Профессора российских вузов обсудили проблему «Интернет и сознание»

22 ноября в ИТАР-ТАСС прошел круглый стол «Интернет и сознание», организованный факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и ИТАР-ТАСС. В режиме «мозгового штурма» ведущие ученые факультета психологии МГУ, специалисты в области сетевых технологий, управления, социологии обсудили проблемы воздействия информационно-коммуникативных технологий на массовое сознание.

22 ноября в ИТАР-ТАСС прошел круглый стол «Интернет и сознание», организованный факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и ИТАР-ТАСС. В режиме «мозгового штурма» ведущие ученые факультета психологии МГУ, специалисты в области сетевых технологий, управления, социологии обсудили проблемы воздействия информационно-коммуникативных технологий на массовое сознание.

«Ученые-фантасты предсказали многое, — сказал декан факультета психологии МГУ профессор Ю.П. Зинченко, — но никто не смог предсказать Интернет». Что это такое: новое пространство культурной оболочки Земли — ноосферы, о которой говорил Вернадский? Или это только технология? Как влияет Интернет на развитие человека и человечества? И если возможно виртуальное общение, виртуальная жизнь, есть ли понятие виртуальной ответственности? Эти вопросы обсудили участники круглого стола.

Декан факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурский отметил, что интерактивные технологии активно используются в нашей жизни, причем не только через Интернет, но и посредством мобильной связи. «С одной стороны, Интернет — это кладовая знаний, с другой — огромное мусорное пространство», — отметил Я.Н. Засурский. — Поэтому возникает проблема экологии Интернета».

«Интернет — это инструмент, а не нечто неодушевленное, — заметил профессор А.А. Солдатов, декан факультета нанотехнологий и информатики МФТИ. Он провел аналогию с созданием аэропланов. «Сначала аэропланы были спортом, развлечением, а потом стали использоваться для перевозки грузов и людей. Со временем возникли таможни и контроль за воздушными границами. В отношении Интернета нам предстоит применить эти нетривиальные решения. В Интернете мы нарушаем границы, например, свободно «скачиваем» нужную информацию. В будущем появятся системы контроля, которые будут следить за перемещениями по виртуальному пространству, в частности, чтобы не нарушались авторские права.

Профессор А.Г. Барабашев, декан факультета государственного управления ГУ ВШЭ прежде всего заметил, что Интернет меняет схему управления. Новые технологии позволяют вести переговоры в режиме он-лайн, поэтому личное присутствие человека не обязательно. Интерактивное общение удобно тем, что: можно избежать пробок, энергетических затрат, а этим путем решить некоторые проблемы экологии. «Поэтому программа–максимум — избавить человека от перемещений в пространстве, так как коммуникации не обязательно связаны с перемещением». Остается только вопрос об «электронных подписях», заверяющих документы.

Мнение о проблеме сингулярности — гипотетического увеличения скорости научно-технического прогресса в результате создания искусственного интеллекта — высказал профессор М.А. Гуриев, директор государственных программ IBM. Суть заключается в том, что могут появиться формы систем, более сложных и развитых, чем человеческое сознание и память. В этом случае люди, как более слабые, могут стать для машин подопытными организмами, как, например, для нас кролики.

Профессор факультета психологии МГУ и член-корреспондент РАН В.Ф. Петренко говорил о лингвистической гипотезе влияния языка на сознание. Китайский, например, в котором нет падежей и прочих средств, которые оформляют отношения между словами, плохо подходит для изложения логических рассуждений, зато — за счет обилия смыслов слов и их метафоричности — является очень поэтичным языком. Немецкий, напротив, очень логичен, но не так хорош для поэзии. По аналогии с этим возникает вопрос о том, как будут строиться «поисковики» в Интернете. Либо они будут ориентированы на четкую формулировку, либо будут выдавать множество документов, связанных с заданным словом ассоциативно, даже метафорически. А поскольку Интернетом пользуются многие, та или иная форма поисковой системы может привести к изменениям в сознании, в восприятии окружающего мира, в процессе мышления.

«Быстрота не нужна. У нас утеряна способность медленного чтения: мы читаем, но не понимаем, не переживаем того, о чем читаем», — резюмировал профессор факультета психологии МГУ академик РАО В.С. Собкин. С 1976 года он занимается исследованиями отношения подростков к чтению. По статистике, нынешние тинэйджеры читают в 4 раза меньше, чем их сверстники 30 лет назад. За редким исключением, они не понимают, о чем читают, и не справляются с тестами на чувство стиля и художественных особенностей текста. Информация, полученная из Интернета, противопоставляется тому, что ребята узнают от друзей, родителей, из книг, газет, радио и телевидения. «Интернет находится в оппозиции к той системе культурных ценностей, которая передается от одного поколения другому. Поэтому развитие Интернета не только технологическая, но и ценностная, культурологическая проблема».

Профессор и заведующий лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ А.Б. Леонова процитировала этнолога и социолога Леви-Стросса: «Сознание человека, как и сознание народа, определяется территорией бассейна той реки, на которой он живет». «Мы сидим на берегу реки «Интернет», — заключила профессор. — И от нас зависит, будем ли мы строить ирригационные системы, разумно использовать ее ресурсы, или нет».

Способны ли новые технологии породить новую культуру или средство останется средством? Как считает доцент факультета психологии Е.П. Белинская, ответ на это может быть получен эмпирическим путем. В веб-коммуникациях наблюдается низкая контекстуальность общения. Не важен социальный статус, гражданство, возраст, этническая принадлежность. Общение строится на принципе «здесь и сейчас». Интернет-поколение (активные пользователи Интернета) — это поколение всего земного шара, для которого национальная принадлежность ничего не значит. «Внеконтекстуальность» ведет к чрезмерной личностности общения и сознания в ущерб обществу.

В заключение профессор Ю.П. Зинченко сделал вывод о том, что сейчас, обсуждая Интернет, можно говорить о «сверхнаивности» человечества, получившего в пользование пространство виртуальной реальности.


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале