Церкви дана свобода, а людям дана Церковь

Донской монастырь и его некрополь - свидетели истории России последних четырех столетий, здесь захоронены герои нескольких войн, философы и священнослужители, покоятся мощи святителя Тихона и хранятся спасенные барельефы первого храма Христа Спасителя. Наместник монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл размышляет о том, каким должен быть музейный комплекс на территории монастыря, чтобы увековечить память об эпохе гонений и создать цельную картину российской истории, не обходя стороной проблемы XX-го века.
 

 
 
- Владыка, Вы не раз говорили, что планируете создать в Донском монастыре три музея - музей Патриарха Тихона и новомучеников, музей истории обители и музей некрополя. Как Вы будете строить эту работу?

- У нас, не только в Церкви, но и везде, по сусекам часто собирается немало интересного, ценного и важного, с чем нужно знакомить людей. В Церкви же ничто не может использоваться исключительно для любования. Экспонаты должны нести определенную просветительскую нагрузку. Поэтому, после того, как мы вынем на свет Божий все, что сейчас никак не систематизировано и хранится в монастыре под спудом, создадим подходящие помещения, структуру, которая будет обслуживать экспозиции, музеи начнут работать на просвещение людей.

Вы спросите, почему именно эти музеи. Музей монастыря - это логично и ясно: Донской монастырь с огромной замечательной историей - один из древнейших на территории Москвы. Музей некрополя - это тоже понятно, потому что на сегодняшний день здесь находится более 2000 захоронений, в том числе родовые усыпальницы царей и князей грузинских, князей Голицыных, целая группа родственников Пушкина, мать Тургенева, бабушка Толстого, историк Ключевский, Чаадаев, около 70 героев войны 1812-го года, и множество других людей, славных великих делами, которые они совершили на благо России. Поэтому здесь самое место для исследования их жизни и творчества.

Третий музей или третий раздел общего музея посвящен новомученикам и Патриарху Тихону, который проживал здесь под домашним арестом, и именно здесь, можно сказать, возглавлял штаб противления злу, которое нахлынуло после революции, и очень многих подмяло под себя. Патриарх Тихон был Предстоятелем Церкви и поэтому он возглавляет сонм российских новомучеников и исповедников. В этом музее мы будем говорить в целом о страдании, об исповедничестве православных людей, в первую очередь епископов, священников, мирян, которые пострадали в эти страшные времена.

- Планируете ли Вы привлекать специалистов по современным музейным технологиям, чтобы музеи были живыми, производили впечатление на посетителей? Ведь музеи, особенно те, которые связаны с темой страданий и национальной памяти, сегодня создаются не просто как "мемориальные помещения", но интерактивны, подразумевают отклик со стороны посетителей.

- У нас уже есть целый ряд близких монастырю сотрудников, которые в свое время работали в государственных структурах, в Министерстве культуры, в Третьяковской галерее. Конечно, у них есть связи с научным сообществом и богатый опыт работы, они изучили буквально каждую пядь монастыря, его дореволюционную и новейшую историю. Сегодня они - мои ближайшие помощники по контакту монастыря с государственными органами, органами охраны памятников, министерствами, музеями. Эти люди знают, что требуется для создания современного музея.

Мы, безусловно, продолжим привлекать серьезные научные кадры. Предполагаем провести круглый стол и пригласить специалистов, которые могли бы потом войти в экспертный совет нашего музея. Концепция музея уже есть, но мы собираемся ее прописать более тонко, более точно. Существует еще технический, но очень важный вопрос - какова будет внутренняя структура этих музеев. Я сформулировал для себя их идеологию и концепцию, но вот как должна строиться внутренняя структура, еще не очень ясно. Здесь-то как раз нужны специалисты, экспертный совет.

Для проведения такой серьезной работы по музею Патриарха Тихона и новомучеников мы начали сотрудничество со Свято-Тихоновским Православным Университетом. Университет назван в честь Патриарха Тихона, чье имя - святыня для каждого студента и профессора и, конечно, ректора протоиерея Владимира Воробьева. Недавно состоялась официальная встреча с университетским руководством. Мы отслужили молебен и провели большое совещание, посетили небольшой мемориальный музей Патриарха Тихона, который уже существует в Донском монастыре, и где собраны личные вещи святителя. Необходимо реконструировать этот музей и подвести под его деятельность серьезную научную основу, именно этим и займется ПСТГУ.

Что касается музея монастыря, то значительная его часть разместится в помещениях под Большим Донским собором, там, где находятся захоронения царей грузинских. Это особое место и для исследовательской работы, и для экскурсий. Там же расположена историческая монастырская ризница XVII века, которой требуется серьезный ремонт. В этой ризнице будут храниться и экспонироваться древние облачения, самые ценные иконы, богослужебные предметы.

Теперь разговор о том, насколько живым будет этот музей. Вы знаете, хочется сегодня сделать его таким. Я уже многое об этом прочитал и веду переговоры, чтобы привлечь к работе компетентных специалистов. Нужно, чтобы посетители выходили из наших музеев если не убежденными христианами, то, во всяком случае, полюбившими христианство, ведь все последние 400 лет российской истории отражены в стенах Донского монастыря.

- Владыка, продолжая тему Патриарха Тихона, и вообще отношения людей к истории, к новомученикам, приходится слышать, как говорят, мол, «к блаженной Матроне очереди на километры, а к Патриарху Тихону никого нет»...

- Я бы не стал противопоставлять почитание Патриарха Тихона и почитание блаженной Матронушки, которое всецело зависит от внутреннего убеждения каждого верующего. Святой оказывает человеку помощь, об этом опыте он рассказывает другим людям, свидетельства множатся. И я, и многие люди задают себе такие вопросы. В Москве для поклонения открыты частицы мощей очень древних святых, но к ним идут не так, как к нашей современнице - Матроне.

Если сегодня Господь дал именно ей такую благодать целить недуги, быстро слышать людей, и быстро помогать им, значит, именно такая помощь нужна нашим соотечественникам. И не нужно больше ничего придумывать. Говорят, что ее «раскрутили». Да кто ее раскручивал, когда еще на Даниловском кладбище, где ее сначала похоронили, постоянно гоняли целые толпы людей, но они приходили снова? Я там был пару раз, когда приезжал в Москву и сам все видел. Знаете, каждому святому Господь дает свою силу, свой дар. Есть святые, которые вообще никому не ведомы, но их молитвы так велики, что, например, спасли мир от очередной войны.

В то же время хочу сказать, что народ идет к Патриарху Тихону. Целый день тянется эта ниточка, эта цепочка паломников. Территория Покровского монастыря, где покоится блаженная Матрона, гораздо меньше, там все на виду. А у нас люди зашли к Патриарху Тихону, разошлись по некрополю, и уже их и не видно, словно они растворились.

- А чудеса бывали?

- Однозначно. Я - новый наместник, при мне пока не было ярких свидетельств, но небольшая летопись существует, и уверен, что число этих чудес будет расти. Но повторяю, специально это «раскручивать» не надо. Господь сам прославляет своих угодников. В то же время, необходимо прославлять то великое служение, тот великий подвиг, который нес Патриарх Тихон.

Это необходимо для укрепления веры, ведь она является основным стержнем в жизни человека. Если человек теряет веру в свою супругу, или жена теряет веру в мужа, распадается семья. Если люди теряют веру в своих родителей, то они теряют своих родителей. Если человек теряет веру в свою родину, он теряет родину. Если пахарь теряет веру в то, что вырастет пшеница, он не будет пахать землю. Мы все имеем глубочайшую веру и живем по ней, только этого не осознаем.

Сегодня людям нужна та сила веры, которой обладали Патриарх Тихон и новомученики. Вы не представляете, какое шло давление на Патриарха, когда при нем постоянно дежурили чекисты. Его постоянно обманывали, готовы были уничтожить, растерзать, но он не ушел, не отказался от патриаршества, простоял до самого конца. Враги под видом воров приходили его убить, застрелили его келейника. Представьте себе, какое страшно испытание! Поэтому, прежде всего, мы будем проповедовать глубокую веру святителя Тихона, а уже потом говорить о реальных чудесах, которые случались по его молитвам и прежде, и сегодня происходят у его нетленных мощей, пребывающих в нашем монастыре.

- В Донском монастыре долгое время после возвращения в Россию жил протопресвитер Александр Киселев, он здесь умер и здесь похоронен со своей матушкой. И я так понимаю, что у монастыря продолжаются связи и с семьей, его дочерью Милицей Александровной. Очень трудно идет примирение России постсоветской и России зарубежной. В Донском монастыре захоронены и Иван Шмелев, и Деникин, и Каппель, и Иван Ильин. Может ли монастырь стать мостом, связующим прежнюю Россию, Зарубежье и Россию современную?

- Действительно, наш монастырь занимает уникальное место в истории, в том числе в истории эмиграции именно благодаря Патриарху Тихону. Его всегда признавала Русская Зарубежная Церковь.  Более того, он,  просветитель Америки, фактически принес Православие на Американский континент, а потом так пострадал в России. Патриарх Тихон - объединяющее начало между двумя частями России. Сегодня об этом уже можно говорить во весь голос. Монастырь мог бы стать продолжателем этого дела, потому что здесь находятся мощи святителя.

Все разногласия начались с декларации будущего Патриарха, тогда еще митрополита Сергия, о лояльности советской власти. На самом деле, никто не имеет права осуждать Патриарха Сергия, не побывав  на его месте и на месте тех священников и верующих, которые жили в советском государстве.

С Милицей Александровной мы договорились о том, что тот небольшой Свято-Серафимовский фонд, который сейчас находится у нас, я бы хотел видеть именно центром этого единения. Я готов предоставить для этого все возможное: помещение, доброе отношение, ко всем, кто будет приезжать, готов и сам посещать их мероприятия. В семинарском корпусе Донского монастыря, где сегодня размещаются Свято-Серафимовский фонд и издательство «Русское возрождение», со временем будет создан большой просветительский центр. Может быть, как раз в рамках центра и получится организовать работу по взаимодействию с нашими соотечественниками. Я даю зеленый свет.

- В последнее время происходит героизация советского прошлого. И некоторые православные реабилитируют Сталина. У новых поколений, которые не жили в СССР, формируется миф утраченной великой родины, но при этом понимание того, какова природа этого государства, как-то ускользает за этим победным, героическим мифом. Как Вы к этому относитесь?

- Об отношении Церкви к власти и государству апостол Павел уже написал: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Но одна власть - благословение Божие, другая дана в наказание за грехи народа. Безусловно, советская власть была от Бога, но в наказание людям. За что? За многие-многие грехи, за то неверие, которое подготовило революцию и последующий страшный период. Власть эта была безбожной, я бы даже сказал сатанинской, потому что уничтожались Церковь, святыни, семья, самые лучшие представители народа, общечеловеческие ценности. Последствия античеловеческой политики советского периода сегодня проявляются в огромном количестве разводов, самоубийств, алкоголизме и наркомании. Мы пожинаем, и долго еще будем пожинать плоды разрушительной идеологии. Безусловно, русский народ понес миллионные людские потери. 

Невозможно оправдать ни Сталина, ни весь советский режим, но мы должны сделать определенные выводы. Бог с ними, с теми, кто сегодня, не понимая ничего, старается обелить прошлое. Ведь в то же время, они занимают позицию очень слабых людей, закрывают глаза на действительность, отказываются в ней участвовать, сражаться за будущее, а ведь сейчас нам дана  полная свобода бороться и против зла, и за добро.

Да, мы знаем все минусы демократических обществ, но сегодня в нашей стране можно воспитывать своих детей достойными людьми. Для этого нужно просто самому быть очень сильным и просить, молить Бога, чтобы Он помог эту свободу использовать правильно. Церкви дана свобода, а людям дана Церковь для того, чтобы в ней они искали помощи себе и своим детям.

Совсем недавно мы со Святейшим Патриархом молились в Бутове, на этом страшном полигоне, на котором расстреляны десятки тысяч. Уже в Интернет выложены документы о казни  тысяч польских офицеров в Катыни. О чем мы говорим? То, что сегодня чуть ли не иконы Сталину и Ивану Грозному пытаются поставить в храмах или в домах, я считаю или глубочайшим заблуждением, или, скорее всего, провокацией со стороны тех людей, которые хотят взорвать Церковь изнутри. Вы помните, как противники ИНН пытались внести в церковную среду смуту и раскол. Вот это тоже очередная попытка раскачать Церковь.

Вы правы, люди, которые не жили в те времена, говорят много глупостей. Я же сам жил в 70-е, и ничего особенно хорошего не видел. Конечно, это были не 30-е годы. Мы хоть жили впроголодь, но не было ни настоящего голода, ни расстрелов. Хотя, надо сказать, что некоторых священников сажали и в психиатрические больницы клали и в 70-е, и в 80-е. Советское государство через структуру КГБ и институт уполномоченных по делам религии, где, как правило, тоже работали люди, списанные из КГБ, до последнего работало с Церковью на разрушение. Я вырос в семье священника и прекрасно помню, каким  бледным отец приезжал со всяких бесед и перекрестных допросов. О чем там шел разговор? Предлагали сотрудничать, выявлять врагов советской власти в приходе, доносить на ходящих в храм молодых людей. Отцу пытались доказать, что он священник только формально, ведь «не может же поп верить в то, что он проповедует», а поэтому он должен всячески противодействовать молодежи в Церкви.

И когда я, четвертый сын в семье, собрался поступать в семинарию, и уехал пораньше, чтобы прописаться в другой области, сотрудники органов примчались к нам домой на двух черных «Волгах», и, выясняя, где я, устроили отцу и матери грандиозный скандал. Главным для них было заставить человека поставить подпись о том, что он является их внештатным сотрудником, а уже после этой подписи, конечно, можно любого шантажировать. 

- Как это пережить, как это осмыслить? Например, полякам или евреям проще: для них зло выступало внешней, сторонней силой. А у нас получается, что свои творили насилие над своими...

- Я думаю, что есть две части общества, которые сегодня пытаются мысленно вернуть прошлое и идеализировать палачей. Первая часть, конечно, - это пожилые люди, и в их сознании ничего изменить невозможно. Голосование за Сталина в проекте «Имя Россия» показало, что это очень большой процент нашего общества, те же люди, которые голосует за Зюганова и его партию. Я этого не приемлю категорически, но это их право,  пусть Бог им будет судьей. Но вторая часть - это молодое поколение. Как в Германии есть неофашисты, так и у нас сегодня есть молодые люди, которые романтизируют коммунизм и советскую власть.

Я думаю, здесь лекарство одно: нам нужно лучше вести патриотическую работу. Конечно, и Церковь должна трудиться, но должно и государство работать в этом направлении. Почему в Израиле за несколько десятилетий весь народ выучил иврит? Они захотели, и создали для народа правила, и эти правила, законы, все выполняют. Почему же у нас сегодня у нас нет нормальной патриотической работы?

- Основой такого патриотического воспитания как раз и может служить пример тех, кто захоронен в Донском монастыре, начиная от героев 1812-го года, представителей благородных родов, и заканчивая Деникиным, Шмелевым и Солженицыным. Планируете ли Вы развивать работу с молодежью?

- Действительно, герои, которые захоронены в Донском монастыре, являются примером великого патриотизма. Эти не только герои войны 1812 год, но и других войн, например, Первой мировой. На основании их героической жизни можно сегодня формировать программы воспитания наших детей. Я недавно приехал с Кубани, где услышал из уст губернатора и вице-губернатора, что сегодня национальная идея Кубани - это возрождение казачества. И это возрождение идет там так легко, естественным, нормальным путем.

Нужно, чтобы дети понимали национальные идеи и национальные задачи, истоки которых коренятся не только в победе нашего народа в Великой Отечественной войне, но и глубже - в дореволюционном прошлом.

Конечно, на территории Донского монастыря есть возможность вести серьезную работу с молодежью. Мы уже разослали во все профильные департаменты Правительства Москвы - образования, туризма и т.д., информацию о том, что монастырь открыт, и здесь можно не только посмотреть на прекрасную архитектуру, но и почтить память великих людей, посетить святыни. Мы приглашаем на экскурсии школьников, учителей, студенческую молодежь. Сейчас я принимаю все предложения, которые есть по созданию молодежного просветительского центра, и таких предложений уже много.

 
 

Фото Киры Выгривач.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале