Борис Любимов: тоскую по подлинному авангарду и подлинной классике

С 25 мая по 30 июня в Москве проходит очередной Чеховский театральный фестиваль. Фестивальные спектакли традиционно собирают большую аудиторию, хотя не секрет, что театр сегодня не особенно популярен. О «внешних» и «внутренних» проблемах современного театра, а также о том, какие спектакли сегодня стоит смотреть, рассуждает ректор театрального училища имени Щепкина Борис Любимов.

- Борис Николаевич, в связи очередным скачком в развитии технологий искусства, в частности, появлением 3D-фильмов, вновь возникает вопрос: что может дать современному человеку театр такого, чего не даст никакое «усовершенствованное» кино?

 
                 Борис Николаевич Любимов

- Я очень хорошо помню пору своего отрочества, когда крупные теоретики искусства говорили, что с развитием кинематографа (даже еще не телевидения) театр отомрет. Но не успели они это произнести, как театр пережил в 1960-е годы свой расцвет. Просто надо иметь в виду, что театр - это не массовая культура, он элитарен, он никогда не будет собирать стадионы. Театр не будет таким богатым, как кинематограф, но не будет и таким дорогим. У театра есть одно главное отличие - наличие живого человека, которого не заменит никакое развитие техники. Могут появиться 5D, 7D, еще что-то, но человек странное существо: чем большие возможности предоставляет прогресс, тем сильнее его тянет на природу или путешествовать пешком.

- Кроме того, спектакль «эксклюзивен»: второго такого никогда не будет.

- Ну конечно! Показ фильма по телевидению или в кино - это копия. У спектакля копии быть не может: даже если спектакль идет в 136-й раз, он отличается и от 135-го показа, и от 137-го. Всегда найдутся зрители - не будем преувеличивать их количество, - которым это важно, которые хотят вырваться из своей квартиры и пойти куда-то. Это роднит их с любителями кино, но при этом они идут в театр, который, в отличие от кино, покажет им не тени людей, снятых несколько лет назад, а живого человека. Кроме того, увидеть полюбившегося актера на сцене, а не на экране - совершенно особенное впечатление.

 
 

- Какое понимание театра Вы пытаетесь привить студентам? Фраза Щепкина, выбитая на стене училища, «Театр для актера - храм. Это его святилище! ... Священнодействуй или убирайся вон!» - актуальна?

- Последние годы я не столько педагог, сколько чиновник. Даже придумал для себя формулу: я занимаюсь не театроведением, а театроделанием. Так что мое дело обустроить этот «храм», сделать его удобным для преподавателей и студентов. Эту формулу студентам должны прививать их педагоги и мастера, и думаю, что они так и делают. Сам я говорю несколько скромнее: театр - это дом. Надо стремиться создать такую атмосферу, которая ласкова, добра, мобилизует силы для творчества, а не для интриг, зависти и злобы. Такой театр - самое замечательное, что может быть. Мне кажется, что сегодня это больше всего удается Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, но они пока «маленькие», им легче.

 
 

- Говорят, что настоящая жизнь, в том числе и театральная, есть только в Москве и Петербурге. А как обстоят дела в провинции?

- Замечательные актерские силы есть везде, мне кажется, их можно найти в любом театре - от Ярославля до Омска. Актерская талантливость вообще заложена в русском народе. Ээто я вижу и по абитуриентам училища.

- Но имеет ли талантливый провинциальный актер возможность в достаточной степени раскрыть и реализовать свой талант у себя на родине?

- Это сложно: артисты очень тесно связаны со средой и с аудиторией.

 
 Студия театрального искусства Сергея Женовача. Спектакль "Битва жизни"

- Часто провинциальные театры переходят на развлекательные спектакли - чтобы привлечь зрителей.

- Конечно, так они пытаются выжить. А если человек привык к «Камеди-клаб», он неспособен воспринять что-то глубокое и сложное. С другой стороны, недавно телевидение сделало эксперимент: показало сериал Владимира Бортко по роману «Идиот», и вся Россия его смотрела; потом люди потянулись и в книжные магазины, чтобы Достоевского почитать. А после того, как показали фильм Панфилова «В круге первом» - пошел спрос на Солженицына. Так что все не безнадежно.

- Так в столицах театральная жизнь действительно благополучна, или это стереотип?

- Мне кажется, что театральная жизнь переживает не лучшую пору и в столицах - хотя бы потому, что она очевидно переходная. В театре проводятся реформы, и пока никто не представляет, какой будет его жизнь в будущем, будет ли театр по-прежнему государственным и в какой степени. Кроме того, и в Москве и Петербурге лучшие достижения последних десятилетий связаны с режиссерами, которым от пятидесяти до девяноста лет. Если даже молодые режиссеры поставили несколько ярких, эпатажных спектаклей, то как художественные руководители они себя пока не зарекомендовали. И это тревожит.

Невысок сейчас и уровень драматургии. Способных людей много, а таких, которые вели бы за собой театр и заставляли его меняться, так, как это делали Островский, Чехов, Булгаков, а во второй половине ХХ века - Розов, Володин, Арбузов, Зорин, Рощин, Вампилов, - нет. Это не только в России. На Западе я не знаю современных драматургов масштаба Брехта, Артура Миллера, Теннеси Уильямса, Жана Ануя или - для любителей абсурда - Беккета и Ионеско.

 
 Студия театрального искусства Сергея Женовача. Репетиция спектакля "Три года"

- Каковы основные тенденции в современном театре - он тяготеет к классике или к авангарду?

- Смотря что понимать под классикой и авангардом. По-моему последние новации остались в 1920-х годах (не имею в виду технологию - это другой вопрос). Я не вижу ни одного спектакля, о котором не мог бы сказать, что что-то подобное уже было. Когда Мейерхольд ставил «Лес», это было авангардом по отношению к театру Островского. А сейчас... Ну, можно поставить «Три сестры», где все три сестры - лесбиянки, а Вершинин живет с Тузенбахом. Но это что, авангард? С другой стороны, покажите мне какой-нибудь спектакль Малого театра, о котором можно было бы сказать, что он поставлен так, как ставили в XIX веке. Так что я очень тоскую и по подлинному авангарду и по подлинной классике.

- Как сориентироваться среди многообразия постановок? Где можно прочитать наиболее авторитетные отзывы?

- Больше всего отзывов и рецензий сейчас в рекламных изданиях, которые не дают ни положительной, ни отрицательной оценки. Они пишут о том, что и, главным образом - кого можно увидеть. Но есть издания, где отделы культуры достаточно внимательно следят за театральным процессом - «Известия», «Независимая газета». Критик сейчас не столько критик, сколько журналист, и не всегда осмеливается сказать то, что думает. По-настоящему критические отзывы в печати найти трудно, но, мне кажется, этот недостаток легко восполняет Интернет. Можно ориентироваться на театральные фестивали. Для России наиболее авторитетны Чеховский фестиваль, который как раз проходит сейчас, и «Золотая маска». Традиционно хорошие спектакли ставят Ленком, театр Вахтангова, Малый театр, Мастерская Петра Фоменко, студия Женовача.

- Что в текущей театральной жизни Вам представляется наиболее интересным?

- Мне очень понравился эксперимент, проведенный Российским академическим молодежным театром и Современником, которые предоставили свои площадки молодым режиссерам, ученикам, главным образом, Сергея Женовача. Выйдут ли из Половцевой, Перегудова, Назаровой крупные имена - не знаю, но почерк свой у них есть. Эту черту сезона я бы отметил. Я вообще с большой надеждой смотрю на молодое поколение.

Фотографии спектаклей с сайта http://www.sti.ru/

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале