Полководец утраченной страны

Помню свое первое знакомство с историей русской контрреволюции – в четвёртом классе, на уроке. Объясняла учительница чётко: «Белые хотели, чтобы в России снова стало, как до революции: царь на троне, поп на амвоне, помещик на земле». И всем было ясно: белые – это враги. Потому что хотели вернуть царя, помещика и попа – ненавистных народу эксплуататоров. А красные спасли русский народ от этой ужасной участи.
 

 
 Михаил Васильевич Алексеев
Многое с тех пор переменилось в массовом сознании. Для тысяч наших нынешних соотечественников настоящая русская жизнь немыслима без священника, а в идеале - и без царя (лишь помещик остался не в чести). Но по-прежнему ясно: белые - это враги. Потому что это они отняли горячо любимого народом батюшку-царя, хотели также отнять и православную веру, заменив ее масонством и прочим либерализмом. А красные спасли русский народ от этой ужасной участи.

И самая черная среди белогвардейцев фигура - генерал Алексеев. Ибо ни кто иной, как он устроил Февральскую революцию, заманил Государя в ловушку и заставил отречься от престола. Нет, даже не заставил (ибо не могло такого быть, чтобы Государь в самом деле отрекся), а подделал царское отречение и устроил в России республику, как приказали ему его хозяева - заграничные масоны. И уж, конечно, не для избавления Руси от захвативших власть богоборцев он создал на Дону Добровольческую армию - ту, что сначала называлась Алексеевской организацией и положила основание всему Белому движению. Например, на сайте «Спецназ России» разъясняется: Алексеев по своей привычке действовал вяло. И воевать он собирался явно не с большевиками... Мальчишек-кадет Михаил Васильевич собирался бросить против опытных и безжалостных убийц - немецких солдат. Взрослые люди умирать за «милую Францию» и за обязательства Алексеева перед масонами из союзнических правительств не хотели, и запудрить им мозги было на порядок сложнее, чем юнкерам и кадетам. То же самое понимали и коммерсанты, которые осознавали всю безнадежность дела Алексеева, проигранного задолго до его начала. Все, что было нужно Алексееву и его заграничным «братьям»-масонам - это безропотное пушечное мясо с золотыми погонами, радостно идущее на убой за «милую Францию». До такого и советские пропагандисты не сумели додуматься. Даже те, кто писал, что Солженицын - бывший сотрудник гестапо.

Странно, что двадцать лет свободы доступа к разнообразным историческим источникам не прибавили трезвости в осознании прошлого страны. Наоборот, становятся всё более популярными совсем недавно возникшие мифы: о тайном христианине Сталине, о благочестивом, ревностно верующем полководце Жукове. И хотя при обращении к документам эпохи легко обнаруживается фантастичность этих версий, они приобретают всё новых сторонников среди клириков и мирян, а выражение несогласия с ними обличается как «либеральное умничанье» и предательство интересов России.

Тем ценнее та спокойная, духовно взвешенная просветительская работа, которой из года в год занимается радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». Ее редакция исходит из убеждения, что знание истории нужно не только специалистам, избравшим изучение ушедших эпох своей профессией; оно необходимо любому зрелому человеку, особенно христианину. Примером такой просветительской работы стал выход аудиодиска «Белые генералы: М. В. Алексеев». Это один из циклов программ рубрики «Под знаменем России», которую на радио ведет историк Кирилл Михайлович Александров (Санкт-Петербургский Государственный университет).

Но почему церковная радиостанция обратилась именно к фигуре Михаила Васильевича Алексеева? Почему посчитала, что рассказ об этом сугубо военном человеке важен для современного религиозного сознания?

Один из ответов вытекает из уже сказанного. Генерал Алексеев - антигерой очень популярного ныне исторического мифа. В передачах, составивших диск, ни одно из распространенных обвинений в адрес этого полководца не оставлено без ответа. Особенно подробно, по часам, воссоздана трагическая история отречения Государя Николая Александровича. Это кульминация всего цикла; передачи об отречении сделаны с большой силой сопереживания, с полным пониманием этого события как начала конца России. При этом Кирилл Александров с опорой на документы и воспоминания очевидцев показывает, что представление о «генерале-предателе Алексееве» построено на лжи. А ложь, какой бы она ни была, не может быть допустима в жизни христианина. Поэтому исторические фальсификации, которые широко тиражируются в массовых изданиях (в том числе именующих себя православными), не просто искажают картину прошлого; доверяя лжи и распространяя ее, мы вредим своему духовному состоянию в настоящем, а тем самым ставим под вопрос и наше будущее. Следовательно, освобождение сознания слушателей от таких мифов - естественная задача исторических передач, звучащих на церковном радио.

Передачи, посвященные генералу Алексееву, включают широкий исторический фон. Они позволяют многое узнать о традициях Русской Императорской армии, а также о ее подвигах во время Первой Мировой войны, которая современниками звалась Великой и Второй Отечественной, но после революции была планомерно вычеркнута из народной памяти. В частности, сегодня практически неизвестна роль Михаила Алексеева как командующего, в 1914 году похоронившего надежды Берлина и Вены на молниеносную войну, а в 1915 спасшего армию при отступлении. Как военный историк, Кирилл Александров сравнивает его с полководцами 1812 года и с советскими военачальниками 1941-45 годов; итоги этого сопоставления могут быть неожиданны для слушателей.

Однако восстановление фактов ушедшей эпохи - далеко не единственный смысл обращения «Града Петрова» к личности генерала Алексеева. Для христианина история есть результат взаимодействия Божьей воли и свободных человеческих воль. В ней действует Промысел, но Промысел - это не рок, не фатум. В предложенных Богом обстоятельствах люди вольны сделать тот или иной выбор. А проблема выбора - это всегда нравственная проблема. Радио «Град Петров», в частности - рубрика «Под знаменем России», предлагает слушателям размышление над событиями прошлого как поле личной духовной работы. История жизни генерала Алексеева, одного из немногих по-настоящему воцерковленных деятелей начала ХХ века, обсуждается здесь в свете проблем соблазна и антисоблазна, ответственности и безответственности, духовной дисциплины и духовной наглости. И незаменимая роль в этом обсуждении принадлежит собеседнице Кирилла Александрова - редактору «Града Петрова» Марине Лобановой. В то время как историк сосредоточен на множестве подробностей, известных лишь специалистам, ведущая задает ему вопросы, которые мог бы задать человек со стороны: «Почему такое стало возможно?» или «Как же он мог так поступить?». Тем самым Марина Лобанова как бы представительствует от лица не профессионалов, а просто людей, переживающих за судьбу Отечества и потому искреннее желающих разобраться в его прошлом. Ее эмоциональные реплики, живой отклик на слова историка направляют обсуждение от фактов к их нравственному осмыслению, а также придают передачам цикла особое, «домашнее» звучание, которого не бывает в лекциях-монологах.

Презентация диска, прошедшая в январе 2010 года в Доме книги на канале Грибоедова, собрала немало слушателей и дала повод к размышлению не только о давних событиях, но и об особенностях современного мышления. На вопросы из зала, почему Алексеев изменил присяге, Кирилл Александров вновь и вновь отвечал, почему действия генерала (реальные, а не вымышленные) не подходят под определение «измена», но аудитория упорно спрашивала: «Ну, а почему же всё-таки он стал предателем?» Невольно задаешь себе вопрос: почему наши православные соотечественники всецело доверяют сочинениям малосведущих публицистов и глухи к словам выдающегося священника - последнего протопресвитера Русской Императорской армии и флота Георгия Шавельского: «После семнадцатилетнего знакомства с генералом Алексеевым у меня сложилось совершенно определенное представление о нем. Михаил Васильевич, как и каждый человек, мог ошибаться, - но он не мог лгать, хитрить и еще более - ставить личный интерес выше государственной пользы».

Мы вообще склонны к двойным стандартам в оценке исторических лиц. Например, Лев Тихомиров, автор труда «Монархическая государственность», считал царствование Николая II настолько губительным и приближающим революцию, что уже 10 сентября 1915 года записал в своем дневнике: Государю следует отречься от престола. Однако Тихомиров ныне прославляется как выдающийся монархист и православный патриот в тех же самых кругах, для которых Алексеев (согласившийся на то же отречение через полтора года в совершенно иных, катастрофических условиях) - враг монархии и России. Последнее царское правительство во главе с князем Н.Д. Голицыным 27 февраля 1917 года отказалось выполнять свои обязанности и телеграммой уведомило об этом Государя, который через три дня отрекся от престола. Однако членов этого правительства (бросивших, по сути дела, свои посты в решающие для государства дни) публицисты не обсуждают как предателей, погубивших монархию. Генерал Алексеев своего поста Начальника Штаба Главнокомандующего в могилевской Ставке не оставлял, выполнять приказы Императора не отказывался. Однако его слов о желательности в сложившейся ситуации отречения Государя в пользу Наследника тем же публицистам достаточно, чтобы из статьи в статью квалифицировать его поведение как измену. Теми же словами и о том же самом Государя просил тогда и его дядя, Великий князь Николай Николаевич, командующий Кавказским фронтом, но к Николаю Николаевичу у обличителей Алексеева претензий нет. Иван Шмелев, будущий автор книги «Лето Господне», с восторгом приветствовал Февральскую революцию и писал в своем очерке «Разруха ли?» (май 1917): «Первые свободные поля. Их оплодотворила Святая Революция. Это святой хлеб свободной Руси». И это не мешает ему быть самым почитаемым в православной среде русским писателем, и не пишут о нем, что он продался «заграничным братьям-масонам». Алексеев в том же мае 1917 года, выступая в Могилеве на открытии офицерского съезда, оценил последствия «святой революции» совсем иначе: «Россия погибает... Она стоит на краю пропасти. Еще несколько толч­ков вперед, и она всей тяжестью рухнет в эту пропасть...». Но те же люди, которые называют Шмелева православным патриотом, именуют Алексеева «предателем-февралистом».

Откуда же этот двойной стандарт? Почему именно генералу Алексееву вменяется в преступление даже тень тех поступков или высказываний, которые не ставятся в вину другим деятелям того же времени? Не потому ли, что последним и главным делом его жизни стало то, о чем рассказывают заключительные передачи нового аудиодиска - создание Белой армии? Современные жители России в подавляющем большинстве - потомки красноармейцев или тех, кто помог им победить своим бездействием. Не признавать же губителями Святой Руси своих собственных предков; приятнее считать ее изменниками белых. Красные - наши, белые - чужие, враги: это убеждение живет на уровне подсознания. И раз мы решили теперь быть патриотами и христианами, то лучше мы задним числом объявим ими советских командиров, чем признаем таковыми белых военачальников. А если факты этому противоречат, подправим факты - лишь бы не лишиться привычной картины мира, не утрудить себя настоящей переменой ума. 

Генерал Алексеев был полководцем той России, которую мы утратили. Образованный человек из крестьян, ставший потомственным дворянином. Солдатский сын, возглавивший Императорскую армию. По словам генерала Деникина, в годы революционной смуты имя Алексеева «было тем знаменем, которое привлекало людей самых разнообразных политических взглядов обаянием разума, честности и патриотизма». О том, что христианский патриотизм требует разума и честности, напоминает и новый аудиодиск радиостанции «Град Петров».

 

Светлана Всеволодовна Шешунова родилась в 1964 г. в Дубне (Московская область). Закончила филологический факультет МГУ. Доктор филологических наук, работает в должности профессора на кафедре лингвистики Международного университета «Дубна». Докторская диссертация посвящена национальному образу мира в русской литературе. Автор монографий о творчестве И.Шмелева и А.Солженицына. Прихожанка храма Всех святых, в земле Российской просиявших (г. Дубна).

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале