Русская Православная Церковь склонна решительно реагировать на вызовы секуляризма, считает прот. Максим Козлов

29—30 марта в Риме в рамках российско-итальянского форума-диалога «Россия — Италия» прошел круглый стол «Роль и место Римско-Католической и Русской Православной Церквей в современном обществе». Главными темами его были: религиозная и светская стороны жизни современного общества, позиции Православной и Католической Церквей по отношению к современным процессам секуляризации и глобализации, Церковь и общество в современной Европе. В числе прочих Россию представлял и настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной академии протоиерей Максим Козлов. В ходе диалога стороны обнаружили как сходство социальных концепций двух Церквей в оценке процессов секуляризации, происходящих в современном обществе, так и существенные различия.

29—30 марта в Риме в рамках российско-итальянского форума-диалога «Россия — Италия» прошел круглый стол «Роль и место Римско-Католической и Русской Православной Церквей в современном обществе». Главными темами его были: религиозная и светская стороны жизни современного общества, позиции Православной и Католической Церквей по отношению к современным процессам секуляризации и глобализации, Церковь и общество в современной Европе. В числе прочих Россию представлял и настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной академии протоиерей Максим Козлов. В ходе диалога стороны обнаружили как сходство социальных концепций двух Церквей в оценке процессов секуляризации, происходящих в современном обществе, так и существенные различия.

В частности, различия касались степени решительности реагирования и отстаивания традиционных христианских ценностей перед лицом нарастающих процессов светской гуманизации и секуляризации. «Приметно было, что члены Российской делегации занимали значительно более жесткую позицию по отношению к указанным феноменам, чем представители итальянской части диалога, которые в значительной мере были склонны искать позитивное сквозь строки», — сказал протоирей Максим Козлов.

Отец Максим пояснил, что когда речь шла о проекте Конституции Европы, где, несмотря на настояние Католической Церкви, вовсе не упоминается о том, что основы европейской культуры заложило христианство, итальянская сторона «пыталась найти христианские корни в самих подходах к строительству этой Конституции: скажем, связывая приоритет свобод человека и прав личности с тем, что сама категория личности в европейском сознании сформировалась только с приходом христианства».

Позиция же Православной Церкви была более жесткой. «Представители нашей делегации склонны были в достаточно решительной мере реагировать на те моменты, которые являются вызовом по отношению к христианскому сознанию со стороны структур объединяющейся Европы и тех законодательных актов, которые под эти структуры подводятся», — говорит прот. Максим.

Так или иначе участники круглого стола пришли к выводу, что этот обмен мнениями можно и нужно считать полезным и было высказано общее желание продолжить такой диалог для лучшего ознакомления со взглядами друг друга и попыток выработки единой, где это возможно, линии поведения по отношению к секулярной Европе.

Российско-итальянский форум-диалог по линии гражданских обществ создан в 2004 году по инициативе президента России Владимира Путина и председателя Совета министров Италии Сильвио Берлускони как долгосрочный проект, целью которого является развитие двусторонних отношений через укрепление взаимопонимания и неформальный диалог общественности обеих стран, сообщает РИА «Новости».

На форуме «Роль и место Римско-Католической и Русской Православной Церквей в современном обществе» Россию представляли Московский Патриархат, Московская духовная академия, МГИМО (У) МИД России и другие. Возглавлял делегацию епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Участниками диалога с итальянской стороны были так же профессора ведущих университетов Италии и сотрудники Ватиканской администрации.

Участниками круглого стола были профессора Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов и А. К. Светозарский, священник Георгий Рябых, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, а также профессура МГИМО во главе с ректором А. В. Торкуновым: профессор Т. В. Зонова, зав. кафедрой дипломатии, доцент В. Р. Легойда, главный редактор журнала «Фома». С итальянской стороны выступали профессор Университета Турина Д. Риконда, профессор К. Адзаро, председатель международной ассоциации «София: идея России, идея Европы», другие представители ученого сообщества, а также сотрудники Ватиканской администрации. В частности, отец Бернард Ардура, профессор, секретарь Папского совета по культуре; архиепископ Франческо Джойа, председатель службы паломничества к престолу святого Петра; архиепископ Жан-Клод Периссет, Папский легат в Румынии и Молдове и другие.

В заключительном заседании принимали участие помощник Президента России, сопредседатель форума-диалога с российской стороны С. В. Ястржембский и Посол России в Италии А. Ю. Мешков.

Во время форума-диалога члены Российской делегации смогли поклониться мощам святого апостола Петра в Крипте Ватиканского собора, а также 30 марта, в день памяти святого праведного Алексия, человека Божия в Риме в храме, посвященном этому угоднику Божию, послужить молебен и приложиться к почивающим под спудом мощам святого. За что русская делегация очень признательна принимающей Католической стороне.

Справка

Преподобный Алексий родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. По их воле вступил в брак, но, желая целиком посвятить себя Богу, в день венчания оставил родительский дом и молодую жену. Он прожил 17 лет сначала в г. Едессе (Месопотамия), на паперти храма, пребывая в молитве и строгом посте и часто причащаясь Святых Христовых Таин. Затем, бежав от чести, которую ему стали воздавать за святость, которой он достиг, по промыслу Божию, вернулся в Рим в дом своих родителей, где, не узнанный ими, был принят как странник. Прожив так же строго еще 17 лет, преставился ко Господу. В руке он держал свиток, в котором описал свою жизнь, благодаря чему был узнан родителями и женой.

Назван человеком Божиим Самим Богом. Первый раз Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне сторожу церкви, на паперти которой жил святой, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Второй раз во время Литургии в соборе святого апостола Петра был голос свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Христиане стали молить Господа открыть им, кто это, и так узнали о кончине святого Алексия. Тотчас после смерти Господь прославил Своего угодника множеством исцелений, происходивших от его тела, которое благоухало и источало чудотворное миро.

Житие святого Алексия, человека Божия, было одним из самых любимых на Руси.

В прошлом 2005 году честная глава преподобного Алексия впервые была привезена в Москву.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале