Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста.

Любой христианин, именующий себя воцерковленным, знает и понимает, что важнейшая церковная служба – это литургия, во время которой совершается таинство евхаристии – благодарения. Можно даже сказать, что литургия – это и есть евхаристия. Однако так сложилось (и уже очень давно), что центральная по смыслу, важнейшая часть литургии – анафора (т. е., в переводе с греческого, возношение) – недоступна для мирян: из замечательных по глубине и красоте молитв, связываемых с именами святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, предстоящие и молящиеся в храме лишь обрывки – повисающие в воздухе придаточные предложения и причастные обороты.
 

Между тем в тайных молитвах нет никакой эзотерики. Более того, важнейшие из них - молитвы анафоры - по своему смыслу и содержанию должны читаться от лица не одного лишь священника, но от лица всех престоящих и молящихся. Хочется верить, что не за горами то время, когда евахристические молитвы будут читаться вслух (собственно, патриарх Кирилл, как могли убедиться все пришедшие в этом году на престольный праздник в храм св. мученицы Татианы, читает эти молитвы гласно). Однако и сейчас никто не запретит нам - и священнослужителям, и мирянам - открыть служебник и вместе поразмыслить над теми текстами, которые и составляют существо литургии.

Предлагаемые вниманию заинтересованного читателя публикации не претендуют на высоты и глубины литургического богословия - они предназначены для тех, кто, быть может, впервые решается мысленно проникнуть за завесу алтаря и узнать, о чем же от имени всей общины молится пресвитер.

Мы начнем сразу с возглашения священника «Благодарим Господа!» (т.е. «Давайте возблагодарим Господа!»), которое звучит вскоре после того, как пропели Символ веры. Здесь содержится ключевое для литургии понятие благодарения, евхаристии. Именно благодарение и является жертвой, приносимой нами Богу, - ибо, кроме этого, ничего своего у нас нет.

На слова священника хор откликается таким песнопением: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Надо заметить, что песнопение это исключительно русское, возникшее весьма поздно; у греков поются лишь три слова - «Достойно и праведно», которые представляют собой начало молитвы, читаемой священником.

Итак, после призыва предстоятеля возблагодарить Господа читается первая из «тайных молитв». Хотя, как уже отмечалось, в настоящее время эту молитву читает один лишь священник (и притом молча, про себя), по самому своему смыслу она представляет собой обращение к Богу Отцу всего собрания христиан, которое возглавляет пресвитер - возглавляет, но не подменяет собою всю общину. Сразу же следует подчеркнуть, что весь текст литургии, начиная с молитвы «Достойно и праведно...» и вплоть до ектении «Вся святые помянувше...» - евахристические молитвы, возглашения священника, песнопения хора - представляет собой единое целое, где подчас трудно поставить точку.

Приведем текст молитвы в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота): «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты - Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные...».

Молитва начинается со славословия, благодарения Небесного Отца. Далее следует важное в догматическом и нравственном отношении утверждение: Богу подобает поклоняться на всяком месте (ср. Ин 4:19-24), на которое распространяется Его владычество (а значит - везде), ибо сам Бог не ограничен временем и пространством. Сказанное о Боге Отце (неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий) приложимо и к Сыну Божиему, и к Святому Духу.

Мы исповедуем Бога не только Творцом, но и нашим Восстановителем, неотступно и неустанно трудившимся в течение сотен и тысяч земных лет для того, чтобы возвести нас, падших, на небо и даровать Свое будущее Царство. За все эти благодеяния - тайные и явные, известные нам и неизвестные - мы благодарим Святую Троицу. Благодарим Триипостасного Бога и за нынешнюю службу, за литургию, за общую нашу молитву, которую Господь принимает от нас, - несмотря на то, что на небесах Ему предстоят тысячи и десятки тысяч ангелов и архангелов, херувимов и серафимов.

В конце молитвы мы поставили многоточие. Это не случайно, ибо молитва на этом не кончается: прямым ее продолжением являются возглашаемые вслух слова священника, всем хорошо знакомые: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Этот причастный оборот, как мы теперь понимаем, относится к небесным силам: «... предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов... победную песнь поющие...». Но что, собственно, восклицают ангелы? Их песнь мы слышим далее в исполнении хора: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Здесь соединяются слова серафимов из видения пророка Исаии (Ис 6:3) и евреев, радостно приветствовавших Мессию при Его вступлении в Иерусалим (Мф 21:9).

Далее священник читает вторую молитву, где также поминаются воинства небесные, - но об этом уже в следующей публикации.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале