Следы на сердце

Наверное, его назовут сентиментальным. И он не получит никаких призов. Но совершенно очевидно, что этот фильм – украшение 32-го Московского международного фестиваля.
 

 следы на песке
 Кадр из фильма «Следы на песке»
В программе кинофестиваля немало картин о недавнем социалистическом прошлом в Восточной Европе, о жизни по эту сторону «железного занавеса» и Берлинской стены. Присутствуют они и в основном конкурсе («Как рай земной» Ирены Повлазковой, «Последний донос на Анну» Марты Мессарош, «Розочка» Яна Кидава-Блонского и другие), им посвящены даже специальные программы - например, «Русский след» («День Победы» Шона Рамсея, «Снег и пепел» Шарля Оливье-Мишо, «Кинопоезд «Бишкек-Москва»» группы авторов и т.д.). Похоже, осмысление нашей недавней варшаво-договорской истории стало чуть ли главным пунктом нынешнего кинофорума. Что само по себе любопытно.

Однако если многие увлеклись чуть ли не ритуальным оплеванием славяно-социалистического вчера и за коммунистическим лесом не видят жизненных стволов, то Ивайло Христов в своей картине сумел заглянуть значительно глубже. Он посмеивается над глупостью, иронизирует над маразмом, сочувствует страданиям, но смотрит - в самое сердце.

Сюжет фильма «Следы на песке» не больно мудрен. Молодой болгарин Слави, которого бросает возлюбленная, слетает с катушек. После серии злоключений он решает бежать из страны в капиталистический рай, что и осуществляет, нелегально переправившись в Австрию. Там он мыкается с работой, языком, тоскует, пытается завязать роман с одной сербкой, но та в итоге возвращается в Белград. Тогда Слави двигает в «страну чудес», и в Нью-Йорке ему улыбается счастье: деньги, дом, машина. Но на душе все та же тоска.

 следы на песке
 Кадр из фильма «Следы на песке»

Через 20 лет странствий Слави возвращается в Болгарию, находит мать (отец к тому времени уже умер), спившегося друга, который когда-то увел его девушку, и - наконец - свою любовь. Которая не только не заржавела, а покрылась позолотой страданий, увенчалась короной мудрости. И, как ни странно, хэппи-энд. Потому как еще в глубоком детстве они обручились и обещали быть вместе.

Но сюжет - что? сюжет - ничто, просто хребет, тем более что свою жизнь Слави рассказывает своим землякам в аэропорту, вспоминая прошедшее. И именно они - уже в режиме реального времени - заставляют его ехать домой, в Видин, а не в Варну, к певичке, с которой он познакомился в Америке. Важна реакция слушателей, зрителей, которые могут помочь принять правильное решение. Потому-то главный герой и приходит в церковь, где просит своего давно умершего дедушку, такого же беглеца и нон-конформиста, дать ему «знак» и наставить на путь истинный.

следы на песке  
 Кадр из фильма «Следы на песке»
Слави не диссидент, он просто что называется «отвязанный парень», славянский Холден Колфилд, не знающий компромиссов и не разбирающий броду. Вступит в голову - бросается в Дунай и плывет в Австрию, надоест там - отправляется в Америку, и так далее, почти со всеми остановками. Но, поездив по Европе и насмотревшись ее красот, заработав денег в Америке и вкусив от ее свободы, он возвращается домой. Домой! - эта метафора раскрывается в картине отнюдь не только в географическом смысле.

Ведь политика, войны, репрессии, государства, идеологии - все это лишь обрамление к одной самой главной теме. А тема эта - бесконечная любовь Бога к человеку. И ее отблески: любовь матери к сыну, любовь мужчины к женщине, дружба, тоска по родине.

Вот почему так ярко звучит в картине знаменитая притча о человеке, который вопрошает Бога, видя следы на песке: «Почему же Ты бросал меня в самые трудные моменты жизни? Почему на песке остались только мои следы?» А Господь ему отвечает: «Это не твои, а Мои следы, потому что в самые трудные моменты жизни Я нес тебя на руках».

Иллюстрации взяты с сайта http://www.film.ru/afisha/movie.asp?code=STUPKIVP

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале