовной школы сегодня - воспитание полноценной личности, а это, по мнению отца Петра, невозможно без  элемента духовного образования.

Докладчик напомнил, что сейчас много говорится о модернизации страны, но начинать нужно именно с образования. Тем более, что 40% жителей России сейчас чему-то учатся.

«Без воспитание личности развитие специалиста качественно невозможно, - уверен игумен.-  Многие люди имеют высокие звания и степени, но практически ничего не принесли обществу, кроме пустых открытий».

Отец Петр заметил, что после изучения богословия учащиеся очень меняются, начинают звдумываться о многих проблемах. «Цель введения теологии  - возвращение человеку первоначального смысла жизни», - сформулировал докладчик.

Он подчеркнул, что в направлении развития духовного образования православные учебные заведения должны действовать «единым фронтом» и иметь единую позицию . Ключевая роль в этом процессе должна принадлежать МДА - старейшей школе в стране, многое могут сделать ПСТГУ и РПИ - православные светские вузы. Главное. О чем нужно помнить: богословие - «не внешняя атрибутика, а внутреннее содержание».

По мысли оцта Петра, развитию духовного обрзовнаия в России может способствовать получение МДА особого статуса (подобно Московскому и Санкт-Петербургскому университетам).

При этом необходимо сотрудничать со светскими вузами.»в Церкви сейчас нет ресурсов, чтобы работать порознь со светскими вузами. И возрождать традиции высшего российского образования нам нужно сообща», - сказал отец Петр.

Профессор РАГС при президенте РФ Ольга Васильева выступила с докладом Русская "Православная Церковь и внешняя политика

 
 Ольга Васильева

государства в 40-е - 70-е гг. ХХ столетия».

Васильева обратила внимании, что в этот период многие события в жизни Церкви были напрямую связаны с интересами государства, и нередко сферы интересов совпадали.  Также Ольга Васильева рассказала о судьбе Русской духовной миссии в 20 веке и о проблемах, связанных с образованием Американской Православной Церкви.

В заключение первого дня на конференции выступил Сергей Кравец, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия». Он рассказал о том, чем живет "Православная энциклопедия" сегодня и на каких принципах строится ее работа.

 
 Сергей Кравец

Конференция продлится до 13 октября.

В ней примут участие специалисты из ведущих учебных заведений Русской Православной Церкви и крупных научных центров: Института всеобщей истории РАН, Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Санкт-Петербургской, Киевской и Минской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российского православного института св. ап. Иоанна Богослова, и ряда других научных и учебных заведений.

14 октября 2010 года состоятся основные торжества по случаю 325-летия МДА.Литургию с Покровском храме Академии возглавит святейший патриарх Кирилл. В 12 часов состоится Торжественный акт, посвященный юбилею Академии.

Начало богослужения в 9.30 утра.

 

За предоставленные фотографии благодарим пресс-службу МДА.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале